Възд в город Памятник Гайдаю Мемориал Славы

ИСТОРИКИ ПРОСЯТ ПРЕЗИДЕНТА СТРАНЫ УСКОРИТЬ ОТСТАВКУ РУКОВОДИТЕЛЯ РОСАРХИВА АРТИЗОВА

ИСТОРИКИ ПРОСЯТ ПРЕЗИДЕНТА СТРАНЫ УСКОРИТЬ ОТСТАВКУ РУКОВОДИТЕЛЯ РОСАРХИВА АРТИЗОВА

Как стало известно, большая группа историков и пользователей отечественных архивов обратилась к нашему национальному лидеру Владимиру Путину с просьбой немедленно отправить в отставку руководителя Росархива Андрея Артизова. Наша редакция считает, что вопрос об отставке Артизова уже перезрел. Дальше терпеть такого некомпетентного руководителя просто невозможно. Иначе начнётся полный развал отрасли.

Нужны примеры? Пожалуйста.

Несколько лет назад Артизов под телекамеры докладывал Путину о том, как ускоренно в федеральных архивах происходит процесс рассекречивания различных материалов.

Но об одном умолчал тогда чиновник: он не сказал, в чьих интересах происходит рассекречивание.

В интересах нашей страны или исключительно для некоторых зарубежных контор, которые платят за возможность доступа к целому ряду наших материалов по непонятным контрактам огромные деньги узкому кругу федеральных архивов (за счёт чего кормится в первую очередь верхушка этих архивов)? В частности, можно привести историю с документами, касающимися конца восьмидесятых годов и развала СССР. Руководство РГАНИ в сжатые сроки организовало рассекречивание некоторых документов, опубликовав их в сборнике, патронаж над которым осуществляли некие организации из центральной Европы. Когда же отечественные исследователи попросили у руководства РГАНИ доступ к первоисточникам, то они получили категорический отказ. Нашим историкам заявили: куда вы со своими рылами да в калашный ряд, для вас ещё не истёк некий тридцатилетний срок, чтобы мы ради вас что-то делали! Мол, довольствуйтесь только тем, что рассекречено ради немцев и австрийцев.

Можно вспомнить и другой пример. Сколько в девяностые годы потратила сил архивистка Зоя Водопьянова для сбора материалов об убийстве в 1934 году Кирова и о том, как это дело расследовалось сразу после XX Съезда партии и уже в шестидесятые годы. Но когда Водопьянова практически завершила подготовку двухтомного сборника документов, её почему-то из РГАНИ выдавили, а через какое-то время на Западе появилась на эту тему монография, вторая часть которой полностью состояла из документов РГАНИ (причём часть документов на тот момент не были рассекречены). Что самое интересное, в зарубежном издании составителем подборки документов был указан заместитель директора РГАНИ Михаил Прозуменщиков. И как это оценивать?

Вместо того, чтобы облегчать доступ отечественным исследователям в архивы, руководитель ведомства Артизов стал в последнее время всё делать для того, чтобы перекрыть нашим историкам кислород. Неслучайно он не так давно пролоббировал принятие новых правил пользования архивами. Если раньше сотрудники архивов и рядовые исследователи имели равные права и возможности пользоваться материалами, то теперь исследователи оказались на положении бедных и униженных просителей. Судите сами, архивы сейчас получили права не выдавать историкам нужные дела в течение ста двадцати рабочих дней. Официальное объяснение такое: якобы именно столько времени нужно сотрудникам архива для подготовки ответов на запросы государственных инстанций и на иные потребности. И теперь люди, которые хотят изучить, к примеру, материалы о роли партийной верхушки в судьбе советских классиков, периодически получают отказы на выдачу таких дел. Им предлагают ждать сто двадцать рабочих дней, пока, мол, с этими документами не поработают штатные сотрудники архива. При этом проверить, действительно ли кто-то с нужными материалами работает из архивистов или всё дело в желании скрыть от общественности важную информацию, зачастую невозможно. Я лично пару месяцев назад столкнулся с подобной ситуацией в РГАЛИ. Дирекция этого архива долго отказывала мне в выдаче некоторых дел, связанных с Солженицыным, ссылаясь на то, что архив готовит какой-то сборник и им самим эти материалы крайне необходимы. Однако, когда я проявил упорство, изо дня в день делая новые запросы и добившись всё-таки выдачи нужных дел, то я с удивлением обнаружил, что меня просто-напросто обманывали: никто с данными делами из сотрудников архива и не думал работать (во всяком случае в листах использования архивных дел, обязательных для заполнения, до меня никто никаких отметок не делал). Продолжая тему Солженицына, могу добавить, что в том же самом РГАЛИ мне долго не давали для знакомства две описи из фонда Солженицына, мотивируя это тем, что это якобы воля вдовы классика. Хотя на самом деле воля вдовы на описи ну никак не распространялась!

