Възд в город Памятник Гайдаю Мемориал Славы

ГОЛУБЕВ В.П.: Поход на Амур Пояркова

ГОЛУБЕВ В.П.: Поход на Амур Пояркова

За последние 10-15 лет в селе Светиловка Белогорского района жители его несколько раз уже находили захоронения древних людей рядом со своими огородами.

Правда, поясним всем читателям, что находки останков неизвестных людей относятся не к древнему прошлому Амурской области, а скорее к средневековью, к ХVII – ХVIII векам.

У всех жителей Белогорского района, конечно, сразу же встал вопрос: а кто были эти жители? Откуда они здесь появились?

Куда они исчезли?

По материалам раскопок, произведённых амурскими краеведами, стало ясно, что это были дауры. Дауры (дахуры, дагуры) жили в восточной части Внутренней Монголии в районе Хайлара и на севере провинции Хейлунцзян, а также в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.

В начале ХI века из-за начавшейся многолетней засухи во Внутренней Монголии племена дауров начали перемещаться в Восточное Забайкалье на берега рек Аргунь и Шилка.

Основные занятия дауров – пашенное земледелие (пшеница, овёс, гречиха, сорго, ячмень, кукуруза), овощеводство, скотоводство и подсобные хозяйства – охота и рыболовство.

Когда образовалось Монгольское государство во главе с Темучином (Чингизханом) и началась долгая и тяжёлая война с Китаем, дауры приняли сторону монголов и активно сражались вместе с ними против китайских войск.

После захвата монголами столицы Китая дауры обратились к Чингизхану с просьбой дать им новую землю для проживания, чтобы на ней была подходящая для земледелия земля и долины для занятия скотоводством.

Чингизхан направил их внимание на земли по среднему течению Амура и на Зейскую долину, где ещё проживали чжурджени – яростные враги монголов.

Получив разрешение заселяться на берегах Амура и Зеи, дауры двинулись в поход на новые земли, вступив в ожесточённые сражения с чжурдженями. Свидетельством этой борьбы является Белая гора в Серышевском районе выше села Воскресеновка, на которой находилась крепость чжурдженей. Она имела крутые склоны, на которые было трудно забраться.

Чжурджены посчитали, что дауры не решатся штурмовать эту крепость по крутым склонам, а будут наступать со стороны севера, где проходила дорога в крепость. Поэтому все наиболее воинственные отряды защищали северную сторону крепости. Но дауры поднялись ночью ползком по отвесным склонам со стороны реки Тома и ранним утром ударили в спину чжурдженям. Сражение закончилось быстро к восходу солнца.

Чжурджени были разгромлены и сдались. Дауры отделили от сдавшихся наиболее работоспособных мужчин и угнали их в Забайкалье в рабство. Перебили стариков и старух, а также всех детей мужского пола, женщин оставили в живых. Они стали рабынями у дауров.

Постепенно дауры вытеснили из долины рек Амур и Зея тунгусские племена и занялись здесь хлебопашеством, овощеводством и скотоводством.

В долинах рек были поставлены даурами новые поселения, состоящие из крепостей и деревянных домов. В начале ХVII века маньчжурские властители Китая начали войну против дауров и эвенков. В 1640 году они подавили сопротивление объединённых сил дауров и эвенков под предводительством Бомбогора и заставили их платить дань маньчжурскому хану.

Между тем, русские землепроходцы достигли реки Лена, и на её берегу основали Якутский острог, который стал в 1642 году административным центром вновь организованного Якутского воеводства. Но русские землепроходцы не остановились на этом, а продолжали искать новые землицы на юге. Они продвигались вверх по притокам Лены – Олёкме и Витиму.

Вскоре они перевалили водораздельные хребты, и перед ними открылась обширная страна на великой реке Шилкар (Амур), населённая оседлыми даурами, по языку родственными монголам.

