Възд в город Памятник Гайдаю Мемориал Славы

СТАРИК И ТАЙГА

СТАРИК И ТАЙГА

Акира Куросава на съёмках в Приморье. 1974 год

20 лет назад, 6 сентября 1998 года, в возрасте 88 лет ушел из жизни знаменитый японский режиссер Акира Куросава. В 1974–1975 гг. он снял в Приморье «Дерсу Узала» - шедевр, отмеченный целой гроздью наград. 
 
Кино и японцы 
 
«Дерсу Узала» - второе произведение, написанное Владимиром Арсеньевым для широкого читателя. В нем описаны экспедиция 1907 года по Приморью, попытка Арсеньева поселить ослабшего глазами старика у себя в Хабаровске, уход и гибель Дерсу. 
 
Куросава был знатоком и ценителем русской классики: снял «Идиота» по Достоевскому и «На дне» по Горькому, использовал мотивы толстовской «Смерти Ивана Ильича» в фильме «Жить», примерялся к «Тарасу Бульбе» и «Запискам из мертвого дома»… 
 
Выбор Арсеньева не столь очевиден. Переводить его прозу на язык кино непросто: пространные описания, латынь, термины… Однако японский художник и философ чутко уловил спрятанное между строк. Замысел снять фильм по Арсеньеву появился у него еще в 40-х. Тогда Куросава думал о съемках на Хоккайдо. Потепление отношений между Японией и СССР позволило снять фильм в Советском Союзе. Позже Куросава признавал: «На Хоккайдо такой фильм по-настоящему не мог бы получиться. Там иные, не похожие на Уссурийскую тайгу масштабы природы. Там не мог бы жить такой человек, как Дерсу Узала. Эту картину нужно было снимать на русской земле, но тогда, 20 лет назад, это было невозможно». 
 
Куросава в начале 70-х переживал творческий кризис. Его фильм «Под стук трамвайных колес» провалился, режиссер пытался покончить с собой. И вдруг - приглашение снять кино на «Мосфильме»… 
 
Причудливы переплетения мирового кинематографа: сначала «Семь самураев» Куросавы вдохновили Джона Стёрджеса на «Великолепную семерку» с Юлом Бриннером в главной роли - уроженцем Владивостока и оскароносцем. А потом уже сам Куросава едет в Приморье и снимает кино, которое получает «Оскар». 
 
Нерест в русской реке 
 
Сценарий цветного двухсерийного фильма написали сам Куросава и писатель Юрий Нагибин. Вторым режиссером выступил Владимир Васильев, оператором - Асакадзу Накаи, которого называли «глазами Куросавы». 
 
Непростым вопросом был выбор актера на роль Дерсу - гольда, то есть нанайца. В советском фильме «Дерсу Узала» 1961 года заглавную роль исполнил казах Касым Жакибаев. Куросава видел в этой роли японского актера Тосиро Мифунэ, с которым много работал, но тот был занят. Пробовали нанайца Кола Бельды (исполнителя песен «Увезу тебя я в тундру», «А олени лучше» и т. д.) и бурятского танцовщика Цыдена Бадмаева. В итоге Дерсу сыграл, и великолепно, тувинский актер Максим Мунзук. Хотя к его внешнему сходству с Дерсу были претензии - грузноват, широколиц, тяжеловат на ногу… 
 
На роль Арсеньева Куросава взял Юрия Соломина, высоко оценив его работу в «Адъютанте его превосходительства». Жену Арсеньева сыграла Светлана Данильченко, китайца Чжан Бао, с которым Арсеньев боролся против хунхузов, - киргиз Суймонкул Чокморов. 
 
В небольшой роли одного из арсеньевских стрелков снялся Владимир Сергияков - тогда студент Дальневосточного института искусств, а ныне народный артист РФ, актер краевого театра имени Горького, глава Приморского отделения Союза театральных деятелей. 
 
Самыми необычными членами съемочной группы были молодой тигр Артем (у него менялись зубы, и зверю пришлось доставать дефицитную мякоть), медведица Рита и изюбриха Катя. Диких кабанов сыграли выписанные из Михайловки хряки, которых выкрасили черным. 
 
