По окраинам на байке: амурчанин реставрирует мотоциклы и путешествует на них
Благовещенский байкер, реставратор мототехники Дмитрий Зенин более чем за 10 лет объехал весь Дальний Восток
На открытии крайнего байкерского сезона под Благовещенском мотоциклов была масса, причем один круче и современнее другого. Но взгляд сразу упал на агрегат явно старого образца (как оказалось - 1943 года), но в отличном состоянии. Ну как же не поговорить с его хозяином?!
Поднять из хлама
- Утолите, пожалуйста, сперва наше любопытство по поводу вашего раритета…
Дмитрий Зенин. Родился в 1975 году в Благовещенске. Окончил школу. Сменил несколько профессий. Сейчас изготавливает мебель на заказ. Женат, воспитывает двух дочерей.
- Мотоцикл марки М-72, год выпуска - 1943-й. Большинство деталей - оригинальные, новодела минимум. Ведь мотоцикл насквозь виден: рама, двигатель, проводка. Тросики тоже родные - в тканевой оплетке, не резиновые! Бронепровода старого образца, свечи, в фаре лампа выпуска 40-х годов ХХ века, с хитрым цоколем, таких давно не выпускают, здесь их днем с огнем не сыскать!
- Откуда же брать такие запчасти?
- На западе страны и техники, и запчастей, и увлеченных реставрацией техники больше. В 90-е годы и на Дальнем Востоке кое-что было, но перекупщики при падении «железного занавеса» все подчистую выгребли, часто за бесценок.
- Когда вы вообще заинтересовались мотоциклами?
- Свой первый я купил в 2006 году с подачи тестя. До этого как-то и не интересовался. А тут вдруг с головой увлекся.
А к реставрации как пришли?
- Мне всегда хотелось сделать нечто такое, чтобы все оценили. Не похвалили, а порадовались бы вместе со мной! Так и с мотоциклами - это же такой азарт, когда хлам начинает мигать лампами, подавать звук, заводится и едет. Первым восстановил М-72, год выпуска - 1952-й. На нем выехал в люди, познакомился с благовещенским мотосообществом.
Конечно, опыта слесаря-автомеханика у меня не было. Но я по натуре мастеровитый. В детстве, например, собирал модели кораблей и самолетов. Потом освоил столярное дело, сейчас мебель делаю, сам дом построил.
- Сколько уже восстановленных мотоциклов?
- Сейчас в коллекции МВ-750, «ИЖ-Планета Спорт»1977 года выпуска, Иж-49, М-72 1943 года, мотороллер «Турист», М-104, «Рига-3», «Ковровец», Pannonia - и все на ходу. Сегодня даже «убитый» трофейный мотоцикл стоит как хорошее авто - до миллиона рублей.
- Времени и денег уходит много?
- Немало, конечно! Что-то получается сразу, на что-то уходит год-два, когда ищешь запчасти. Бывает, работа просто не идет, а бывает, днями возишься. Понятно, увлечение и денег требует, но для меня в приоритете нужды моей семьи.
- Используете раритеты?
- Конечно! Мне же важно показать их людям - своего рода популяризация. К примеру, в 2012 году участвовал в праздновании Дня Победы на армейском МВ-750, такие в каждом танковом полку были. Полгода его восстанавливал.
Дорога и общение
- А вы самого себя байкером считаете?
- Я мотоциклист и путешественник. А вообще, у каждого свое понимание байкерства. Кто-то сутками в седле, но к антуражу равнодушен, а кто-то продвигает субкультуру, сводит байкеровиз разных регионов, состоит в разных мотоклубах, а сам при этом за год проедет километров сто.
- А вы, значит, все время в дороге?
- Да, тянет к перемене мест. К примеру, в 2011 году впервые съездил на Байкал. Через год с ребятами прокатились на Маломырский, Покровский и Алдынский рудники. Там от Златоустовска через двести километров напрямик по тайге выход к Охотскому морю. В 2014 году ездил по БАМу - по оставшейся после строительства магистрали технической дороге. Автомобильных мостов и переправ нет, приходится или по ж.-д. мосту, или вброд.
Очень тяжелая трасса Восточный БАМ: от Комсомольска-на-Амуре до Тынды (есть и Западный - от Северобайкальска до Тынды) - много болот, ехать или только по насыпи в одну колею, или прямо по путям. Договариваешься с машинистами мотовозов, чтобы провезли через опасные участки.
Побывал на озере Леприндо в Забайкалье, местные жители считают его бездонным - до дна еще никто не достал даже со снаряжением. Пересекал самодельный мост из шпал через реку Витим, высота его опор примерно с четырехэтажный дом. Периодически его сжигают, потом опять восстанавливают. У немецких мотопутешественников даже есть награда тем, кто по нему проехал. А вот официальный мост охраняется, ездить по нему нельзя…
В коллекции с десяток мотоциклов.
Дважды ездил на Колыму. Об этом часами можно рассказывать… В первую поездку проезжал через Верхоянский хребет, отметился на реке Колыме, побывал на Индигирке, в бухте Гертнера. Тогда же понял, почему Магадан называют солнечным: тонкая ирония - там круглый год туманы. Интересно было проехать по старому колымскому тракту или, в народе, «дороге костей» - проходит прямо через полюс холода в Оймяконе. В 40-х дорогу, ныне заброшенную, за два года построили заключенные.
Очень хотел побывать на озере Джека Лондона, но, увы, не попал. Есть две версии названия. Первая: геологи, нашедшие озеро, встретили двух местных жителей, у которых была книжка этого писателя; вторая версия - геологи открыли водоем в конце 20-х, когда в моде был роман «Белое безмолвие».
Посетил лагерь Бутугычак (две женские и три мужские зоны в одной долине), что на 222-м километре Тенькинской дороги. Там добывали вручную касситерит, оловосодержащую руду. Добывали и обогащали урановые руды, отправляя сырье в Магадан, оттуда на подводных лодках - в институт, где создавали атомную бомбу.
Видел заполярную горную пустыню, черные ландшафты, напоминающие золоотвалы или горные выработки. Радиоактивное озеро рядом с руинами уранообогатительной фабрики. Озеро светится до сих пор.
С поездок осталось много фото и видео, из которого потом один парень смонтировал три фильма.
- Что ищете в пути?
- Есть мотопутешественники, которым нужна сама дорога. А мне интересно общаться с местным населением, общение - это жизнь. Приезжаешь в глушь, а там дома стоят и люди живут. Интересно же, чем они дышат.
- Есть планы на этот сезон?
- Горный Алтай, плато Укок: сначала до Новосибирска, а оттуда уже к цели. Поеду на Honda XR-650, она отлично подойдет для той местности.
Автор: Галина Астафьева