А НАЧАЛОСЬ ВСЁ С ХАБАРОВСКОГО МУЗЕЙНОГО ДЕТСТВА
- Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра. Фото из архива "гродековского"
"С каких же, объясните, пор ученье - блажь, прилежность - вздор?
Но если названное - тлен, что вы предложите взамен?!
Эх, молодые господа, побойтесь Страшного суда!".
Прощенья станете просить - да кто ж захочет вас простить?!»
Если мне не изменяет память, этими строками древнеримского ваганта любит сопровождать свои интересные экскурсы в прошлое дочь писателя Александра Матвеевича Грачева, замдиректора хабаровского гродевского музея Анна Александровна Пономарева, прослужившая в этой лавке древностей больше 40 лет.
Автор тех античных виршей, увы, остался неизвестным для потомков, хотя их иногда приписывают Вергилию. Нашел же и перевел их с древней латыни знаменитый советский филолог и писатель Лев Владимирович Гинзбург. Он прибыл в Хабаровск молодым призывником ровно 80 лет назад, в апреле 1939 года, когда здесь во время событий на реке Халхин-Гол после хасанского военного конфликта с Японией сформировали Дальневосточный фронт, растянувшийся от Забайкалья до Тихого океана. Кстасти, тем героическим и трагическим для Советского Союза временам посвящены сразу несколько экспозиций нашего краеведческого музея. 19 апреля ему исполнилось 125 лет.
Вы знаете, рассказывать по радио о музейных экспонатах без картинки, это всё равно, что совершать подводные путешествия с удивительными экспедициями великого Жака Ива Кусто по... географическим картам. Погружаться в прошлое желательно лично. Если хотите, погружаться с самого детства.
В нашей далекой пионерской юности мы иногда сбегали с уроков и за 15 копеек, выданные нам родителями на завтраки, бродили весь день по гродековскому музею. В будние там обычно не было народа, и некоторые экспонаты можно было украдкой потрогать руками. А потом на уроках истории, которые вела у нас супруга знаменитого детского писателя Вера Ивановна Наволочкина, рассказывали, что же мы там увидели и услышали. При этом чувствовали себя самыми настоящими исследователями-первооткрывателями. Это чувство непередаваемое, особенно для детской мечтательной натуры. В те годы в школьной программе по истории не было многих разделов, например, о чжурчжэнях и других древних народах, на территории которых мы живем. Впервые о них мы узнали в музее. А потом Вера Ивановна, увидев у своих учеников неподдельный интерес к далекому прошлому, будучи к тому же нашим классным руководителем, взяла и открыла факультатив по истории. Иногда она приглашала на эти наши внешкольные занятия известных писателей, ученых и краеведов. А порой и водила нас все в те же музеи. Причем не только в краеведческий, но и литературный, археологический, военный, геологический и, непременно, в героический музей комсомольской славы. Некоторых из этих учреждений уже нет. Но те экскурсии я вспоминаю с каким-то душевным трепетом.
Позднее, когда мне довелось объездить не только весь Дальний Восток, но и практически весь Советский Союз, я обязательно посещал самые разные и самые необычные музеи. Москва, Ленинград, Таллин, Рига, Вильнюс, Каунас, Калининград, Минск, Киев, Львов, Сухуми, Новороссийск, Баку, Свердловск, Алма-Ата. а потом Анадырь. Магадан, весь Сахалин с Курилами, Комосмольск, тысячекилометровая трасса БАМа, северный Китай. Всей исторической географии и не перечислишь. Но главное, что прошлое каждого отдельно взятого региона объединялось в биографию нашего тогдашнего огромного единого государства. Это прошлое становилось осязаемым, становилось настоящим и помогало заглянуть в будущее, даже краешком глаза.
А началось все именно с хабаровского музейного детства и старой бохайской черепахи тортилы, что стоит и поныне перед обновленным зданием. С днем рождения тебя, гродековский, со 125-летием. Низкий поклон тебе за безграничное прошлое...
Андрей Мирмович, программа "Реверс",