Экспедиция базировалась в Арсеньеве. Его градообразующие предприятия - «Прогресс» и «Аскольд» - работали на оборону, а капиталистическая Япония была востоком в смысле лишь географическом, но никак не идеологическом. Тем не менее «добро» было получено - на каком-то высоком уровне. Арсеньевские власти расценивали помощь «Мосфильму» как государственную задачу. Подключали заводы (вольер для тигра сварили на «Прогрессе»), воинские части, автотранспортное предприятие, совхоз, молокозавод, мясокомбинат. В ответ актеры проводили творческие встречи с жителями. У гостиницы «Таежной», где жили гости, собирался чуть не весь город. Включая девятилетнюю школьницу, будущую актрису театра имени Горького Ларису Белоброву. 
 
Куросава обычно был замкнут, погружён в себя, молчалив. «Сидел… нога на ногу, уголки рта опущены, с резкими и нервными движениями. Я бы сказал, с недовольным выражением лица. В этот момент даже японцы старались не беспокоить Куросаву. Если его что-то не устраивало, он ломал в руках ветку, подходил к камере, порой на повышенных тонах указывал актерам и своим помощникам. Но в то же время был предельно внимателен к говорящему, не перебивал его, и когда находил полезное в беседе, то сразу улыбался. У него была улыбка ребенка, мягкая и беззащитная, особенно когда он снимал очки, - вспоминал уроженец Арсеньева Евгений Парфёнов, работавший на съемках переводчиком. - Его скрупулёзность проявлялась в подборе реквизита. Зритель на экране никогда не заметит, что за посох держит в руках Дерсу Узала. А мастер просил чуть подержать его на огне, чтобы он приобрел натуральный вид. Или еще одна деталь - котомка Дерсу. Даже ремешки на ней были изготовлены из настоящей сыромятной кожи, как и описывал Арсеньев… Особенно трудно проходили съемки сцен, в которых главным героем становился тигр. Животному не объяснишь, как встать в кадре и куда прыгнуть. Предпринималось немало попыток, далеко не гуманных, чтобы выгнать зверя в определенную точку кадра. Куросава сидел сгорбившись, уставившись взглядом в землю, потом вскакивал, громко требовал прекратить съемку, жалея животное, но искусство требует жертв, и эти сцены наконец тяжело и нервно были закончены». 
 
Усы и бороды у актеров были настоящими, солдатские ремни Куросава лично старил наждачной бумагой. Клал в ручей камень, чтобы течение каким-то особенным образом разбивалось об него, поправлял что-то в зарослях, подкрашивал листья, чтобы продлить золотую осень… Рассказывают, что подобный подход был у Андрея Тарковского. Сейчас, кажется, так уже не снимают. 
 
Натурные съемки шли с мая 1974-го по январь 1975 года. Снимали в основном в окрестностях Арсеньева - в Анучинском и Яковлевском районах (однажды из Анучино приехали с претензиями - кинематографисты пустили дым, изображавший туман, и потравили совхозных пчел). Переправу через реку снимали в Ольгинском районе, на Аввакумовке. Позже, в мемуарах, Куросава назовет съемки в СССР «нерестом японского лосося в русской реке». 
 
Философия и политика 
 
И в книге Арсеньева, и в ленте Куросавы - размышления о человеке, прогрессе, цивилизации, экологии. Дерсу - «первобытный коммунист», живущий в гармонии с миром. Арсеньев - внимательный очарованный странник, горожанин, ставший таежником… 
 
Этот неторопливый, медитативный философский истерн неожиданно стал событием политическим. Совсем недавно, в 1969 году, случился конфликт Китая и СССР на Даманском, и в Пекине восприняли фильм как часть «антикитайского международного заговора». «Ренегатская клика советских ревизионистов не упускает случая использовать литературу для пропагандирования своей экспансионистской политики… В сценарии не только описан ряд действий царя по оккупации китайской территории, но и обнаружилась претензия нового царя к нашей территории в настоящее время», - писали китайские СМИ. 
 
 
 
Им не нравилось, что Дерсу в фильме ругает китайцев-браконьеров, а старик-китаец низко кланяется Арсеньеву: «Это сделано по строгому распоряжению руководителей советской ревизионистской империи, которые хотят, чтобы современный Китай так же склонялся перед СССР». В декабре 1974 года председатель КГБ Юрий Андропов даже писал в ЦК КПСС о том, что дело может вылиться в «довольно жгучую политическую проблему». 
 
Не секрет, что в текстах Арсеньева - разведчика, государственника, офицера - присутствуют как антикитайские, так и антияпонские выпады. Но его «Дерсу Узала» - преимущественно о другом, о вечном. Вот и Куросава писал: «Это все-таки художественный фильм… Я настойчиво выступаю против того, чтобы включить политику в этот фильм». Мастер был прав: политика - штука изменчивая. Сегодня едва ли кто-то видит в фильме политический подтекст. Осталось другое, главное: человек, его место в мире, ответственность. 
 
