Итоговое заседание открытой комиссии по «нано»-домам опять откладывается
С выводами председателя подкомиссии по эксплуатации жилья Светланы Поносовой большинство не согласилось
Закрыта и для членов, и для СМИ
Предварительное заседание открытой комиссии по изучению ситуации, связанной с переселением белогорцев из аварийного жилищного фонда в дома с электроотоплением, должно было завершиться 5-6 июля. Так, по крайней мере, было обозначено 25 июня на выездном совещании в кабинете у главы города под председательством министра ЖКХ области Сергея Гордеева. Тогда же выяснилось, что рекомендации подкомиссии по изучению эксплуатации жилья под руководством Светланы Поносовой (уже включенные в итоговый документ), еще не прошли утверждение на самой подкомиссии. Но Светлана Ивановна заверила присутствующих, что она все успеет.
В подкомиссию по изучению вопроса об эксплуатации жилых помещений входит 15 человек, многие из которых непосредственно являются жителями исследуемых домов из гипсокартона. Последний раз все вместе они собирались в феврале этого года и были очень удивлены, что выводы и рекомендации подкомиссии за всех сделал единолично один человек, а именно – председатель Светлана Поносова.
По каким причинам Светлана Ивановна решила представить выводы сначала мэру города, а уж потом утвердить их на заседании подкомиссии вместе со всеми, неизвестно. Но получилось так, что срок завершения работы всей открытой комиссии (в которую входит больше полусотни людей), зависел именно от нее. Вероятно, многочисленные выступления в СМИ затмили реальность того, что рекомендации нужно принимать коллегиально.
Итоговое заседание подкомиссии, на котором, наконец-то, решили рассмотреть рекомендации, было назначено на 3 июля. Но тут оказалось, что данное заседание открыто не для всех. Председатель подкомиссии единолично пожелала видеть только избранных из других подкомиссий. К примеру, Александра Башуна. А вот пожелавших присутствовать на заседании членов других подкомиссий Бориса Стрельского и Александра Понкратова, она решила не пускать.
Также под запретом оказалось присутствие главного редактора СМИ «Просто газета» Натальи Михайловой (которая также является председателем подкомиссии по изучению проектной документации – ред.), прибывшей осветить прохождение данного мероприятия.
Все ее доводы о том, что комиссия должна быть открыта для освещения в средствах массовой информации, на председателя подкомиссии по эксплуатации, равно как и на председателя подкомиссии по оргвопросам Викторию Гратий (которая даже пригрозилась вызвать охрану, — ред.) не возымели.
В итоге, главный редактор СМИ написала заявление в оргкомиссию с просьбой дать мотивированный ответ о том, почему нарушены права редакции на сбор и получение информации, гарантированные Законом РФ о СМИ.
- Я не стала доводить ситуацию для абсурда. Можно было бы прорваться в кабинет, спорить с охраной, которую вызвала бы Виктория Гратий. Со своей стороны привлечь полицию и прокуратуру, сообщив, что нарушаются права СМИ, тем самым накалить обстановку до предела. Но моя задача была не «хайпонуть», а просто заняться своей работой и собрать информацию. Чем бы помешала мое молчаливое присутствие, как представителя СМИ, Светлане Ивановне, я не знаю. Может, конечно, она переживала, как ранее выразился другой председатель подкомиссии, что я только одним взглядом деморализую обстановку. Другое дело, что я в очередной раз убеждаюсь, что работа открытой комиссии, на самом деле закрытая – и для членов других подкомиссий, и для неугодных средств массовой информации, — прокомментировала ситуацию Наталья Михайлова.
Воняет – плохо, но жить — можно!
Даже не смотря на отсутствие людей, которых не хотела видеть на заседании председатель подкомиссии, работа над итоговым документом была жаркой и заняла не один час (согласно диктофонной записи, предоставленной одним из членов подкомиссии, — ред.). Высказаться хотели многие. В первую очередь, люди, которым в одной из газетных статей Светлана Поносова приписала «комплекс нищеты» — непосредственно жители этих домов.
