Куда ведет телевизионный «сдвиг»
В погоне за рейтингами телебоссы ориентируют подчиненных на интересы и вкусы самой малокультурной части аудитории
Ведущий телеканал страны, специализирующийся на важнейших мировых новостях, посвятил матерному словечку аж по 5 минут в нескольких информационных выпусках подряд.Фото: YouTube
Старая шутка гласит - «если усадить обезъяну за пишущую машинку и дать ей стучать по ней неограниченное количество времени, она рано или поздно напишет «Гамлета». Предлагаю новую версию. «Если модели дать в руки телефон, то рано или поздно она скреативит похабный хэштег».
Что и случилось на днях, когда модель соорудила хэштег, частично состоящий из названия острова Бали. Модель пришла в дикий восторг, а с ней вместе возрадовалась и интернет-публика.
В итоге ведущий телеканал страны, специализирующийся на важнейших мировых новостях, посвятил матерному словечку аж по 5 минут в нескольких информационных выпусках подряд.
Да как посвятил! Сама внучка академика Лихачева разъясняла телезрителям, что перед нами – не какой-то там простой мат, а «сдвиг» - особое явление, которое с интересом, достойным лучшего применения, изучают филологи. Более того, «модель» торжественно водрузили в один ряд с Пушкиным, Лермонтовым, Пастернаком и некоторыми другими неплохими поэтами.
Филологи тоже не остались в стороне и охотно разъясняли изумленному телезрителю, что из себя представляет «сдвиг». Демонстрируя заодно, как можно легко и непринужденно прославиться на весь белый свет.
Лично я ученым филологом не являюсь. Избран в две государственные академии наук как специалист в областях образования и культуры. Увы, никакого предмета научного анализа в поведении «модели» не вижу.
Не могу себе представить академика Лихачева, беседующего с многомиллионной аудиторией из Останкино на фоне двусмысленной надписи. Не могу представить себе в этой роли и великих филологов нашего времени.
Телевизионный «сдвиг» имеет иное название в кругу профессионалов – «понижающая селекция». В погоне за рейтингами телебоссы ориентируют подчиненных на интересы и вкусы самой малокультурной части аудитории.
Под влиянием этой ориентации уровень телезрителя непрерывно падает. Каждый очередной шаг навстречу дурному вкусу сопровождается очередной понижающей селекцией и, далее, следующим понижением качества телепрограмм.
Это продолжается уже практически 25 лет. И результаты хорошо заметны. К примеру, сегодня 60% населения страны уже считает мат нормой речи.
То, что наблюдали телезрители можно назвать и иначе – пропаганда непристойного поведения. Попрактикуйся в данном направлении, прояви упорство и изобретательность – и с твоим «творчеством», да и твоим портретом познакомится вся страна – от школьников до пенсионеров. Ты войдешь в каждый дом, получишь свои 5 минут настоящей славы. Таков сигнал, посланный людям с голубого экрана.
Госпожа внучка Лихачева в конце сюжета нас обрадовала. Оказывается, один из госвузов сейчас готовит закон о нормах русского языка. Он предназначен для чиновников. А все остальные будут, видимо, пользоваться хэштэгами.
Главное, госбюджет уйдет по назначению: одним – за написание полезнейших законов, другим – за достижение рейтинговых высот во славу свободы слова. И все – при деле…
Материал отражает исключительно мнение автора, которое может не совпадать с позицией редакции.
Александр ЗАПЕСОЦКИЙ профессор,
член-корреспондент Российской академии наук