Андрей Шипелов: цель «мусорной» реформы – навсегда забыть о полигонах
В эфире Радио «Комсомольская правда» генеральный директор РТ-Инвест Андрей Шипелов рассказал о том, почему мусоросжигательный завод «чище» полигона, что можно производить из продуктов переработки отходов и как изменится тариф на вывоз мусора для населения
С 1 января 2019 года в России заработает новая схема утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО) или, проще говоря, мусора. В каждом регионе выбрали компанию-оператора, которая будет отвечать за все – от вывоза дворовых мусорных контейнеров до продажи изделий, изготовленных из вторичного сырья, полученного в результате переработки ТКО. Московская область – регион с самой большой нагрузкой на «мусорную» инфраструктуру. Это объясняется тем, что в область вывозится значительная часть отходов, образующихся в столице. Именно поэтому территорию Подмосковья разделили на семь зон, и в каждой провели свой конкурс по выбору оператора. В трех таких зонах победителем стала компания РТ-Ивест. В эфире Радио «Комсомольская правда» генеральный директор РТ-Инвест Андрей Шипелов рассказал о том, почему мусоросжигательный завод «чище» полигона, что можно производить из продуктов переработки отходов и как изменится тариф на вывоз мусора для населения.
- За что отвечает региональный оператор и что он должен будет делать с мусором на вверенных ему территориях?
- Начну с того, что мусор теперь правильнее называть отходами. Мусор - это то, что невозможно переработать, а отходы – можно и нужно вовлекать во вторичный оборот, производить из них вторичную продукцию, применять ее в народном хозяйстве. Из той части отходов, которая не подходит для вторичной переработки, необходимо извлечь электроэнергию. И вот за весь этот комплекс работ и отвечает региональный оператор. И для властей региона, и для населения он становится единственным ответственным за эту работу лицом. Наша компания работает в трех кластерах, и в ближайшие 10 лет мы должны создать современную цивилизованную систему по обращению с отходами: наладить раздельный сбор, переработать все перерабатываемые фракции и извлечь электроэнергию из неперабатываемых отходов. Главная задача - минимизировать поток отходов на полигоны и в дальнейшем, совместно с государством, попытаться вообще отказаться от полигонного захоронения.
- Как вы будете этого добиваться? Что планируете создавать?
- Существует региональная территориальная схема, которая и определяет наши действия как регионального оператора. Мы, по сути, следуем этой схеме. Ее первый пункт – создание системы раздельного сбора. Во дворах домов появятся два типа контейнеров. В синие будет необходимо выбрасывать отходы, подходящие для глубокой переработки –пластиковые, жестяные и стеклянные бутылки, а также упаковку типа «тетрапак». В серые баки – все остальное: органику, а также сильно загрязненную тару. Успешное выполнение этого этапа целиком зависит от сознательности всех жителей. Ну а затем эти баки будут увозиться – каждый на своем типе автомобиля – на сортировочные линии комплексов по переработке отходов.
- Эти комплексы уже построены?
- К строительству двух из них – в Сергиево-Посадском и Каширском районах – мы уже приступили и планируем завершить работы до конца года. Всего наша компания вместе с партнерами строит 8 таких комплексов. На каждом из них будут самые современные сортировочные линии, на которых по максимуму выделяется полезное сырье. Из синего бака можно извлечь от 60 до 80 процентов полезных фракций. А вот из серого, к сожалению, всего 5 процентов. Хорошая новость в том, что органика, главный источник неприятных запахов, извлекается полностью. Из нее можно сделать отличный компост, который подойдет для отсыпки дорог, рекультивации карьеров и благоустройстве территорий. Все наши перерабатывающие предприятия будут оснащены комплексами по производству компоста. В целом, во вторичное сырье будет превращаться примерно половина всех собранных отходов.
- Что произойдет со второй половиной?
- Это так называемые хвосты. Пока мы не построим наши заводы по термической переработке отходов в электроэнергию, хвосты будут находиться на хвостохранилищах. Они кардинально отличаются от существующих полигонов: к примеру, из-за отсутствия органики хвосты вообще не пахнут. После пуска заводов (по два в 2021 и 2022 годах) все хвосты будут переработаны. Каждое такое предприятие сможет ежегодно перерабатывать в электроэнергию по 700 тысяч тонн хвостов.
- После сжигания остается зола. Что будет с ней?
- Зола тоже будет перерабатываться – завод мы начнем строить в следующем году. Из золы можно сделать строительный материал, который, в силу его полной безопасности, применяется в общестроительных работах. Эта технология называется Карбон-8, ее используют в развитых странах мира, к примеру в Великобритании, она даже получила награду ООН за вклад в экологию планеты.
- Что будет вылетать из трубы в атмосферу?
