Пластиковая тоска: во Владивостоке не могут наладить раздельный сбор мусора
Во Владивостоке уже несколько лет пытаются наладить раздельный сбор мусора. Городские и краевые власти то и дело рассказывают то об одном, то о другом проекте, который запустили в приморской столице. Там собирают пластиковые бутылки, там какие-нибудь лампочки, там – еще что-нибудь.
Отличает все эти инициативы одно – они не работают. На сегодняшний день во Владивостоке так и не удалось по-настоящему организовать раздельный сбор мусора и его нормальную переработку. С отходами в Приморье обращаются по старинке: отправляют или на свалку, или в печь мусоросжигательного завода, отравляющего воздух жителям Снеговой пади. Прежде всего, потому, что практически никто не заинтересован в изменении существующего положения дел.
Невыгодно никому
Предприятий, занимающихся раздельным сбором мусора во Владивостоке, немного. Утилизируют и перерабатывают в приморской столице пластик и ртутьсодержащие лампочки с батарейками. До недавнего времени в городе существовал сбор стеклотары – однако из-за нерентабельности эта отрасль совершенно «загнулась». Контейнеры для приемки бутылок еще можно встретить в некоторых районах города. Их, однако, никто не обслуживает.
Как вообще работает этот бизнес? Сам по себе механизм довольно прост. Для начала какая-нибудь управляющая компания или ТСЖ обращаются к предприятию, которое занимается раздельным сбором отходов. Инициатива может исходить как от жильцов (чаще всего), так и от самой управляющей организации. После этого подписывается договор – и на мусорной площадке появляются специальные контейнеры для сбора мусора.
Сейчас во Владивостоке можно сдать только пластик, батарейки и ртутьсодержащие лампочки. Фото: vlc.ru
Здесь-то и начинаются главные трудности. Дело в том, что в большинстве случаев деньги за раздельный сбор платят не собственники, а «управляйка». Деньгами, которые собирают с жильцов за вывоз мусора, обычно распоряжаются две организации – УК и компания по вывозу мусора. В данном же случае им приходится отдавать часть общей кубышки фирме по раздельному сбору отходов.
– Такая схема сама по себе никому не выгодна. Зачем им всем делиться деньгами, собранными на вывоз мусора, с кем-то третьим? И УК, и предприятие, обслуживающее контейнеры, лучше будут делить все между собой. Раздельных сборщиков мусора они часто воспринимают как конкурентов, – объяснил корреспонденту «Комсомольской правды» директор компании «Гранула Z» Андрей Неприенко.
Деньги решают все
Однако главной проблемой в этой отрасли по-прежнему остается количество собираемых денег. За утилизацию мусора в России платят сущие копейки – и именно поэтому данный бизнес совершенно невыгоден. Так, предприятие Андрея Неприенко, которое занимается сбором пластиковых бутылок, с одного полностью заполненного контейнера получает примерно 50 рублей. Можно легко прикинуть, сколько приходится затратить на получение этого «полтинника»: содержание машины, бензин, зарплата работникам… Расходов существенно больше. Кроме того, владивостокцы зачастую кидают в контейнеры для раздельного сбора мусора что попало. Поэтому кому-то из работников нужно доплачивать за сортировку мусора. Вот так, например, выглядел «урожай», собранный «Гранулой Z» в одном из контейнеров на Второй Речке.
Фото: Андрей Неприенко
Конечно, часть расходов компании компенсируется сбором с жильцов домов. Однако деньги смешные – несколько сотен рублей. Больше денег за вывоз мусора люди просто не хотят платить – мол, и так живем небогато, а тут еще за какие-то отходы платить? То, что в перспективе от переработки мусора все только выиграют, никого не волнует. Ну, или почти никого.
– У нас любят рассказывать про то, что в какой-нибудь Швеции раздельный сбор и переработка мусора прекрасно работают. Это значит, и мы так можем – по идее. Но все упирается в деньги. Там за вывоз контейнера с мусором компания получает 100-200 долларов. В эту сумму закладываются все расходы на доставку и переработку, плюс определенная маржа. Оплачивают это дело простые люди, и они готовы платить за это, – рассказал корреспонденту «КП» директор компании «Примтехнополис» Иван Скогорев.