Член подкомиссии, пенсионерка Людмила Крупнова, которую из барака переселили в «гостинку» одного из домов на «Амурсельмаше», была возмущена тем, что работа затянулась надолго:
- Через полгода, как только начнется зимний период – вся бодяга начнется по-новому. Люди думают, что лето будет вечное, но оно закончится. Но потом нас (членов комиссии, — ред.) назовут – словоблуды, ничего не сделавшие и сплясавшие под дудку администрации.
Также Людмила Владимировна не могла понять, за какие грехи людей поселили в «больничные палаты». Так она называет комнатушки, даже без маленькой кухни в своем 45-квартирном доме.
- Вот скажите, вы считаете, положа руку на сердце, что это чудесная, благоустроенная квартира, в которой жить можно изумительно- 27,6 квадратов. В сортире канализацией второй месяц несет не понять чем, хотя промывается и хлоркой и всем на свете. Вы считаете, что я недееспособный человек, которого туда воткнули? И еще мне больше всего нравится вопрос: А что вы соглашались? — возмущалась она.
Отвечать на этот вопрос взялся представитель власти, зам главы по ЖКХ и председатель подкомиссии по изучению вопроса об оплате за электроэнергию Александр Башун:
- Если в квартире воняет г..ном, то, конечно, это плохо, а жить в этих домах можно, если правильно эксплуатировать!
Далее он рассказал, что занимается этими домами с момента их строительства. Муниципалитет с ними работал в рамках закона – объявил конкурс на долевое строительство, а там – кто выиграл, тот и строил. Также он отметил, что сейчас не возводятся быстровозводимые дома, потому что в областном законе их запретили строить — только кирпичные или панельные.
- Так на каком основании такие нано-технологичные дома запретили строить по закону? Есть научные доказательства, что они плохие и поэтому их нельзя строить? – поинтересовался у зам.главы по ЖКХ член подкомиссии Андрей Верещагин.
Но внятного ответа на этот вопрос в ходе заседания получено не было.
Свой вопрос заму задала и другой участник подкомиссии, жительница одного из домов Людмила Рехтина:
– Если у меня 80 квадратов квартира, а 34 600 выделяется из федерального бюджета на каждый метр, то мне нужно было купить квартиру за 2,5 миллиона. Кадастровая стоимость моей квартиры – 1,5 миллиона. А продать я ее даже не могу за 1 миллион. Где деньги?
Александр Николаевич стал отвечать вопросами на вопросы:
- Претензии какие к нам? Мы объявили конкурс на приобретение квартир. Появились строители, построили. А сколько стоит квартира, в которой вы жили? Где мы нарушили закон?
В общем, полемику решили прекратить и перейти непосредственно к итоговому документу.
Работа «коту под хвост» и новое заключение
Слово для выступления взял член подкомиссии Андрей Верещагин, который сказал, что вообще не согласен с документом, который на обсуждение предоставила Светлана Поносова:
- 95% работы комиссия не делала. Ни одного пункта я не изучал, никакие жалобы я не изучал.
- Это Ваша работа, а не наша, – подключилась к обсуждению член подкомиссии, жительница одного из домов Юлия Понкратова. — Мы всего встречались всего три раза. Я не была на одном заседании. Но квартиры в составе рабочей группы я проверяла.
Андрей Верещагин раздал членам подкомиссии свой вариант заключения, который разработал на основании проделанной всеми членами подкомиссии работой.
- Я такую громадную работу провела и теперь вы ее хотите коту под хвост отправить и сказать, что Поносова – ты сволочь, — сказала на это Светлана Ивановна.
Не обошла она и излюбленный момент про политическую составляющую, и то, как ей пришлось в следственный комитет давать объяснение по жалобам, которые организованы ЛДПР, а именно Ольгой Петайчук.
Но тут уже не выдержали члены подкомиссии:
- Что вы все – ЛДПР, ЛДПР? Проблемы холодных домов существуют. При чем тут ЛДПР? У вас что бы не произошло – все ЛДПР.
