Ерунда и профанация с наградами в Хабаровском крае. С кем вы, мастера культуры?
Звание лауреата им. Якова Дьяченко присваивают в память о первостроителях, начиная с 1998 года, авторитетным и уважаемым людям, патриотам города, носителям значимых дел, словом, тем горожанам, которые активно участвуют в жизни и развитии своего города.
Стремление властей воздать по заслугам людям творческим, конечно, заслуживает одобрения. И почему бы не порадоваться за «народных» художников и артистов, коих в Хабаровске немало. Но, спрашивается, а почему в этом списке нет писателей или журналистов? Неужели уклонились от этого самого «народа», что в поте лица своего строит светлое рыночное будущее? И это не праздный вопрос, ибо игнорирование писателей и публицистов ощущается уже немало лет.
Такое впечатление, что Хабаровский край стал «черной дырой» на литературной карте региона, провалив и Год литературы, и возможность возродить Музей дальневосточной литературы, коим когда-то гордились. Даже по части литературных премий не можем сравниться с соседями.
Так, во Владивостоке уже много лет присуждают премию имени исследователя и публициста Владимира Арсеньева, в Анадыре - премию имени писателя Юрия Рытхэу, а в Благовещенске - премию имени поэта Леонида Завальнюка, причем награждают не только земляков, но и авторов из других регионов.
А в Хабаровске даже премию имени Якова Дьяченко, предназначенную в том числе и для поощрения писателей, превратили в награду для хозяйственников и ветеранов, конечно, людей заслуженных, но посмотрите, как организовано само выдвижение, а именно: требуется столько-то ходатайств от трудовых коллективов, справки и прочее.
Может еще длину и цвет шнурков в ботинках предусмотреть, чтобы еще более затруднить выдвижение кандидатур писателей и других творческих людей?
Мне вот недавно тоже предложили, а давай-ка, Владимир Васильевич, мы выдвинем тебя от писательской организации на премию имени Якова Дьяченко. «Ну и как вы это представляете? - усмехнулся я. - Ну, дадут рекомендацию собратья по перу и что дальше? Бегать еще по другим учреждениям и общественным организациям в поисках заветных рекомендаций?».
И, кроме того, я уже высказывался в интервью «Придумавший бренд Амура», опубликованном на сайте «Дебри-ДВ», что считаю такую процедуру сбора рекомендаций и справок унизительной для любого кандидата, не обязательно писателя.
Помню, как бегал и унижался один знакомый поэт-ветеран, так хотевший получить эту премию. Получил, сейчас его уж нет.
Но еще больше унижений и нервотрепки, когда кандидата выдвигают на звание почетного гражданина города. О, тут целое «хождение по мукам», когда людей заслуженных и даже с государственными наградами, проверенных вдоль и поперек компетентными органами, вынуждают обращаться за справкой об отсутствии судимости.
А как же писатель Александр Солженицын, в честь которого в Хабаровске даже назвали улицу? Его-то, горемычного, за что же так «возвысили», ведь лагерник матерый, даже фуфаечка с номерком в музее хранится. И даже справочки не потребовали.
Короче, ерунда и профанация с этими наградами, и премией имени Якова Дьяченко в том числе. Пусть ею награждают хозяйственников, ветеранов и некоторых других, особо заслуженных и тщательно проверенных. А писатели пусть дожидаются своих литературных наград.
У писателей впереди вообще немало надежд и разочарований. Скоро будет очередной съезд Союза писателей России, и, вполне возможно, президент Владимир Путин вернется к проекту Закона о творческих союзах, где Союзу писателей тоже будет определен статус. Тот самый, в коем было отказано Дмитрием Медведевым в бытность его президентом страны.
Тогда, напомню, он посчитал «нецелесообразным» называть профессию писателя… профессией. А я вот тоже многое считаю нецелесообразным, например, почему премьер-министром страны по-прежнему является гражданин по имени Дмитрий Анатольевич, а не Федор Михайлович или, допустим, Лев Николаевич?
Хотя, конечно, двое упомянутых классиков на пост премьер-министра никогда бы не согласились, поскольку им хватало и своей литературной славы. Да и многие из ныне живущих писателей, в том числе и в нашем провинциальном Хабаровске, ни за что бы не согласились променять свое творчество на чиновничий кабинет. И прогибаться перед властями тоже не будут.
Вот так-то, господа чиновники. Хотели, как лучше, а вышло, как всегда. То есть не очень умно вышло в отношении писателей, да и тем же журналистам. Впрочем, писателям и журналистам не привыкать.
И о любой эпохе потомки судят прежде всего по книгам, журналам и газетам, а не по чиновничьим циркулярам, которые, конечно, тоже нужны, но не будут же их читать ваши дети и внуки. А премии и награды писателям и другим творческим людям это я так, к слову, упомянул.
Владимир Иванов-Ардашев,
член Союза писателей России