Любить детей могут все, но работать с ними должны профессионалы
Рубрика «У вас будет ребенок» в программе «Пока все дома» неожиданно оказалась в эпицентре скандалов и жарких споров. В бесспорном по сути деле – поиске родителей для воспитанников детских домов, оказывается бурлят страсти. В одном из постов в социальных сетях чету Кизяковых фактически обвинили в том, что они монополизируют право рассказывать о детях, выигрывая тендеры и отстраняя конкурентов. Если дискуссии прошли мимо вас, напомним основные пункты:
1) Кизяковы зарегистрировали название «видеопаспорт»;
2) Цена у них 100 тысяч рублей за сюжет, а другие организации справляются за три;
3) «У вас будет ребенок» снимает около 400 сюжетов в год, а другие организации по 30 тысяч.
Собственно, все эти вопросы мы задали Елене и Тимуру. Не сказать, что это был спокойный и размеренный разговор.
Герои интервью очень переживали, очень хотели сказать правду, постоянно переспрашивая — поняли ли их? Услышали?
«Главное правило — не навреди»
- Тимур, Елена, у вас есть объяснение, что происходит?
ТК : - Все началось буквально через несколько дней после нашей встречи с министром образования Ольгой Юрьевной Васильевой, где мы обсуждали тему информационной поддержки устройства детей-сирот в семьи. Причем мы выступали, скорее, как эксперты. Там обсуждалось, что является критериями эффективности, достоверности и допустимости в работе с детьми, с информацией о них, и что является оценкой этой работы. Как и в любой области, существуют очень разные инициативы. Одни направлены на решение проблем. Другие на решение своих собственных проблем.
ЕК: - И мы предложили установить для всех единые требования к качеству информации о детях-сиротах и организации работы. Регламентировать эту деятельность должно государство. Человек, который входит в детское учреждение, обязан иметь медицинскую книжку? Он должен дать подписку о неразглашении конфиденциальной информации? Информация о каждом ребенке должна быть достоверной? И люди, которые берутся за создание судьбоносного видео о детях-сиротах, должны обладать достаточной квалификацией?
С детьми, которые и так ранены по жизни, нужно вести беседу предельно бережно и корректно, понимая всю ответственность за каждое сказанное слово. В этой сфере даже огромного желания волонтёра недостаточно, нужна квалификация…
- Но нигде же этому не учат!
ЕК: - Пусть это будет журналист, психолог, педагог. Наш принцип «не навреди». Нельзя ранить детей. Я работаю в этой теме уже долго и понимаю, что любой неудачный вопрос может травмировать ребенка. Съемка не должна быть любительского уровня. Ее обязательно должна проводить профессиональная съемочная группа. Времена, когда устраивал любой примитив, прошли. Сейчас и условия для этого есть.
- Кто будет оценивать умения и «пригодность»?
ТК: - Региональное министерство аттестовывает группу, которая получает доступ к работе с детьми. Эта группа предоставляет необходимый комплект документов, техники, подтверждает, что у нее есть возможность распространять эту информацию. Как обязательное условие, я считаю, по прошествии фиксированного времени должна быть подтверждена эффективность. Министр нас услышала, региональные власти были предупреждены о более внимательном отношении к работе различных фондов.
И как только некоторые фонды поняли, что любая регламентация их деятельности приведёт к полной её остановке, на нас вылился поток обвинений в наживе на детях. Качество своих видеороликов они поднять не могут, проще дискредитировать Кизяковых.
«Посмотрите на эффективность!»
- При этом общественный резонанс вызвали как информация о том, что государство выделяет деньги на рубрику «У Вас будет ребёнок» в программе «Пока все дома». Все думали, что это благотворительность.
ТК: - Люди просто не знают или не понимают разницы между рубрикой «У вас будет ребенок» и информационно-поисковой системой для усыновителей и приёмных родителей «Видеопаспорт»( www.videopasport.ru)
Рубрика существует внутри «Пока все дома», никак не отражаясь на закупочной стоимости программы. А 100 тысяч стоит весь комплекс работ по устройству ребёнка в семью через информационно-поисковую систему «Видеопаспорт». Рубрика «У вас будет ребёнок» длится минут 5, в среднем хронометраж каждого видеопаспорта 30 минут. Это фильм о каждом ребёнке, состоящий из семи тематических глав.
ЕК: - Задача «видеопаспорта» - раскрыть личность ребёнка, также показать его в учебе, проанализировать с педагогом его рабочие и контрольные тетради, выслушать мнение воспитателей, психологов, дефектологов, подробно поговорить с врачом о состоянии здоровья ребёнка. Это всё делается для того, чтобы, находясь на другом конце страны, будущий родитель смог заочно, но очень близко познакомиться с ребёнком. И оценить свои силы, сможет ли он растить его и воспитывать. Это избавляет и ребёнка, и будущего родителя от бесконечных «смотрин», которые становятся страшной болью для тех и других.
Официальная система такова: будущий родитель с пакетом документов, подтверждающим, что он может быть кандидатом в усыновители или приёмные родители, приезжает в органы опеки того региона, где находится ребёнок. Ему выдается направление на знакомство с ребёнком, по истечении 10 дней будущий родитель должен либо дать свое согласие на приятие ребёнка в семью, либо написать отказ.