В итоге, в ходе дебатов было выработано новое заключение подкомиссии, в основу которого лег вариант, предложенный Андреем Верещагиным. Из заключения, разработанного Светланой Поносовой, были взяты лишь три абзаца.
Приведем лишь основное – выводы и рекомендации подкомиссии по эксплуатации жилых помещений, принятые большинством голосов:
ВЫВОДЫ:
* Застройщик и управляющая компания решают проблемы с холодными полами путем монтажа электрополов. Это приводит к увеличению затрат на электроэнергию, т.е. проблема решается временно и за счет самих жильцов. Полы укладывают непосредственно под линолеум, что является нарушением технологии при укладке электрополов и техники безопасности. Отсутствуют приборы защиты от поражения электротоком.
* Вопросом перемерзания системы водоснабжения должны заняться специалисты на основании выводов проектной организации и экспертов.
* Электрический полотенцесушитель не является системой отопления и не справляется с нагревом ванной комнаты. В местах, где проходит вентиляционная шахта в ванной комнате, чаще всего наблюдается отслоение краски. Что является причиной отслоения краски и появления плесени в ванной комнате – определить без специалистов невозможно.
* Согласно п.9.6. СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», в жилых помещениях и кухне приток воздуха обеспечивается через регулируемые оконные створки, фрамуги, форточки, клапаны или другие устройства, в том числе автономные стеновые воздушные клапаны с регулируемым открыванием. Жилец вправе сам выбирать, каким образом он будет производить проветривание помещения – естественным путем через открытые окна или через приточный клапан, который смонтирован не должным образом (отсутствует теплоизоляция). Замеров влажности воздуха с открытым клапаном и закрытым клапаном никто не проводил. В домах по улице Ленина таких клапанов нет, но влажность все равно не соответствует нормам.
* Из выданных жильцам инструкций по эксплуатации установленных конвекторов следует, что это бытовой электрический обогреватель. По правилам пожарной безопасности, размещенных на сайте ГО и ЧС России, следует, что нельзя оставлять обогреватели включенными на ночь и в отсутствие человека. Жильцы обязаны их выключать по правилам пожарной безопасности.
* Отопление в квартирах не является автономным. Это поквартирное теплоснабжение. Согласно п. 6.5.2. СП 60.13330.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» в качестве источника теплоты для систем поквартирного теплоснабжения следует применять индивидуальные теплогенераторы — полной заводской готовности на газообразном топливе. То есть, в данных домах использована система отопления, не соответствующая строительным нормам и правилам.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПОДКОМИССИИ:
Дома жильцами эксплуатируются правильно.
• Право выбирать мощность на бытовых обогревателях – это право жильцов. Нельзя требовать от людей не выключать их при уходе из дома — это противоречит требованиям пожарной безопасности.
• Доказательств того, что закрытый приточный клапан является причиной повышенной влажности и плесени, нет. Помещения проветриваются путем естественной вентиляции через окна и двери. Нужно провести обследование плесени в домах на предмет ее угрозы для здоровья, проживающих людей.
• Во время обхода квартир рабочей группой были высказаны и записаны многочисленные просьбы жильцов о снижении стоимости по оплате электроэнергии. Управлению ЖКХ Администрации города разъяснить жильцам, что тарифы снижаться не будут. Потому что Администрация города и области не имеют на это право.
• Подкомиссия выявила, что люди, проживающие в этих домах, эксплуатируют помещения правильно, но условия их комфортного проживания не обеспечены и ухудшаются с каждым годом. Выявить причины холода в квартирах, холодных полов, сырости и плесени подкомиссия самостоятельно не может. Просим привлечь экспертные организации.
Эти выводы и рекомендации подкомиссии по эксплуатации жилых помещений, также, как за выводы и рекомендации других подкомиссий, будут представлены на итоговом заседании открытой комиссии, дата которой теперь опять неизвестна.
Автор: Татьяна Сазонова
Источник: "Просто газета" № 27(459) от 10.07.2018 г.