Наталья Ладица : "Доброму везде добро"
Вот так сложилась судьба: нежданно-негаданно моя жизнь круто изменилась и я… нет, не улетела в другой город, а в своём городе, в своей области познакомилась с замечательными людьми, умеющими писать стихи, прозу, заниматься рукоделием, пением, музыкой… Меня всегда приводили в восторг талантливые люди. Каждый человек имеет задатки каких-либо талантов от рождения. Всё зависит от воспитания. Ведь всё, чем человек обладает во взрослой жизни, начинается в детстве. Всё в руках родителей.
Сегодня начинаю знакомить вас с Амурскими членами Общероссийской общественной организации "Российский союз писателей". Люди, которые писали «в стол» или только в сети, должны «выйти в свет» и поделиться тем, что им близко и дорого: своим трудом.
Знакомьтесь- Наталья Ладица. Не буду заранее рассказывать о чём пишет Наталья. Но, надеюсь, что для вас это будет любопытное и полезное чтение.
Галина Одинцова
А вот что Наталья рассказала о себе. Итак...
Наталья Ладица:
Окончила БГПУ по специальностям историк и психолог.
Сколько себя помню, моей главной страстью всегда были книги. В детстве у меня был целый чемоданчик с детскими книжками, который я всюду таскала за собой. В голове роились целые тучи разнообразных историй, которые очень редко, тем не менее, получали достойное окончание и уж, тем более, не удостаивались чести быть записанными. А потому безвозвратно забывались. Позже, научившись читать, я рассказывала эти истории друзьям под предлогом, что «где-то когда-то это читала». Иногда заводила тетрадки, в которых начинала записывать очередную приключенческую сказку, но со временем тетрадка терялась, сказка вылетала из головы, не обретая завершённости. Тем более, что коротких сказочек у меня отродясь не сочинялось - все, как не подбор, длиннющие романы с продолжением, где главным действующим лицом была, конечно, я (а кто же ещё?).
Перейдя из начальной школы в среднюю, обрела свою вторую (после книг, естественно) страсть. Имя этой страсти - История. Да, именно так, с большой буквы. История, мифология, магия, религия, символика… Волшебный мир, которому всегда есть место в нашем бренном существовании. Именно эти две страсти определили тематику моих книг и всей жизни в целом. Даже выбор университетских факультетов определили эти две страсти.
Но, наверное, я по-прежнему остаюсь немного ребёнком, поскольку имею ещё одну страсть - кукол. Вернее, очень люблю этих кукол создавать. Чаще всего творю в технике Скульптурный текстиль и Традиционной народной куклы. Они кажутся мне наиболее живыми, уютными, тёплыми.
Но в целом я обычный человек: жена, мама троих детей. Работаю в школе педагогом дополнительного образования (веду класс полного дня и театральный кружок). В настоящий момент мною написаны два «взрослых» романа («Невеста Перуна», «Золотая рыбка»), сборник познавательных рассказов для детей («Сказки о земле славянской»), а также несколько сказок и публицистических статей.
Друзья, читатели моего блога! Помещаю здесь три произведения Натальи и ссылку на раздел в сети. Читайте с удовольствием, как это сделала я.
РЕПКА
«Посадил дед репку…» Кто из нас не знает этой старой-старой сказки? Казалось бы, что может быть проще: сюжет сугубо бытовой, занятия героев сказки понятны до примитивизма, да и сами герои абсолютно незатейливы. С самого детства нам говорилось о том, что в первую очередь это произведение о взаимовыручке и взаимопомощи в дружной семье. Ещё в XVIII, XIX и даже большей части XX вв., когда вспыхивал общий интерес к русским народным сказкам, былинам и песням, «Репка» никого особо не занимала в силу своего простейшего, как тогда казалось, сюжета. Лишь в конце XX в. заговорили о том, что эта сказка – одна из древнейших в русской культуре и, следовательно, не так проста, как может показаться. Появилось несколько её толкований – одни более удачные, другие менее. Мне приходилось даже слышать, как в сюжет добавляли дополнительных персонажей – отца и мать внучки, например. Однако, как мне кажется, раз уж их не было в первоначальном варианте сказки, значит, на то есть особые причины. Итак, я предлагаю собственную версию толкования данного произведения.
Так вот, посадил дед репку. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что репка (вернее, Репка) – это своеобразный коррелят Мирового Древа, то есть Дерева, соединяющее собой все миры – корни его уходят в подземный мир, мир мёртвых, ствол произрастает через мир живых, а ветви поддерживают небеса, т.е. подпирают мир Богов. Следовательно, речь в сказке идёт, скорее всего, о сотворении Мира. А что это за Дед такой? Вывод напрашивается сам собой – это Бог, который сию Вселенную и сотворил. Между прочим, русские – один из немногих народов, который вёл своё происхождение непосредственно от Богов. Не какие-то отдельные личности, а весь народ. И не просто божьи творения, а непосредственно дети.
