Възд в город Памятник Гайдаю Мемориал Славы

ВЕХИ И ВЁРСТЫ. Глава 292. Китайцы, бандиты и я

ВЕХИ И ВЁРСТЫ. Глава 292. Китайцы, бандиты и я

В один из выходных летних дней 1958-го года пошёл за покупками на рынок, который тогда располагался на той площади, где сегодня стоит мэрия города и была трибуна, мимо которой проходят парады. Около одного из прилавков услышал шум, подошел к толпе и увидел возле неё неизвестно чем наполненный мешок, рядом с которым стоял китаец, крепко держа в своих объятиях молодого парня. Остальные китайцы на своём языке о чём-то громко говорили.

Спросил: «В чём дело?» Тот китаец, который держал парня, со злобой посмотрел на меня и закричал: «Какое твоё дело? Ходи твоя сторона!» Потом  с тем  парнем он куда-то ушел, но минут через пять вернулся на рынок в возбуждённом состоянии китаец один без парня. Они снова сбились в кучку, махали руками и что-то кричали на китайском языке. Стоя в стороне, некоторое время наблюдал за происходящим, соображая о том, что здесь произошло?

 Подойдя ближе к толпе,  повторил свой прежний  вопрос: «В чём дело?» Китаец зло посмотрел на меня и буркнул: «Тебе что? Ты тоже с той шайка?» «Какой шайка?» - переспросил я.  «А с той, которую сейчас мы поймали, а она убежала».

Работая на публику, я громко сказал, хотя на это не имел никакого права: «Я - офицер милиции и хочу знать, что здесь произошло!». Документы у меня никто не спросил. Да и толку с того, бандит всё равно убежал. Китаец сказал: «А что сразу не сказал, что ты милиция? Я бы тогда не упустил того шайку».

Он мне рассказал следующее: «Месяца два тому назад на вокзале в городе Хабаровске они ждали поезд. В то время, когда они вышли на площадь покурить, оставив с вещами одного человека, к тому подошли какие-то люди, ударили его по голове чем-то тяжелым, забрали все деньги, вещи, заодно прихватили мешок семян, и скрылись.

Сегодня на базаре в городе Свободном, по сходной цене, им предложили мешок семян, а у них мелькнула мысль: «А, что, если это наши семена?» Китайцы согласились на покупку и стали ждать. Когда парень принёс семена, китайцы сразу узнали свой мешок, попытались задержать бандита и сдать его в милицию, но парень на первых порах растерялся, а при первой возможности сбежал.

Выслушав китайцев, посмотрел на часы, они показывали одиннадцать, базар был  в разгаре. Я знал, что бандит вернётся, но когда? Немного прошелся по базару, сходил домой и снова направился к базарной площади. По дороге встретил члена заводского комитета комсомола  Виктора Напрюшкина, рассказал ему про китайцев, про Хабаровск, про вора и про семена. Потом предложил ему заглянуть со мной на базар, он согласился. Было около четырёх часов дня, базар поредел, но ещё было многолюдно. Подойдя к тому месту, где торговали китайцы, издалека мы заметили мужчину, одетого в голубую шелковую рубашку который через прилавок держал левой рукой за грудки китайца, а в правой его руке сверкал финский нож.

Времени на раздумье не оставалось, шепнул Виктору одно слово: «Берём?» Он кивнул мне головой и мы шагаем в круг зевак, в один миг заламываем мужчине руки за спину. Я заломил ему правую руку, в которой бандит сжимал нож, а Виктор левую. От нашего напор на бандите лопнула рубашка.  Ещё секунда и нож бандита оказался у меня в руках. Люди, стоящие рядом с прилавком в один голос закричали: «Милиция! Милиция! Товарищ офицер, как вы во время!»

Оказывается, меня китайцы и люди, которые торговали рядом с ними, узнали потому, что утром им представился офицером милиции. Знал, что бандит не один, где-то рядом его сообщники, которые  вооружены, и в любую минуту могут напасть на нас. Не знаю, что там ещё говорили, но отлично понимал, что каждая минута промедления стоила нам жизни.

Мы связали бандита морским узлом на запястьях, и повели в правление «базар-кома», где был телефон. Китайцам скомандовал: «Следуйте за нами!» Вокруг собралась толпа зевак. Позвонил в милицию, объяснив обстановку, потребовал подкрепление и  машину. Дежурный мне ответил, что машины у него нет, и она будет нескоро, но просил не отпускать бандита, и, по возможности, доставить его в милицию.

Я понимал, что в данной ситуации время работает не на нас. Бандитам терять нечего, маленький наш прокол стоит жизни. Разве трудно умеючи метнуть в нас ножи или ударить ими нам в спину?

