Възд в город Памятник Гайдаю Мемориал Славы

ВЕХИ И ВЁРСТЫ. Глава 465. Анатолий Андреевич Гальцев и Николай Евдокимович Хоменко

ВЕХИ И ВЁРСТЫ. Глава 465. Анатолий Андреевич Гальцев и Николай Евдокимович Хоменко

С Анатолием Андреевичем Гальцевым мы познакомились в свободненском литературном обществе имени Петра Комарова. За его произведения о городе Свободном и за работу над «Историей 396-ой стрелковой дивизии» ему было присвоено высокое звание – Почётный гражданин города Свободный. Анатолий Андреевич подарил мне несколько своих книг. К сожалению, их трудно назвать книгами, потому что они, скорее всего, являются статьями по 10-20 страниц, или брошюрами. Только одна книжка – «Станицы прошлого» написана им на шестидесяти станицах.

Все книги Анатолия Андреевича прочитал очень внимательно, особенно те, которые он написал о заводе «Автозапчасть».  Во всех его публикациях говорилось о роли КПСС и ВЛКСМ, но ни слова не было не сказано о заключённых, которые в с 1932-ого по 1935 год строили этот завод, а потом до 1954-го года работали на нём, потому что завод находился в подчинении  МВД.

Спросил у Анатолия Андреевича:

«Вы, подполковник конвойных войск, в своих книгах пишите о роли КПСС и ВЛКСМ и ни одним словом не обмолвились о заключённых? О какой партии и комсомоле могла идти речь, когда на заводе работали одни заключенные? Да, администрация была партийной, а рабочих партийцев не было. С какого года, и по какой год вы работали на этом заводе?»

Он ответил: «С 1960-го по 1985».

Сказал ему:

«Тогда ясно! После «Андроповской амнистии», которая была в 1953-м году, почти  весь рабочий состав завода был освобождён и уволен. Завод в одна тысяча пятьдесят третьем году выполнил план на 13%, а он выпускал коробку скоростей для отечественных машин «ЗИС – 150», которые были востребованы в нашей стране.

В связи с этим   Горкомом КПСС и ВЛКСМ было принято решение – о направлении в ЦАРЗ - так тогда назывался завод «Автозапчасть», токарей с других заводов. В эту группу токарей – комсомольцев был включен и я. Нас набралось семьдесят человек. С каждого из нас была взята подписка «о запрете контакта с заключёнными и о неразглашении того, что мы там увидим,  или услышим. Я был назначен неосвобожденным  секретарём этой группы. В моём романе много написано того, что я увидел на заводе. Где были ваши коммунисты, когда план был выполнен на 13%?..».

Гальцев промолчал.

Анатолий Андреевич вёл большую работу по поиску своих однополчан. Это прекрасно! Много материала было  посвящено 396-ой стрелковой дивизии.

При расставании, Анатолий Андреевич попросил меня навести в военкомате справки о его сослуживце Хоменко Николае Евдокимовиче. Пообещал это сделать и сделал всё, что мог...

***

Забегая вперёд, скажу, что при приезде в город Братск сразу отправился к Хроменко Николаю Евдокимовичу по указанному мне адресу:  665727 улица Крупская дом №35 квартира 77.

Когда позвонил в квартиру и сказал в чём дело, дверь мне не открыли, а голос за дверью сказал: «Мы обменялись квартирами, поэтому о прошлых жильцах этой квартиры ничего не знаем». Больше разговаривать со мной не стали.

В раздумье постоял немного и решил позвонить в квартиру №78. На мой звонок дверь открыла женщина, объяснил ей кто я и что хочу знать. На лестничной клетке она разговаривать со мной не стала, а пригласила войти. Разговор мы продолжили в непринуждённой обстановке.

Женщина сказала: «О ком вы спрашиваете, я не знаю.  Здесь когда-то жил старичок, но он умер в 2001-ом году. Жена дедушки умерла гораздо раньше его. Последние годы старичок жил с сыном, но тот погиб в автомобильной аварии.

После гибели мужа жена сына старичка несколько раз выходила замуж, после спилась, сменялась квартирами и куда-то уехала. После этого мы её больше не видели. Дедушку хоронил военкомат. Больше я о нём ничего не знаю.»

На другой день пошел в Военкомат города Братска, где начальником офицерского третьего отдела был хороший мой знакомый майор Кравцов. Обратился к нему. Он достал из архива дело капитана Хроменко Николая Евдокимовича и для ознакомления положил его передо мной. Сидя в кабинете, ознакомился с личным делом капитана Хоменко.

На первых листах прочёл следующее:

«Хроменко Николай Евдокимович родился четырнадцатого декабря одна тысяча девятьсот шестнадцатого года. Член ВКПБ с декабря 1942-го года. В партию был принят парторганизацией 242-го полка конвойных войск МВД. Партийный билет №5044511. В июне 1954-го года был обменен политотделом 18-го отдела военизированной охраны МВД на №03599052.

Хроменко Николай Евдокимович имел награды:

1

За победу над Германией

09.05.45

2

За победу над Японией

30.09.45

3

30 лет Советской армии и флота

22.02.48

4

За боевые заслуги

08.08.49

5

Орден Красной звезды

05.11.54

 

         В 1956-ом году Хроменко Николай Евдокимович идёт в запас и работает:

         С 1956-го по 1963 год в Братскгэсстрое старшим инженером в отделе материального снабжения.

         С 1963-го года в посёлке Чекановском Братского района Иркутской области начальником отдела кадров АТУ-6 Братскгэсстроя.

         05.01.72-го года (по достижении возраста) снят с военного учёта.

Дальше писать от руки не стал, мы сделали ксерокопии автобиографии и карту прохождения службы, хотя по закону это запрещается. В деле была фотография Николая Евдокимовича Хроменко, которую выпросил у своего знакомого. Ксерокопии на трёх листах плюс два листа своих записей заказным письмом выслал Анатолию Андреевичу Гальцеву, дописав мнение соседей о Николае Ефимовиче  Хроменко: «Дедушка Николай отличался вежливостью, военной выправкой, был аккуратный и очень уравновешенный». Этот материал отослал Гальцеву и через него передал большой привет Алексею Егоровичу Падалко, моей сестре Наталии Ивановной Бобровой, литературному обществу имени Петра Комарова и Николаю Ивановичу Попову.

16:50
2230
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
|