Никто не может понять, почему после завершённого весной прошлого года переезда РГАНИ в новые помещения этот архив по-прежнему для исследователей закрыт. Если верить размещённой на сайте Росархива информации, переезд РГАНИ признан успешным, переучёт документов показал, что все материалы на месте. Так в чём же дело? Почему после этого уже больше года важнейший архив находится для историков на замке? Самая популярная сейчас версия такая: архивом продолжает руководить 85-летняя бабушка, которая ничего не понимает в современных технологиях и которая за почти тридцать лет своего руководства не смогла самостоятельно написать, кажется, ни одной научной статьи, да и просто-напросто всего боится. Как говорят, с одной стороны, она связана какими-то договорами с Америкой и Европой, а с другой – не знает, как реагировать на запросы отечественных исследователей, поэтому для неё проще оказалось под предлогом переезда затягивать как можно дольше процесс допуска публики во вверенное ей ведомство. И, похоже, г-н Артизов её полностью в этом поддерживает.

Вообще, кадровая проблема в архивном ведомстве – одна из острейших. Посмотрите, кто руководит нашими архивами? Я уже упомянул, что директору РГАЛИ Томилиной 85 лет. Ведь не все в столь почтенном возрасте сохраняют великолепные организаторские качества и замечательную научную форму. Во всяком случае г-жа Томилина не из их числа. Главным хранителем у Томилиной работает г-н Шевчук, который также находится в преклонном возрасте. Директором РГАЛИ уже много лет является другая бабушка – Татьяна Горяева, которой в этом году стукнет 68 лет. Научным руководителем ГАРФа не так давно стал Сергей Мироненко, который в скором времени будет отмечать своё семидесятилетие. Сразу после достижения пенсионного возраста Росархив направил в Военный архив Владимира Тарасова. Получается, что целая отрасль при Артизове превратилась в какой-то геронтологический заповедник.

Уже притчей во языцех стали грабительские тарифы в архивах на услуги по ксерокопированию и сканированию документов. Буквально на днях обнаглевший Артизов распорядился и без того сумасшедшие расценки увеличить на 20 %, и теперь стоимость ксерокопирования одной странички в РГАЛИ доходит уже до 144 рублей. Ну не грабёж ли это?

Наверное, кое-что в сложившейся ситуации мог бы исправить Общественный совет Росархива. Но Артизов, похоже, подобрал этот совет исключительно под себя. В нём преобладают руководители Российского государственного гуманитарного университета, который много лет занимал однобокую позицию в образовательном процессе, делая ставку в основном на либерализм, а также сотрудники целого ряда архивов. Здесь особенно примечательна фигура г-на Пихоя. Когда-то он совершенно случайно стал первым руководителем Росархива. Теперь-то уже многие понимают, что занял он тогда этот пост не потому, что был выдающимся организатором или замечательным исследователем, а только лишь потому, что тогдашняя его жена являлась спичрайтером самого Ельцина. И чем же запомнился Пихоя? Прежде всего тем, что при нём на широкую ногу была поставлена распродажа плёнок с материалами из бывшего архива ЦК КПСС различным американским фондам. Впрочем всё это происходило на глазах нынешнего главного хранителя РГАНИ Ивана Шевчука. Добавлю, что и ксерокопирование уникальных партийных документов для американцев происходило тогда при участии Шевчука. Нет, он лично ничего не ксерокопировал, но он в том числе давал распоряжения, что и как копировать. Это потом Шевчук, испугавшись ответственности, стал заявлять, что он не мог поступить иначе, поскольку главные указания архиву давали Пихоя и один из тогдашних советников Ельцина генерал Волкогонов. Интересно, а что теперь может нарекомендовать в общественном совете этот Пихоя? Наверное, посоветовать г-же Томилиной, как красиво и дорого передать американцам последние неизвестные документы из РГАНИ?

