ВЕХИ И ВЁРСТЫ. Глава 302. Зяма Галинкин и Воейков Георгий. Механик Рахиль Нуриев
Электриком на Пивзаводе работал Жора Воейков, который был очень добрым и незлобным мужчиной, несмотря на то, что до этого несколько лет провёл в застенках тюрьмы.
Однажды мы на пивные «танки» ставили водомерные стёкла. Танками у нас называли громадные сварные из нержавеющей стали бочки, в которых бродит пиво, которые изнутри пропитывались канифолью. Помещение, в котором пришлось работать электродрелью, было с повышенной опасностью. Жора положил дрель на сухой стол и попросил никого к ней не прикасаться до тех пор, пока он не проверит правильность её включения.
Зяма Галинкин, когда увидел лежащую дрель, вздумал над Жорой пошутить, но как только взял он её в руки, затрясся, бросил на мокрый бетонный пол и в адрес Воейкова прошелся благим матом.
Сначала я ничего не понял, но когда прибежал Жора и , увидел такое, говорит: «Русским языком сказал, чтобы не трогать дрель, а ты, еврей, русского языка не понимаешь? Зачем её схватил? Твоё счастье, что я включил её только на секунду, а то от тебя мог остаться кусок угля! Зачем берёшь то, что тобой неположено? Это тебе наука на всю жизнь!».
С тех пор и я запомнил эту простую истину.
***
Слесарем у нас на Пивзаводе работал некогда боевой офицер и ветеран Отечественной войны Григорий Иванович Катюхин, который с первого до последнего дня войны был в боевом строю. Однажды мы сидели в курилке, а он рассказывал: «Бывало, на фронте, лёжим с ребятами в окопах и мечтаем о жизни, которая будет после войны. Мы завидовали тем, кто останется в живых. Прошло столько лет, а мы никак не можем вылезти из дерьма». Григорий Иванович был хорошим человеком и настоящим коммунистом. Я с большим уважением всегда вспоминаю его.
***
Однажды кочегар Котельников напился и во время дежурства заснул в котельной, а в это время шла варка пива. Топку он раскочегарил, а про воду забыл. Когда механик Рахиль Нуриев заскочил в кочегарку и увидел, что предохранительные клапана на котле сорвало, всем приказал удалиться на определённое расстояние. В таком случае надо быть крайне осторожным потому, что котёл при подаче воды мог взорваться, как это произошло в бане города Свободный, когда в ней мылись солдаты.
Нуриев подавал воду в котёл маленькими порциями до тех пор, пока она не показалась в водомерном стекле.
.. Рахиль вышел из котельной с седыми висками.
С его стороны это был подвиг, на который не каждый человек отважится.
***
«Лепёшки» для пресса, через который фильтруют пиво, у нас делали вручную, поэтому Зяма Галинкин долгое время работал над автоматическим прессом, но никак не мог пробить в производство своё изобретение.
Как начался отъезд евреев в Израиль, он в числе первых выехал на обетованную землю.
Не шовинист, но долгое время, живя среди евреев, мало видел среди них людей рабочей специальности, большинство из них сидели на тёплых местах или собирались их занять.