Премьера кино прошла осенью 1975 года. Тогда же Мунзуку и Соломину присвоили звание почетных граждан Арсеньева - «за активное участие в пропаганде отечественного киноискусства и воспитании трудящихся города». Куросаве звание почетного арсеньевца присвоили только в 2002 году, посмертно. Тоже политика. 

Василий Авченко,
«Новая газета», №458, 13.09.2018

Источник репоста - debri-dv.ru

14:55
2177
RSS
22:01
ВКЛАДКА НА «СИГ»: Краеведы (в т.ч. ДЕБРИ-ДВ)

Пронякин Константин, журналист, краевед, создатель интернет-портала «ДЕБРИ-ДВ»:

== КРАСНЫЙ СОН СВЕТОГОРОВА

== О хабаровском Фрейде стало известно больше

== Хабаровским чиновникам от минприроды указало ФСБ

== ПОЛМОГИЛЫ ДЛЯ ШТИРЛИЦА 

В Хабаровске разгромлено захоронение русского писателя Всеволода Никаноровича Иванова

***

Владимир Иванов-Ардашев, историк и краевед

== КАЗАКИ В АРХИВНЫХ ДЕБРЯХ - Нынешним чиновникам, проявляющим заботу о вверенной им территории, нужно хотя бы знать ее в общих чертах. Помнить, что первым стольным градом Руси был отнюдь не Новгород и даже не Киев, а Старая Ладога, и череда таких древних административных столиц, окруженных земляными валами и частоколом, тоже управлялась людьми сметливыми и предприимчивыми. 

== Колыбель под названием Аркаим - Вышла в свет очередная книга очерков известного хабаровского публициста и краеведа Владимира Иванова-Ардашева «И останется слово».

Название, вроде бы, простое, но, как считает автор, весьма символичное, поскольку есть и подзаголовок «…даже если храмы разрушены». И об этих некогда разрушенных храмах памяти, именуемых также архивами и библиотеками, рассказывается в серии очерков.

== Иран близок Хабаровску: Когда перо сродни автомату - Иранские военные объявили об окончании «смуты» в стране и поражении демонстрантов. «Число протестующих было малым и не превысило во всем Иране 15 тысяч человек», — рассказал командующий Корпусом стражей исламской революции (КСИР) Мохаммад Али Джаафари. Чем же так близок нам Иран? 
 
Прежде всего историей и людьми! 

== Горячие камни истории - Грибоедов был, по нынешним меркам, диссидентом и предтечей нынешней Болотной площади, нравится вам это или нет

Писатель Грибоедов в России всегда актуален. Особенно когда нужны герои, идущие напролом в безвыходной ситуации. Либо повинные в ней. Но зачем разбираться в хитросплетениях дипломатии, когда есть готовый образ, подхлестывающий чувство патриотизма. 

== КАК Я БЫЛ ИНДЕЙСКИМ ВОЖДЁМ - Не буду идеализировать историю «русской Америки», но она все-таки отличается от той безжалостной экспансии, что осуществляли другие выходцы из Европы.

Не зря говорят, что писатели — увлекающиеся натуры и реагируют на любую мелочь…

== ТАЙНЫ ЭТНОГЕНЕЗА (в «Литературной России»)

== ЗАБЫТЫМИ ДОРОГАМИ ПРИАМУРЬЯ (вступление) -

- Десять лет назад не стало археолога Юрия Михайловича Васильева.

Очерк: В Северной Маньчжурии существовал важный путь местного значения — «соколиный», который проходил и по территории нашего Приморья. Краткие повествования о нем летописи связывают с племенами уго (Пяти царств).

== ПОКЛОНИСЬ ЗАБЫТЫМ ПРЕДКАМ -  в Приамурье существует целая страна курганов, протянувшаяся на сотни километров по берегам Кура, Урми, Тунгуски, Анюя и охватывавшая территорию от нынешнего Биробиджана до Комсомольска-на-Амуре.

== В Хабаровск прибыл правнук губернатора Восточной Сибири графа Муравьева-Амурского - В Хабаровске в очередной раз побывал двоюродный правнук легендарного губернатора Восточной Сибири графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского, при содействии которого Приамурье в середине девятнадцатого века вновь вошло в состав России. Прямых потомков у графа не было, поэтому титул наследовался по линии брата Валериана, правнук которого, Василий Сергеевич, ныне возглавляет именитое семейство, чья родословная уходит корнями вглубь столетий.