Однако мне кажется более достоверным другое толкование. Репка – это всё-таки не Мировое Древо, а, скорее, гениологическое. Почему я так думаю? Так ведь речь в сказке, вне всякого сомнения, идёт именно о семье, о роде. И о том, как прочно в семье всё между собой связано. Хотя и двоякое толкование не исключается (уж очень часто в русских народных сказках при ближайшем рассмотрении можно обнаружить второе, а иногда и третье дно).
Далее. Дед позвал Бабу. Древние (не только русичи, но и все народы в принципе) однозначно признавали, что акт творения возможен лишь при слиянии мужского и женского начала. Тем более, если речь идёт о творении нового рода (или НАрода, если уж на то пошло).
Теперь о Внучке. Как уже говорилось выше, русичи считали себя потомками Богов. Однако отец и мать (а также дети) у каждого свои. А вот более дальние потомки именовались (да и сейчас ещё именуются) просто ВНУКИ. Учитывая традиции матриархата, которые, скорее всего, господствовали в те времена, когда складывалась сказка, у божественных Бабы и Деда появляется именно Внучка, а не Внук. В этой связи ещё хочется сказать, что согласно современным исследованиям, именно женская хромосома передаёт следующим поколениям устоявшие наследственные признаки. У мужчины задача несколько иная: оставаясь открытыми внешнему миру, их генотип весьма восприимчив к разного рода мутациям, изменениям окружающей среды, агрессивным вторжениям извне. Именно поэтому существуют болезни, переносчиками которых являются женщины, а вот болеют ими только мужчины (например, гемофилия). Если изменения, произошедшие в генах, полезны для будущих поколений, через поколения они закрепляются и передаются далее (уже от матери к ребёнку). Если нет, то данная ветвь – простите – прекращает своё существование. Трудно предположить, что в древности люди догадывались об этом, но… Кто знает? Так что, думаю, мы с полным основанием можем предположить, что Внучка – это представитель НЫНЕ ЖИВУЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ, несущая генетический набор именно данного рода.
Ну вот, пришла очередь весьма интересного персонажа – Жучки. В силу традиции считается, что Жучка – это собака. Однако в первоначальном варианте сказке о собаке речи не идёт – просто Жучка. Тем более, что ни один персонаж в сказке по имени не называется. Что это, неужели забывчивость? Но если копнуть немного глубже, то выясняется, что жучкой в старину называли также вертлявого, непоседливого ребёнка. Так что можно с полным основанием предположить, что Жучка – это, вопреки общему мнению, не собака, а представитель следующего поколения, т.е. наши дети. У древних народов ребёнок, не достигший возраста зрелости, не считался человеком в полной мере, т.к. своих детей, в силу физиологических причин, иметь ещё не может, да и пользы миру от него пока никакой. Следовательно, не может быть и полноценным членом общества. В некоторых племенах детям до того, как «войдут в возраст», даже имени не нарекали. Отсюда и такое вот ласковое прозвище к собственным детям, которые, тем не менее, членами общей семьи также являются.
Теперь пришла очередь ещё одного загадочного персонажа – Кошки. Даже по нынешним временам представители семейства кошачьих приводят нас в изумление и благоговейную оторопь. Что же говорить о более древних временах? В те годы кошка считалась существом мистическим, живущим одновременно в двух мирах – мире людей и мире духов. А мир духов по совместительству считается ещё и миром умерших (или, как мы уже знаем, тем местом, где почившие с миром ожидают перерождения). Строго говоря, Кошка являлась проводником между миром живых и миром мёртвых, между теми, кто родился и теми, кто ещё только ожидает рождения. Но это тоже семья – не важно, будущие её представители или бывшие.
Ну и, наконец, самый странный и непонятный персонаж сказки – Мышка. Надо сказать, что в русских сказках Мышь выполняет весьма своеобразную роль: как правило, она спасает героев. Причём не всех подряд, а лишь самых достойных: кто готов поделиться последним с другими, кто чтит традиции, кто думает и заботится о своих близких. А вот «плохих» представителей рода безжалостно «отбраковывает», дабы общей картины не портили. Можно предположить, что мышка в народном сознании трансформировалась в берегиню – оберегающего духа, своего рода ангела-хранителя. Но только не для одного человека, а для всего рода. Поэтому не удивительно, что именно Мышка явилась той самой каплей, которая, наконец, помогла довести начатое дело до конца, т.е. «вытянуть Репку».