Приволье, богатство Амура и, прежде всего, то, что там хлеб родится вволю, привлекло внимание первого якутского воеводы Петра Головина, так как в Якутске хлеба, получаемого от «пашенных крестьян», не хватало, и его приходилось привозить издалека, чаще всего из-за Урала.

Конечно, читатель может легко представить, в каком состоянии довозилась мука в Якутск. А русским казакам очень хотелось принимать в пищу свой хлеб, выращенный на новых местах.

И не соболя привлекали тогда землепроходцев в новых краях, а возможность выращивать свой хлеб. Некоторые из них мечтали поселиться в этих местах и выращивать свой хлеб, мечтали о том, чтобы оказаться подальше от российских помещиков и бояр.

 Слухи о богатствах Даурии (так тогда называли неизвестную землю к югу от Якутска) всё умножались, и поэтому в июле 1643 года Головин решил послать на Шилкар 133 казака с пушкой под начальством «письменного головы» Василия Даниловича Пояркова, выделив ему судовой инструмент, много парусины, боеприпасов, пищалей, а также медных котлов и тазов, сукно и бисер для подарков местным жителям.

Поярков был по тому времени образованным человеком из северных губерний России, он дослужился до должности письменного головы – чиновника для особых поручений при воеводе.

К отряду присоединилось полтора десятка добровольцев-промышленников («охочих людей»). В качестве переводчика был выбран Семён Петров Чистой.

Пояркову был дан ряд заданий: описать реки и народы, живущие на них, их занятия, выяснить природные богатства края и представить «чертеж и роспись дороги своей и волоку, к Зее и Шилке реке и падучим в них рекам и угодьям». Был составлен маршрут похода и даны некоторые сведения о реках и народе, живущем на Амуре, а также твёрдый наказ Пояркову, чтобы его люди не трогали и не обижали местное население.

Поярков двинулся на поиски Даурии своим путём. В конце июля на дощаниках он поднялся по Алдану и рекам его бассейна – Учуру и Гонаму. Судоходство по Гонаму было возможно только на 200 километров от устья, а выше начинались непроходимые пороги. Приходилось перетаскивать суда чуть ли не у каждого порога, а на Гонаме их больше сорока, не считая мелких. Плавание по этой реке было поистине героическим делом.

Однажды «на пороге казённое судно заметало, и на том замёте с того казённого дощаника с кормы сорвало государев свинец, что с ним послан был 8 пуд 16 гривенок, и тот свинец в том пороге в глубоком месте потонул и сыскать его не могли». Поярков никак не мог смириться с потерей столь ценного и нужного груза. Казаки даже ныряли за ним, но бесполезно.

 Долго шёл отряд Пояркова по Гонаму. Только поздней осенью, когда стала река, покрывшись льдом, отряд так и не пробился к водоразделу Лены и Амура.

Пришлось Пояркову скомандовать об устройстве на зимовку с судами и припасами на Гонаме, а сам, не вытерпев безделья, налегке с отрядом в 90 человек пошёл на нартах и лыжах через Становой хребет и вышел к верховьям реки Брянты. Через 10 дней трудного пути по Зейскому плато он вышел к реке Умлекан, которая являлась левым притоком Зеи. Здесь начинались земли Даурии. По берегам Зеи стали встречаться селения с просторными деревянными домами крепкой постройки, с окнами, затянутыми промасленной бумагой. Здесь проживали дауры.

На внешности дауров сильно сказалось длительное проживание совместно с маньчжурами и китайцами: при крепком телосложении и высоком росте в чертах их лиц проглядывал монголоидный тип – почти всегда с косым разрезом глаз, выдающимися скулами и жидкой бородой; но глаза у них большие и круглые, нос менее приплюснутый. В языке дауров хотя и была значительная примесь монгольских и китайских слов, но он был более близок к древнему палеоазиатскому языку.