- Две трети каждого завода по термопереработке занимают системы очистки дымовых газов. Очистка начинается уже на стадии горения отходов в котле. Температура внутри котла – 1200 градусов по Цельсию. В этих условиях разлагаются практически все ядовитые фракции. Тем не менее, образующиеся после сгорания дымовые газы попадают в реактор, где очистка продолжается. После реактора – еще одна сложная система очистки, состоящая из трех стадий. В результате, то, что вылетает из трубы, правильнее назвать водяным паром. Все процессы на предприятии – от приема отходов до пара из трубы – контролирует автоматика. Наши заводы будут строиться по проекту японско-швейцарской корпорации Хитачи-Дзосэн Инова, причем проект не типовой, а созданный специально под российские условия. Всего по проектам этой компании в мире построено более пятисот предприятий по переработке отходов в электроэнергию. Это около трети всех существующих в мире мощностей по термопереработке.
- Какие объемы электроэнергии производит такой завод и как она будет использоваться?
- Каждый наш завод будет перерабатывать 700 тысяч тонн отходов и превращать их в 70 мегаватт электроэнергии, которые будут поступать в существующие сети. Себестоимость этой энергии, конечно, выше, чем у основных генераций, однако из-за небольших объемов эта разница в общем тарифе будет размываться. На населении это не отразится вообще никак, а для промышленных предприятий тариф вырастет - но всего на одну десятую процента. Таким образом, бизнес и промышленность, поддержав этот проект через минимальное увеличение тарифа, позволят ежегодно перерабатывать миллионы тонн отходов, которые сегодня свозятся на полигоны. Здесь стоит напомнить, что тариф повышается на 5 % ежегодно, на этом фоне единовременный рост в одну десятую процентного пункта будет практически незаметным.
- Что можно производить из полученного в результате сортировки вторсырья? И кому это можно будет продавать?
- Помимо заводов, необходимо сформировать и долгосрочную программу производства таких продуктов. А производить можно многое – и аналоги тротуарной плитки, и различные покрытия, и утеплители, и оборудование для спортивных площадок. Все эти виды товаров востребованы на рынке – главное создать продукцию, которая может достойно конкурировать.
- Вы активно продвигается введение института залоговой стоимости. Как он должен выглядеть и что может дать экологии региона и всей страны?
- Залоговая стоимость – это выделение в цене товара стоимости его тары. Цена упаковки указывается отдельной строкой в ценнике, и если человек, выпив, к примеру, бутылку молока, сдал пустую тару в фандомат, - он вернет себе ее стоимость. Если покупатель бутылку предпочел выбросить – он лишается этих денег. Они поступят на счет регионального оператора, который будет тратить их на создание новых производств по глубокой переработке отходов без увеличения нагрузки на общий тариф. С моей точки зрения, это справедливый подход. Очень важно отметить, что эта система позволяет запустить процесс обучения молодого поколения. Во всем мире, где залоговая стоимость выделяется, сбор пустой тары - это детский бизнес. Абсолютно достойный и общепринятый. Ребенок сдает бутылочку в фандомат и получает деньги на карманные расходы. Повзрослев, это поколение прекрасно понимает, что раздельный сбор мусора – это, во-первых, важно, а во-вторых – совсем не сложно.
- Как строится общение с жителями населенных пунктов, рядом с которыми появятся ваши предприятия? Люди разобрались, где меньше пахнет – рядом с полигоном ТБО или с современным мусоросжигательным заводом?
- Новизна всегда воспринимается через призму недоверия. Мы используем все механизмы коммуникации с жителями. Информируем население через социальные сети и другие интернет-площадки, создали сайт нашего проекта. Информационное противодействие серьезное. Наши противники вбрасывают очень много фейковых публикаций о наших технологиях. Их логика нам ясна: после запуска нашей инфраструктуры та, что есть сегодня, станет не нужна. У нее свои владельцы, которые лишатся значительных доходов. На мусорных полигонах, как известно, зарабатываются миллиарды. Кому захочется терять такие деньги?
- Ваша компания построит в Подмосковье около 10 высокотехнологичных предприятий. Это новые рабочие места. Какие специалисты, и в каком количестве будут нужны?
- Мы создаем несколько категорий рабочих мест. Сейчас, когда разворачивается строительство наших заводов, мы набираем персонал для стройплощадок. Приоритет отдаем местным жителям, зарплаты – выше среднего по рынку. На строительстве каждого завода нам требуется около 600 человек. Завод строится около трех с половиной лет, так что это стабильные рабочие места. После того, как все новые мощности будут запущены, в регионе появится 3000 постоянных новых рабочих мест. Спрос на высококлассных специалистов будет колоссальный. Отрасль только формируется, а это значит, что молодой, способный и амбициозный сотрудник сможет сделать стремительную карьеру.
Кроме того, на предприятии «Атомэнергомаш» в Подольске началось производство котлов для наших заводов. 21 миллиард рублей остался в экономике региона. Предприятие обеспечено заказами на 5-6 лет вперед. Турбины для нас тоже будут производиться в России – на Уральском турбинном заводе. Большой контракт получила российская же компания, которая будет производить основные элементы конструкции наших сортировочных заводов. Всего в проекты по переработке ТКО мы намерены инвестировать порядка 160 миллиардов рублей.
- Как изменится тариф на вывоз мусора?