«Но позвольте! – может сказать внимательный читатель. – Это что же получается? Тянули-тянули Репку, то есть, простите, дерево гениологическое, и вырвали его с корнем, так получается?» На этот счёт я могу ответить: ну кто же вам сказал, что вырвали? На протяжении всей сказки Репку тянули-тянули, и, наконец, вытянули, т.е. значительно увеличили его. Ведь мы до сих пор сильно выросшего за лето ребёнка говорим: «Как ты вытянулся!» До и про растения тоже. Так что выражение «вытянули Репку» скорее означает сильный, разросшийся род, который на самом деле не позволит просто так вырвать его с корнем.
Таким образом в древности ребёнок, слушая эту сказку, осознавал себя малой частью огромного целого, и при любых жизненных обстоятельствах мог не чувствовать себя одиноким и заброшенным. С одной стороны маленький представитель большого и сильного рода всегда ощущал себя защищённым и оберегаемым, звеном в огромной, непрерывной цепи. С другой – такое мировоззрение не позволяло ему распускаться (ведь лишь «хорошие» родовичи могли рассчитывать на всеобщее покровительство и поддержку), заставляя тщательно обдумывать свои поступки и жить так, чтобы после не было «мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Утратив прочную, неразрывную часть со своим родом, мы в итоге незаметно для себя теряем нечто, ранее прочно связывающее нас с понятием «человек».
Отрывок из романа "НЕВЕСТА ПЕРУНА":
1. Лесная усадьба
АННОТАЦИЯ
Русь Новгородская. После покушения на его жизнь князь Рюрик из рода Белого Сокола, внук легендарного Гостомысла, встречает двух девушек, двух сестёр, ведающих древнюю магию и владеющих тайной силой. После женитьбы на одной из них Рюрик оказывается вовлечён в водоворот загадочных и жутких событий. Сама богиня смерти Морена объявляет охоту за его душой и душами его близких. Однако на его защиту встаёт одна из сестёр – та, которую знающие люди нарекли Невестой Перуна.
1. Лесная усадьба
Золотоликий Хорс , недавно поднявшийся на небосвод, мягкими лучами согревал землю. Юная босоногая Леля завершала свой весенний бег, готовясь уступить место матери Ладе . Леса и поля окутывала нежная молодая зелень. Воздух, недавно омытый весенней грозой, дышал чистотой и прохладой.
Князь Рюрик оставил далеко позади идущий в Новгород обоз, передоверив его безопасность своему давнему другу Олегу. Впервые за много лет он позволил себе расслабиться и каждой частичкой души и тела ощутить свет солнца, дуновение ветра и аромат трав. С улыбкой князь вспоминал, как, будучи пылким, восторженным юнцом, презирал эту маленькую слабость бывалых воинов - иногда просто наслаждаться жизнью. Что может быть слаще упоения битвы и приятней звона оружия? А вот, поди ж ты, почувствовал потребность отдохнуть от сражений. Впервые в жизни Рюрик пожалел, что родился не пахарем, а воином, и не обзавёлся в своё время женой и кучей ребятишек. Конечно, в его жизни было немало женщин, но ни одна из них не задела сердца настолько, чтобы можно было назвать её своей женой. Мужчина в самом расцвете сил неожиданно почувствовал себя дряхлым старцем.
(продолжение здесь http://proza.ru/2012/02/26/822 )
Доброму – везде добро.
Вот и настали долгожданные выходные! Дашины родители, взяв с собой дочку и бабушку Олёну, отправились отдыхать за город. До чего же хорошо летом за городом, на природе! Зелень кругом, деревья, трава, стрекочут кузнечики, поют птицы. Даша, радостно смеясь, бегала между деревьями, гонялась за бабочками, искала в траве муравьёв.
-Только далеко не убегай, - ласково попросила дочку мама.
Вволю набегавшись, девочка присела рядом с бабушкой.
-Как красиво кругом! – с восторгом проговорила Даша. – Гораздо красивее, чем на картинке или фотографии!
-Конечно, - подтвердила старушка. – Это потому, что мир вокруг нас – живой, а картинка – лишь его отражение. Здесь, на природе, ты чувствуешь все чудеса и тайны окружающего мира, а на фотографии их не видно.
-А какие в мире чудеса и тайны?
-А вот послушай…
Славяне, жившие задолго до нашего с тобой рождения, считали, что весь мир вокруг наделён душой и разумом, он способен чувствовать и живёт своей жизнью. Живыми считались не только деревья, трава и кусты, но и камни, реки и даже сама земля. Землю называли матушкой, почитали её как родительницу всего. Травы, кусты, кустарники, деревья казались её пышными волосами, каменные скалы – костями, реки и ручьи – кровью. Предки говорили: «Добра мать для своих детей, а земля – для всех людей», «Мать-сыра Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех теплом своим согревает». Считалось, что Земля засыпала студёною зимой, а весной пробуждалась и прихорашивалась.