Сильно отразилось влияние китайцев на быте дауров, от которых они переняли устройство жилищ: по берегам Зеи встречались селения с просторными деревянными домами крепкой постройки, они были чем-то похожи на русские избы. Носили дауры одежду их шёлковых и хлопчатобумажных тканей. Религия – шамаистская. У каждого клана дауров был свой шаман, который нёс ответственность за все важные церемонии в жизни дауров. Также было много дауров, исповедовавших ламаизм.

Питались дауры частично растительной пищей, в которой буда (просо) играло главную роль; любили пряные приправы – чеснок и красный перец, хотя у них имелись большие запасы хлеба, бобовых и других продуктов, много скота и домашней птицы, которые шли на обмен в Китай и Маньчжурию.

Коровье молоко и масло дауры не употребляли, пользуясь всегда растительным маслом (кунжутным). Шёлк, ситцы, металлические и другие изделия они получали из Китая в обмен на пушнину.

Но настоящих охотников среди них почти не было. Пушнину они добывали путём обмена муки на шкурки диких животных, которых добывали в тайге тунгусские племена, с которыми они интенсивно торговали. Этой пушниной они платили дань маньчжурскому хану.

Между тем, Поярков приказал захватить в плен аманатов (сыновей даурских князьков и нойонов), которых держал в расположении лагеря своих казаков. Он потребовал уплаты даурами ясака русскому царю пушниной и хлебом. Возле устья реки Умлекан русские пришельцы поставили острог.

В середине зимы ясачный хлеб закончился, который казаки проели, а до тёплого времени, когда вскроются реки и придут суда с припасами, оставленными на Гонаме, оставалось ещё много времени. Начался голод. Казаки стали толочь древесную кору и прибавлять её к муке, стали питаться кореньями и падалью, болели и умирали.

Окрестные дауры осмелели и организовали несколько нападений на острог, к счастью для русских, неудачных. Несколько дауров было убито и осталось лежать возле острога. Казаки, мучаясь от голода, решили есть трупы дауров. Когда, наконец, 24 мая 1644 года пришли суда с припасами с Гонама, Поярков принял решение двигаться дальше вниз по реке Зее. Оставалось у него около 70 человек. Плыть пришлось через густонаселённый даурами район – Зейскую равнину. Даурский нойон (князёк) приказал всем старостам даурских поселений не давать русским никакой дани и не позволять им высаживаться на берег Зеи.

 Русские землепроходцы плыли между враждебными берегами, отбиваясь от нападений дауров, дючеров и других амурских народов. Проплыв весь Амур, Поярков с остатками своего войска выплыл в берегам Охотского моря, откуда он с трудом вернулся в Якутск. Так произошло первое знакомство русских землепроходцев с Даурской землёй.

Стало ясно, что на Амуре проживают разные люди, которые занимаются хлебопашеством. Это открытие привлекло внимание многих охочих людей к новым землям, где можно пахать и сеять.

Якутск был буквально взбудоражен новым открытием...

Источник - "Просто газета" № 49 (281) от 16.12.2014 г.

+2
13:30
3889
RSS
Гость
19:59
+1
Интересно! Спасибо! Творческих успехов1 С уважением1
Загрузка...
|
Похожие статьи
Я. Тряпицин и поход партизан на Нижний Амур - 1
Автор - Тарасов Юрий Анатольевич
ГОЛУБЕВ В.П.: Зажиточные крестьяне Томской волости
Во второй половине ХIХ века в Амурской области стали возникать и развиваться крупные хозяйства предпринимателей и самостоятельных крестьян, которые стали выделяться из крестьянских общин на заимки и вести многоотраслевое, отдельное хозяйство
ГОЛУБЕВ В.П.: Зарождение промышленности в Томской волости
О строительстве железной дороги и железнодорожной станции и мельницы Притуповых
ГОЛУБЕВ В.П.: Развитие торговли в Томской волости в начале ХХ века
«И.Я.Чурин и Ко», «Кунст и Альберс», «Эмери» ...