В этот момент принимаю единственно правильное решение – искать машину, чтобы на ней немедленно покинуть базар, захватив с собой бандита и китайцев. Оставив в «базаркоме» около связанного бандита Напрюшкина и китайцев, выхожу из помещения и громко кричу в толпу: «Разойдитесь! Здесь не цирк и нет ничего интересного!» Осмотрелся по сторонам и увидел, что метрах в десяти от меня стоит бортовая колхозная машина ЗИС-150.

Крикнул в толпу: «Освободить проход!» и  направился к машине. Люди, уверенные в том, что я офицер милиции,  освобождали  дорогу, но из толпы, то и дело, в мой адрес сыпались угрозы, на которые я не обращал внимание. Меня занимал одно – действие, которое могло нас спасти и не погубить дело.

Когда подошел, к ЗИС-150, шофера рядом с ней не было, зато недалеко от неё на бревне, лежащем около  прилавка, сидели два, изрядно подпивших мужчины.

«Где шофер этой машины?» - спросил я у них.  «Кто знает?» - ответил один из мужиков, пожав плечами.  «Вы давно здесь сидите и не видели, куда он ушел? – докапывался до них я. Через паузу, один из мужиков, посмотрев на меня своими пьяными глазами, произнёс: «Я шофер! Ну и что с того?»

Работая на публику, представился громким голосом: «Старший лейтенант милиции Шиманский приказывает вам  немедленно сесть за руль. Мне необходимо доставить в отделение милиции задержанного преступника, и вы в этом мне поможете».

Назвался своей настоящей фамилией потому, что среди толпы мог оказаться человек, который знает меня. В то время мне было двадцать четыре года. Четыре последних года меня не было в городе Свободном потому, что служил во флоте. Возможно, многие, знавшие меня, этого не знали, думая что эти годы учился в школе милиции и сейчас действительно старший лейтенант.

Шофёр побледнел и дрожащим голосом сказал: «Я в таком виде не сяду за руль, потому что я пьяный. Ваши заберут у меня права, если буду за рулём, а у меня пятеро ребятишек, которых надо кормить». 

Я ему: «Скажите, как в таком виде вы собрались ехать домой? Может, на базаре будите ночевать? Сядете! Да ещё как сядете! Не станем у вас отбирать права, если вы отвезёте нас в отделение. Не валяйте дурака, а садитесь за руль! Если я сам поведу машину, то наверняка вы потеряете права!». «Товарищ старший лейтенант, правда, что вы не отберёте права?» - взмолился шофер. «Не отберу!» - заверил я. Шофер встал и завёл свой  ЗИС.

Организовал погрузку в кузов китайцев и связанного бандита. Из толпы раздалась очередная угроза: «Старлей, ты ещё пожалеешь о том, что связался с нами!» Я: «Никто вас не боится! Если есть желающие ехать со мной с повинной, прошу в машину! ! Я и до вас ещё доберусь! Рано, или поздно мы всех вас повяжем!»

Машина тронулась с места, мы выехали из базара и благополучно добрались до отделения милиции, которое располагалось на улице Молотова (прим. админа - ныне улица 40 лет Октября).

Тогда ещё не знал, что мы с Виктором взяли главаря банды, а бандит не знал, что я не старший лейтенант милиции, а начальник оперативного отряда БСМ завода «Автозапчасть».

Когда сдавал бандита дежурному по отделению и выложил на стол финский нож бандита, "открыл карты", сказав, что являюсь начальником штаба БСМ завода «Автозапчасть». В этот момент бандит рванулся вперёд и закричал: «Ну, гад! Если бы я об этом знал, с базара живым ты не ушел!»

По этому преступлению дело повёл майор милиции Кузнецов.

03:35
2883
RSS
18:36
+1
Читаю Василия Ивановича и диву даюсь — как??? в таком возрасте помнить столько всего??? Феноменальная память или вёл дневник?
Я иногда не помню что у меня на ужин вчера было...( Но… зато прекрасно помню себя в 5-ти летнем возрасте, потом провал, потом отрывки… Недавно встречались с одноклассниками, они рассказывали то, что они помнят, я им то, что я помню))), так и восстановили сообща школьные годы чудесные...))
09:20
Да, Полина. Такую бы память молодым — моему поколению…

Бабушка по матери Василия Ивановича называла в преклонном возрасте фио всех космонавтов, побывавших в космосе на тот момент (60-70-е гг.), имена их жён…

Шиманский В.И. унаследовал этот дар — феноменальной памяти, мало того — развивал его в течение жизни.

Занимается и по сей день (82 года) — фотографией, поэзией, перепиской с друзьями и т.д.
Loading...
|