== КТО ПОМОЖЕТ ДОН КИХОТУ - За свою почти что полувековую причастность к журналистике насмотрелся всякого, был на различных семинарах и форумах, а вот на предстоящем, названном Дальневосточным медиафорумом, почему-то присутствовать не хочется.

Ибо две тысячи предполагаемых участников, пламя речей и блеск регалий – как тут не затеряться пожилому журналисту, вроде меня, желающему лишь скромно пообщаться с приезжими коллегами. И, надеюсь, пообщаюсь, но уже вне форума, а он пусть идет своим чередом.

== В ЗАЩИТУ «СИКОРСКОГО»: ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЛЕГЕНДЫ - К Дню Победы!

== КОГДА ВСЯ НАДЕЖДА НА ЧЁРТА - Удивительное дело…

== СУРОВЫЕ ШТРИХИ ПАМЯТИ - У каждого публициста, сумевшего опубликовать автобиографическую книгу, есть эпизод из далекого детства, который он считает наиболее ярким, волнующим…

== МЕДУЗЫ КНИЖНЫХ МОРЕЙ

== ПРОКЛЯТИЕ ХОРОШЕЙ КВАРТИРЫ

== Печальная история с надгробием писателя Вс.Н. Иванова достойна внимания

***

Юрий Васильев - археолог, кандидат исторических наук

«Соколиный» путь. Забытые дороги Приамурья - Очерк: В Северной Маньчжурии существовал важный путь местного значения — «соколиный», который проходил и по территории нашего Приморья. Краткие повествования о нем летописи связывают с племенами уго (Пяти царств).

***

Сумашедов Борис - журналист, прозаик, автор большой повести о Владимире Клавдиевиче Арсеньеве под названием «Распятый в дебрях», которая вышла уже вторым изданием (2008, 2015):

Господин… Товарищ… Или кто нам сегодня Владимир Клавдиевич Арсеньев?

***

Гоман Юлия, журналист:

С чего началось развитие пароходства на Амуре

Первый официальный сплав по пограничной реке состоялся в 1854 году…

***

Сорокин Роман, пресс-секретарь «Албазинской экспедиции»:

Албазинская экспедиция завершена - «Дальнейшая работа будет сосредоточена на обработке полученных научных результатов», — заявляют в фонде «Петропавловск». Всего, за шесть лет удалось найти более 4 000 находок второй половины XVII века

***

Буря Виктор:

Тридцать семь негидальских букв - На юбилейной V книжной выставке-ярмарке Хабаровского края представлен первый в мире Негидальский букварь (Њеғида букварь). Его презентация прошла в стенах Дальневосточной государственной научной библиотеки (ДВГНБ) в Хабаровске. 

***

Табунов Александр:

Академик Владимир Обручев: «Диссертация Ушакова? Она — на всех картах мира!..» - 

О ком речь?

Выборка из официальных справок: Ушаков Георгий Алексеевич (1901-1963) — уроженец деревни Лазаревки Амурской области (ныне — Еврейской АО), советский исследователь Арктики, доктор географических наук, работал в Главсевморпути, Главном управлении гидрометеослужбы АН СССР; руководитель целого ряда полярных и высокоширотных экспедиций.

***

Сидоров Андрей:

Владивосток: история до нашей эры - Гавань Мэя, полуостров Альберта, заливы Наполеона и Герена, архипелаг императрицы Евгении — многое ли мы знаем об этих названиях?

***

Макаров Василий, «Новая газета во Владивостоке»

ВОЗВРАЩЕНИЕ ШТИРЛИЦА

Память о легендарном разведчике увековечена во Владивостоке — в городе, в котором он встретил свою любовь

«Русскому всё непонятно на ДВ ...» - В феврале исполнилось 145 лет со дня рождения Михаила Пришвина. Одно из его лучших произведений — повесть «Женьшень», опубликованная 85 лет назад, — вдохновлено поездкой писателя на Дальний Восток в 1931 году.

***

Тимофеев Сергей (С-Петербург):

Нижнеамурская голгофа: Поиски истины - Интервенты, партизаны и Дальневосточный буфер. Японские дальневосточные помощники. Ч. 1

Нижнеамурская голгофа: Дальневосточная республика - ДВР вовсе не плод «мудрой политики Ильича», а давно вынашиваемая японским правительством цель. Ч. 2

Нижнеамурская голгофа: «Тряпицын был борцом за власть Советов...» - «Придет время и будет роман о Якове Тряпицыне, восстановят его могилу, опубликуют двусторонние документы, будут выслушаны обе стороны...» Ч. 3.