- С 1 января 2019 года сумма платежа за вывоз и переработку отходов будет указана в едином платежном документе. Расчет будет основываться, как и прежде, на площади жилья. Сам тариф устанавливает не оператор, а соответствующий орган в правительстве региона. Согласно его решению, в Подмосковье тариф для населения вырастет примерно на 25 процентов. Учитывая, что в регионе, по сути, с нуля создается новейшая инфраструктура по переработке отходов, это не большое увеличение. Сейчас 98% мусора вывозится на полигоны. Реформа позволит радикально сократить полигонное захоронение и, в итоге, привести этот показатель к нулю.
- Вы представляете компанию, которая является региональным оператором в трех зонах. На четырех остальных работают другие операторы. Вы конкуренты или партнеры?
- Правильный вопрос. Конкурентами мы были на стадии конкурса, но после подведения итогов мы искренне заинтересованы в сотрудничестве и уже договорились о правилах работы. Мы убеждены, что определенную часть инфраструктуры нам предстоит создать совместно. К примеру, нет смысла каждому из операторов создавать свою фабрику по утилизации батареек или пластиковых бутылок. Подобные комплексы мы обязательно будем строить вместе. Это и выгодно, и целесообразно, и не создает перенасыщения территорий такими видами производств.
- Как в мире развивается система обращения с ТКО? Чей пример лично вам больше всего нравится?
- Приведу в пример Швейцарию. В стране забыли о полигонном захоронении отходов. Не вывозят ни одного килограмма. И по объему отходов, и по численности населения, и по площади Швейцария напоминает Московскую область. В начале 80-х там были такие же полигоны, точно так же пахли. Сейчас порядка 50% отходов в этой стране перерабатывается во вторичные фракции и в полезные компоненты, из второй половины извлекается электроэнергия. Похожее соотношение, как я уже говорил, мы хотим применить здесь. Но главное – больше не создавать полигонов. Нужно сначала прекратить вывозить туда мусор, а затем полностью рекультивировать и забыть о них навсегда.
- Где гарантия, что даже с появлением перерабатывающих предприятий криминальный вывоз на полигоны будет пресечен?
- С 1 января 2019 года весь за первичный сбор отходов – и с дворовой территории, и из магазинов, – вообще отовсюду будет отвечать региональный оператор. Таким образом, людям, работающим по серым схемам, просто нечего будет вывозить на полигон.
АНТОН ЧЕЛЫШЕВ
Совершенствуется сам процесс сбора и переработки мусора
Все эти технологии с успехом используют большинство европейских стран. Внедряться они стали ещё в 70-е годы, а разрабатывать некоторые из этих идей начали до войны.
Направление, о котором говорится в статье, само по себе верное. Говорят об этом уже много лет подряд и деньги выделяют. Сейчас вот ещё один рывок хотят сделать…
2019 год не за горами. Посмотрим, что на этот раз получится.
Для нас актуальным является то, что региональным оператором по ТБО станет «Спецавтохозяйство». Компания с не очень хорошей репутацией, так как не может обеспечить чистоту в городе в том числе и из-за высоких тарифов.
Общество с ограниченной ответственностью «Премиум-Бытсервис», директор — Кукин Андрей Валерьевич, учредитель — Семёнов Владимир Сергеевич
.
Общество с ограниченной ответственностью «Спецавтопредприятие» (ООО «САП»), директор — Деревянкин Павел Валентинович, учредитель — Семёнов Владимир Сергеевич
.
Общество с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» (ООО «САХ»), директор — Захарченко Марина Владимировна, учредитель — Семёнов Владимир Сергеевич
.
Общество с ограниченной ответственностью «Спецавтотех» (ООО «САТ»), директор — Языкова Олеся Владимировна, учредитель — Семёнов Владимир Сергеевич
Что же объединяет все вышеуказанные предприятия?
Несомненно, это их учредитель — гражданин Семёнов Владимир Сергеевич. Он же является учредителем и руководителем другой организации — общество с ограниченной ответственностью «Полигон» (ООО «Полигон).
Эта организация с недавнего времени стала региональным оператором по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов в кластере № 4 (г. Благовещенск, Благовещенский район, Тамбовский и Ивановский районы).
А другое предприятие — ООО „Спецавтохозяйство“ (упомянутое выше в списке), является региональным оператором в кластере № 5 (г. Свободный, Свободненский район, ЗАТО Циолковский, Шимановский, Мазановский и Селемджинский районы).
Карту Амурской области, разделённой на кластеры (или сказать по другому — сферы экономического влияния), можно изучить в газете „Амурская правда“ от 06.07.2018 г. в статье Большая мусорная перемена.
В этой же статье представлено интервью с директором ООО „Спецавтохозяйство“ о грядущих планах и предстоящей работе.
Но самое интересное, удивительное и необъяснимое совершенно другое. У данного предприятия нет действующей лицензии на сбор и утилизацию коммунальных (бытовых) отходов. У двух вышеуказанных в списке предприятий лицензия имеется, а у того, кто стал региональным оператором — нет.
Просто нет действующей лицензии на данный вид экономической деятельности.
Но они будут работать региональным оператором. Разве это возможно?
Источник — Экономический авось. Часть 2