Особой гордостью упомянутого общественного совета является, надо полагать, Николай Сванидзе, который не скрывает своего резко отрицательного отношения к нынешнему курсу российской власти. Кстати, нет ничего плохого в том, что в этом общественном совете числится непримиримый противник нынешнего президента страны, каковым позиционирует себя Сванидзе. Присутствие разных взглядов, конкуренция точек зрения – это всегда хорошо. Плохо как раз то, что в нынешнем совете Росархива большинство имеют противники Путина и люди, которые во многом зависят от Артизова. А где же представители других исторических школ? Почему нет ни одного критика, не согласного с действиями Артизова? Почему в совете нет исследователей, которые готовы защищать государственные интересы?

Я привёл только несколько сюжетов, которые свидетельсвуют даже не о некомпетентности, а о вредительстве руководителя Росархива Артизова. В реальности таких сюжетов гораздо больше. И неужели после всего этого Артизов, Томилина, Мироненко, Горяева и целый ряд других горе-руководителей архивистов останутся на своих высоких постах с огромными зарплатами?

Вячеслав ОГРЫЗКО

Источник - litrossia.ru

15:55
3462
RSS
22:10
В. Иванов-Ардашев
Конечно, сама по себе попытка «достучаться» до президента вызывает сочувствие, но я как историк, архивист и писатель не обольщаюсь насчет результата, ибо мои коллеги-археологи, да и сам лично неоднократно обращались с коллективными и личными посланиями к президенту, в том числе открытыми и опубликованными во многих СМИ.

Но ответа так и не дождались. Хотя некоторые рекомендации и пожелания по спасению древних археологических памятников на том же Ближнем Востоке, судя по всему, были учтены, но сейчас, честно говоря, мне бы не хотелось, чтобы кто-то «наверху» сослался на провинциального писателя и бывшего археолога с двойной фамилией, дескать, благодаря таким «гуманистам и романтикам» Россия и пришла в Сирию.

Нет, ответы нужны вовремя, ответы честные и откровенные, как и уважение к ученым и людям творческим, всерьез озабоченным сохранением нашей исторической памяти и культурного наследия.

Поэтому при всей иллюзорности возможного ответа, все же надеюсь, что это послание архивистов будет услышано нашим президентом.

Источник
Гость
08:05
+2
А это дополнение специально для читателей сайта «Свободная интернет-газета», коль уж сделана перепечатка, кстати, весьма нужная и своевременная, поскольку и сама «Литературная Россия», опубликовавшая обращение историков и архивистов, также нуждается в нашей читательской поддержке.

Дело в том, что на электронный адрес президента России нынче обращаются миллионы людей, и отправить личное послание или краткую просьбу легко, вопрос лишь в том, прочтут ли это?

Сам я дважды обращался таким образом: первый раз, когда был в негодовании от действий игиловцев, демонстративно взрывавших древние статуи на Ближнем Востоке, а потом откликнулся на наивную просьбу знакомого японского археолога, попросившего меня «передать привет российскому президенту», что я в шутливой форме и сделал, опубликовав открытое письмо главе нашего государства, после чего оробевший японский коллега поинтересовался, а его «после этого в России не арестуют?»

«Нет, конечно, у нас народной дипломатии только рады!» — бодро ответил я.

Но это, теперь я думаю, просто болтовня, ибо на эту самую «народную дипломатию» политикам наплевать — и в России, и в других странах.

А мои публикации об открытых письмах президенту можно прочесть на сайте «Дебри ДВ» по запросам «Трудно быть патриотом», «Японский археолог благодарит президента Путина» и прочим, где указана моя двойная фамилия.