Нижнеамурская голгофа: Вариант биографии - Что мы знаем о личности лидера нижнеамурских партизан? Ч. 4.

Нижнеамурская голгофа: Амурский поход - Ч.5.1

Нижнеамурская голгофа: Амурский поход. Продолжение — Ч.5.2

Нижнеамурская голгофа: Клостер-кампское сидение - Начало Клостер-Кампской эпопеи и охраны Клостер-Кампского маяка на мысе Орлова, описанные самими участниками. Ч.6

Нижнеамурская голгофа: Николаевская страда, Китайская Цусима Амурского разлива - Николаевск пал. В истории города открывалась новая страница. Партизаны получили долгожданный трофей и готовились торжественно вступить в город. Ч.7.1

***

Трифонов-Репин Юрий, председатель ПРОИПиПЗ ОО «Рос. Мемориал»

Маршал Тухачевский, а был ли заговор?

***

Островский Андрей, «Новая газета во Владивостоке»

Забытый адмирал Завойко

***

Лабецкая Надежда

Тропа Арсеньева дошла до Индианы

В США впервые вышел полный перевод книги Арсеньева «По Уссурийскому краю»

***

Шорохи истории. Во Владивостоке вышло в свет уникальное издание по истории семьи Янковских

Во Владивостоке прошла серия презентаций нового уникального издания «Шорохи прошлого»

***

Черник Анна

Благовещенск в августе 1900 года: свидетельства о событиях

***

Авченко Василий, «Новая газета во Владивостоке»

СПОЛЗАЮЩАЯ ПАМЯТЬ - Юбилей первой в мире женщины-капитана дальнего плавания Анны Щетининой Владивосток отметил разрушающимся сквером имени прославленной lady-captain.

Исполнилось 110 лет со дня рождения Анны Щетининой. Хочется верить, что уж во Владивостоке никому не надо объяснять, кто это такая. Но, к сожалению, оснований для этой оптимистичной веры стало меньше. Сейчас объясним почему. 

ИЗ АЛЯСКИ С ЛЮБОВЬЮ​ - Книга Дэвида Рамсера о хронике ледяного занавеса и народной дипломатии между Аляской и Чукоткой вышла на русском языке

РИХАРД ЗОРГЕ, НЕУДОБНЫЙ И НЕИЗВЕСТНЫЙ - В биографии легендарного разведчика, написанной Александром Кулановым, «советский Джеймс Бонд» предстает античным героем

СТАРИК И ТАЙГА - Свой второй «Оскар» Акира Куросава получил за снятый в Приморье фильм «Дерсу Узала»

***

Колесов Александр, «Новая газета во Владивостоке»

Шествие с Востока продолжается…

К юбилею дальневосточного критика, редактора, литературоведа Александра Лобычева

***

БОНУС:

УНИКАЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН АФИНОГЕНА ВАСИЛЬЕВА «МУРАВЬЁВ-АМУРСКИЙ» ПРЕЗЕНТУЮТ В БЛАГОВЕЩЕНСКЕ

КОЛЕСО ИСТОРИИ

Вышла очередная книга Валентина Пустовита: «Гласные — не белые, не красные»

Тайны расскреченного архива ЦРУ: что шпионы знали о Благовещенске

Нераскрытый парашют дальневосточного казачества

Художники рисуют Благовещенск на открытках​

КРАЕВЕД ПАВЕЛ АФАНАСЬЕВ: ИСТОРИЯ ЗОЛОТОДОБЫЧИ В ПРИАМУРЬЕ

ИЗ РЕДАКТОРА В СЛЕСАРИ!

Кровавый март 1918-го в Благовещенске

В ПРИАМУРЬЕ ИЗДАЛИ КНИГУ, ПОСВЯЩЕННУЮ ГАМОВСКОМУ МЯТЕЖУ​

ИЗ ИСТОРИИ ТОРГОВОГО ДОМА «КУНСТ И АЛЬБЕРС»
Loading...
|
Похожие статьи
Вся правда о гектаре в якутской тайге
Многие горожане с большим воодушевлением встретили закон о гектаре...
ТАРАСОВ Ю.А.: Судьбы. Бутрин Антон Никифорович ("Старик")
Данные для биографического словаря г. Свободный, составляемого А.Е.Падалко