Мир, окружающий наших предков, казался им полным тайн, чудес, немыслимых загадок, но в их глазах он также был враждебен и временами даже жесток. Враждебность природы в представлении славян была сосредоточена в дремучем лесе. Конечно, ведь там дикие звери водятся, ягоды и грибы ядовитые попадаются, овраги и ямы, из которых трудно выбраться. Да и просто заблудиться можно. А без леса как быть? Там ведь и охотятся, грибы, ягоды, орехи, мед собирают. Да и дерево для постройки дома и для поделок больше взять неоткуда, и дров для печи, чтоб зимой согреться. Но как же тогда быть – в лес идти опасно, и без леса никуда. Вот тогда и подумали наши предки, что раз лес живой, то с ним можно договориться. Только не с каждым деревцом отдельно, а с его душой или хозяином.
Душой и властелином леса считался Леший или, как его ещё называли, Лесной Дед. Именно от него зависело, каково человеку будет в лесу, соберёт ли он грибы и ягоды, заблудится или нет, вернётся ли домой с добычей. Поэтому перед тем, как войти в лес, нужно было попроситься в гости к Лесному Деду. А для того, чтобы Леший был благосклонен, его нужно было задобрить: оставить на опушке леса краюшку хлеба или кружечку молока, или, быть может ленту, какое-то украшение. Ещё в лесу нужно было соблюдать некоторые правила: не отдыхать на дороге, не губить напрасно и не мучить животных и птиц, не ломать без нужды деревья и кустарник, не мусорить. Тогда Леший мог и помочь человеку: вывести его на полянку с грибами и ягодами, подсобить на охоте, отвести заблудившегося к его дому или вернуть заплутавшую в лесу корову. В противном случае Леший мог рассердиться и не выпустить человека из леса.
Не менее страшной и опасной представлялась вода – река, озеро, море. Ещё бы, ведь в этой самой воде можно утонуть, даже если плавать умеешь. Особенно если вода холодная или неожиданно поднялась буря. Но водоёмы не менее важны, чем леса – это ведь и рыба, и питьевая вода, и для стирки, и чтобы помыться. Значит, и с водой нужно попробовать договориться.
Люди считали, что в водоёмах живут духи воды – Водяные, русалки, берегини. Все они подчинялись Морскому Царю. Если Водяной сердился, то на озёрах и морях случались бури, у рыбаков рвались сети, а рыба не ловилась. Что же могло рассердить водяных обитателей? Прежде всего, конечно, грязь и мусор в самой воде и на её берегах, слишком сильный шум, а и просто неуважение. А уж если разозлился владыка водоёма, то берегитесь, обидчики!
Ещё считалось, что Водяному на дне очень скучно, и поэтому он иногда принимается хулиганить: перегонять рыбу с одной части реки в другую, заманивать к себе людей и требовать, чтобы те его повеселили. А то и потехи ради устраивать небольшие бури и утаскивал к себе рыбаков. Однако если Водяного развеселить-потешить, он не только отпускал пленников, но иногда даже вознаграждал их, как, например, в сказании о Садко.
Ещё страшнее для наших предков был дух, обитающий на болоте – Болотник. Вообще селиться на болоте было нежелательно, но иногда это случалось. Болотник был злобным, жестоким стариком, который развлекался тем, что заманивал в топь неосторожного путника. Детей на болото старались не пускать, чтобы с ними не случилось беды.
Однако иногда эти духи могли обратиться к человеку со своей бедой, а после могли щедро отблагодарить за помощь. Или, обратившись обычным человеком, постучаться в гости к селянину, попросить пищи, воды или переночевать. Если тот оказывался злым, жадным хозяином, мог наказать, а то и разорить его. А вот щедрого, гостеприимного, хлебосольного человека часто вознаграждал. Так что в первую очередь от любого человека требовалось блюсти вежество, т.е. быть вежливым и доброжелательным.
Также вокруг человека обитало множество других враждебных духов, которые вызывали различные болезни. Но и от них можно было уберечься. Главное, что требовалось от человека – быть добрым, не пускать в себя плохие мысли, не делать другим зла. В этом случае никакие злые духи не могли добраться до человека.
-О чём это вы тут беседуете? – спросила Дашу тихонько подошедшая мама.
-О духах природы, а ещё о том, что мир вокруг живой, - блестя восторженными глазёнками, ответила девочка.
-Да? Как интересно! А про семью и её покровителей тебе бабушка уже рассказывала?
-Нет ещё, - с улыбкой ответила бабушка Олёна. – Но в следующий раз обязательно расскажу.
Добро пожаловать на страницу Натальи Ладицы. http://proza.ru/avtor/ladica1