Но это было, когда читатели и политики умели улыбаться, а сейчас — лица хмурые, оскал войны, которая, надеюсь, так и не произойдет. Вот почему в моих публикациях, при всей иронии, много печали и тревог.

А на письма президенту, в том числе коллективные, как это сделали упомянутые выше историки и архивисты, я уже не надеюсь.

Хотя почему бы кому-то вновь не попытаться, ибо вера в доброго царя, вождя, президента в России по-прежнему сильна. Ибо блажен, кто верует, говорилось еще в Библии.
Гость
12:16
Что за пессимизм, господин В.И-А ??? Принципы просты и вечны: Нам не дано предугадать, чем Слово наше отзовется! Бейте в барабан и не бойтесь!!! Бояться всегда нужно неверия, лености, равнодушия, тем более «людям-пишущим», которым это дано природой, призванием, профессией! Перо и письмо в конверте, а ныне электронная почта и сайты интернета дают широкие возможности доносить свои мысли, идеи, предложения и т.д. до ответственных структур и лиц. Так что, — и в Вечный электронный бой, покой нам только снится, летит наш Голос, словно птица — меняя Мир! )))
Гость
12:36
Уважаемая Ирина! Это не пессимизм, а скептицизм, и как бывший археолог, а ныне писатель вполне добродушно отношусь к «закидонам» властей — бывших, нынешних и грядущих, мол, и не такое бывало. А переиначенная вами поэтическая классика мне тоже по душе, как и первоисточники, за что спасибо.
12:53
ИСТОРИКИ ПРОСЯТ ПРЕЗИДЕНТА

Детский сад....
18:18
+1
… имени Путина.
Гость
15:22
Нет, не детский сад, а стремление достучаться до президента, настолько опекаемого своей командой, что уже и обычная почта не доходит.

А о своем намерении обратиться с личным посланием к президенту Путину несколько лет назад заявлял и ваш земляк из Амурской области, академик Анатолий Деревянко, директор Сибирского института археологии, да видно и ему не повезло.

Поэтому оставьте надежду быть услышанными там, в Кремле, если, конечно, вам на голову не свалится какой-нибудь метеорит и московским шоуменам от политики не захочется донести сию грохочущую тему до президента, только бы без жертв.
22:54
стремление достучаться до президента

Вот как раз наличие такого стремления и указывает на слабоумие стремящихся. И если выражаться не с точки зрения объективной реальности, что может показаться жёстким и грубым, а толерантно, то сравнение с детским садом подходит наилучшим образом...
Гость
19:32
Публикация слабая, а вот комментарий писателя разумный. Чувствуется, автор давно не верит в такие вот коллективные послания, и если шутит, как в случае с японским археологом, значит есть еще разумные люди, не желающие сбиваться в стадо.
Гость
07:05
Да, публикация так себе, но тут упрек газете «Литературная Россия», преследующей свои цели, а вот перепечатка на этом сайте, я думаю, весьма своевременная и задела читателей за живое, ибо сколько можно полагаться на вмешательство «доброго дяди» в лице президента, тем более нам, дальневосточникам, имеющим свою гордость и свой здравый смысл.
Гость
18:53
Кстати, на хабаровском сайте «Дебри ДВ» сегодня опубликовали ссылку на портал «Свободная интернет-газета» и приведенный выше комментарий писателя с двойной фамилией. Повод тот же — стоит ли надеяться на вмешательство президента и читает ли он вообще подобные обращения из регионов? Ответ, увы, такой: вряд ли.
Загрузка...
|
Похожие статьи
ЗА РЕШЁТКОЙ ЭКС_ГУБЕРНАТОРЫ ЗАБЫВАЮТ О ДВОРЦАХ И ПРОСЯТ ХОТЯ БЫ ВЕНИК
Не могу вот так сидеть и ничего не делать... отпустите меня ))
Путин прокомментировал возможное участие Ксении Собчак в выборах президента
По словам собеседников, близких к администрации президента, рассматривается 5–7 кандидатур