В России максимум, который может позволить себе – десятую часть от этой суммы. Чаще всего, сбор составляет пять долларов. И как прикажете на эти деньги создать работоспособную отрасль? Хорошо, если эта сумма покроет издержки. Именно поэтому в Приморье гораздо выгоднее просто покупать сырье (например, тот же пластик) у оптовых поставщиков. Это хотя бы прибыльно.
Повышать тарифы на сбор мусора в нынешней экономической ситуации не станет никто. Даже за вывоз обычных-то отходов не все готовы платить. В Приморье «мусорные» неплательщики подчас становятся самой большой головной болью «управляек». Хорошим примером может служить Уссурийск– в местном частном секторе эта проблему решают уже много лет. Платить так, чтобы сборщику мусора было выгодно, готовы единицы.
«Мы подумаем»
Конечно, выход из положения есть: пресловутые бюджетные траты. Однако эти расходы рассматриваются как второстепенные – чиновникам важнее выполнить свои социальные обязательства. Для полноценной поддержки отрасли нужно иметь действительно богатую казну. Все, что может позволить себе Владивосток – это мусоросжигательный завод, давно превратившийся в проблему для жителей микрорайона Снеговая падь. В нынешних условиях это предприятие крайне убыточно – а заодно и экологически небезопасно.
Валовый убыток «Спецзавода № 1» в 2015 году составил 86 миллионов рублей, в 2016 году – 76 миллионов. Понятно, почему так происходит: утилизация и переработка мусора нерентабельны, и расходы покрывают из бюджета, чтобы завод не разорился. Но встает резонный вопрос: почему никто не изменит нынешнее положение вещей? Если бы деятельность предприятия более рентабельной – всем было бы проще.
С одного контейнера, заполненного пластиком, можно выручить максимум 50 рублей. Фото: vlc.ru
При этом хозяйственную деятельность руководители завода ведут очень своеобразно. Например, до недавнего времени на предприятии работала мусоросортировочная линия, которая поставляла сырье в Китай. Когда клиенты из Поднебесной перестали закупать у завода сырье, линию закрыли. Как рассказал Андрей Неприенко, три месяца назад «Гранула Z» предложила запустить линию заново – с тем, чтобы покупать у завода сырье. Коммерческое предложение, по сути, проигнорировали.
– Это очень странная ситуация. По сути, я говорю: я хочу дать вам денег. Запустите линию, мы будем у вас пластик покупать. На заводе отвечают: ну, мы подумаем. Никакой реакции до сих пор. Я впервые с таким сталкиваюсь, – недоумевает бизнесмен.
Все не слава богу
Другая сторона вопроса – это экологический ущерб от деятельности завода. В прошлом году жители микрорайона «Снеговая падь» даже пожаловались президенту Путину на то, что предприятие отравляет воздух возле их домов.
Причиной этого безобразия стали несколько факторов. Первое: когда завод строили, не думали, что кому-то взбредет в голову строить возле него целые микрорайоны. Второе: технологии, которые используются на заводе, мягко говоря, несовершенны.
– Мы изучали зарубежный опыт. В той же Японии мусороперерабатывающие заводы стоят в жилых кварталах, возле домов, и никакого неудобства людям не причиняют. Там очень хорошие системы очистки и фильтрации – они, по сути, составляют такой «завод в заводе». Воздух, который выходит из предприятия, чище городского. Но стоят такие технологии больших денег, – рассказал Иван Скогорев.
Городские власти не оставляют попыток наладить раздельный сбор мусора. Фото: pixabay.com/MatthewGollop
Владивостокский завод – это попытка сделать хоть что-то за маленькие деньги. Ничего хорошего из подобных попыток обычно не выходит. Приморский опыт не стал исключением.
Впрочем, несмотря на сложности с раздельным сбором мусора, во Владивостоке не прекращают попыток наладить этот процесс. Так, несколько «управляек» приморской столицы (например, «УК Советского района») под нажимом властей заключили договор с предприятием «Гранула». Это соглашение, понятное дело, предоставляет ряд преференций для управляющей компании.
То есть чиновники смогли найти довольно простой рычаг для исправления ситуации. Так что надежда на то, что когда-нибудь раздельный сбор во Владивостоке заработает, всё-таки есть.
АРТЁМ КАБАНКОВ