- За десять дней реально близко узнать ребенка?
ЕК : - Это очень короткий срок для принятия взвешенного решения, тем более если изначально информация о ребёнке была практически нулевая. Шаблонные закадровые тексты к минутным роликам: «Вася добрый, ласковый, любит петь, рисовать» - это не информация, а на минутку ожившее фото. И именно этим грешат наши псевдопоследователи.
За эти 10 дней на будущего родителя обрушивается поток информации о ребёнке. Загнанный в жесткие временные рамки человек может неправильно рассчитать свои силы. Возврат детей из семей в детский дом - трагедия для всех. Причин возвратов много, но первая среди них - неверный расчёт своих сил. Видеопаспорт изначально даёт о ребёнке объективную и исчерпывающую информацию.
- Но разговор идет о том, что цена ролика у других фондов значительно ниже. Три тысячи рублей против ваших ста.
ТК: - Да, создание каждого видеопаспорта стоит этих затрат. У нас работает команда телевизионных профессионалов с многолетним эфирным опытом на профессиональной технике. И именно качественные фильмы о детях дают максимальную эффективность. Давайте смотреть на цифры. Если фонд «Измени одну жизнь» снял более 28 тысяч роликов, и 9826 детей устроено – это производит впечатление (Тимур и Елена показывают цифры). Но давайте посчитаем эффективность - 34%. По сведениям органов опеки, своими силами, без всякой информационной поддержки, детей устраивают в семьи с эффективностью 30%-35%. У нас снято более четырех тысяч видеопаспортов. Три тысячи семь детей устроено в семьи, наша эффективность – 72%.
И государство заинтересовано только в такой эффективности, а не в массовом охвате с нулевым результатом. Два последних года Министерство образования РФ ставит нам задачу работать только с категорией трудноустраиваемых детей. Это дети старше семи лет, дети-инвалиды, братья-сестры (порой по 5-6 детей из одной семьи). Мы не собираем деньги с населения, это наша позиция.
Мы не собираем деньги с кандидатов в усыновители и приемные родители. Мы решаем государственную задачу на государственные деньги.
Содержание каждого ребёнка в учреждении обходится бюджету от 500 тысяч до миллиона рублей в год в зависимости от региона (в некоторых северных регионах даже более миллиона). Умножьте это на годы пребывания ребёнка в учреждении. Но самое страшное, что на выходе только 10% воспитанников детских домов нормально социализируются в обществе.
- Правда ли, что вы запрещаете пользоваться понятием «видеопаспорт» другим организациям и судитесь с ними?
ТК: - Мы несем ответственность за то, что мы делаем. Именно поэтому мы зарегистрировали придуманное нами название во избежание дальнейших недоразумений. Слово «Видеопаспорт» тогда никак не ассоциировалось с темой усыновления, да и сейчас свет клином на нем не сошёлся. Однако, многие решили, что доброе имя проще присвоить, чем заработать. Типичный случай. Я приезжаю в Санкт-Петербург, встречаюсь с Александром Ржаненковым, курирующим социальную политику. На предложение о сотрудничестве получаю ответ: «Видеопаспорта у нас уже есть, в ваших услугах не нуждаемся». Тендер на производство сюжетов о детях выиграла компания, занимающаяся ремонтом квартир.
Свои видеоподелки они распространяли под именем «Видеопаспорт». Мы написали письмо тому же Ржаненкову, приложили документ, регистрирующий название «видеопаспорт». Были проигнорированы. Тогда мы обратились к Михаилу Барщевскому, его адвокатская компания бесплатно взялась представлять наши интересы и выиграла этот суд. Это единственный реальный суд.
Был еще товарищ из Красноярска. Он всем рассказывал, что придумал видеопаспорт, что работает с «Пока все дома». Мы отправили письмо-предупреждение. Ответа не получили. Пришлось подготовить документы в суд. Человек скорее испугался, чем одумался и попросил отозвать иск, что мы и сделали.
- Тем не менее. В стране десятки тысяч детей, которые ждут родителей. Как бы хорошо вы не работали, проблему в одиночку не решить. Вам не кажется, что, наоборот, нужно все силы привлекать?
ЕК: - Мы только приветствуем деятельность других организаций, гарантирующих надлежащее качество работ. Иначе до беды недалеко (Тимур и Елена показывают ролики. В одном из них ярко накрашенная девушка-подросток демонстрирует свою гибкость, а ласковый голос за кадром сообщает: «Невероятная многогранность, характерная для женской натуры, у Марины выражена очень ярко. Она может быть пушистым зайчиком, тигрицей или колючим ежиком…» - авт .). Мы решительно против такого опасного видео о детях. И производители подобных сюжетов, вне зависимости от того ведают они, что творят или нет, категорически не должны допускаться данным работам.
Павел Садков
Также съёмочная группа Первого канала побывала в детском доме «Солнышко» и в 2015-м:
2015 год: B Cвoбoдный втopoй paз пpиexaлa cъёмoчнaя гpyппa тeлeпpoгpaммы «Пoкa вce дoмa»
Видеопаспорта на этот раз подготовлены на 11 детей.