ЛАЗАРЕВ С.Я.: С РЕВОЛЮЦИОННЫМИ ПЕСНЯМИ. ПРОФСОЮЗ НА ЗАВОДЕ. РАБОЧИЕ ВООРУЖАЮТСЯ. МАЁВКА
Впервые напечатано в газете "Зейские огни" от 22.07.1977 г №119
***
Труды Лазарева Сергея Яковлевича впервые оцифрованы на сайте "Свободная Интернет-Газета" с целью сохранения, приумножения и популяризации культурного наследия данного региона и его развития. Не преследуем коммерческие цели.
Статья рекомендована для учащихся, студентов, научных сотрудников исторической и краеведческой специализации, а также для всех читателей, интересующихся историей микрорайона Суражевка города Свободный.
С РЕВОЛЮЦИОННЫМИ ПЕСНЯМИ
В одно из мартовских воскресений 1917 года в Алексеевске состоялась многолюдная демонстрация. Ядром Суражевской группы демонстрантов были рабочие лесопильного завода, к которым присоединились у выхода из заводского переулка мукомолы и грузчики Алексеевской и Клюевской мельниц и Суражевской пароходной пристани.
Колонна рабочих с красными флагами на пути следования по Большой улице обрастала приставшими к ней группами мещан и разного люда. К базарной площади подошла уже довольно многочисленная демонстрация. Здесь была остановка. Ждали служащих управления Амурской железной дороги. Когда подошла колонна управленцев, то над её рядами кроме красных флагов развевалось несколько белых флагов и один чёрный (анархистов). Какая-то группа людей была с зелёным флагом. В толпе говорили, что это «земцы».
Схема п. Суражевка 1915-1928 гг. (Фото. Музей МОАУ СПОШ №11)
Схема улиц п. Суражевка 1915 г. (Фото. Музей МОАУ СПОШ № 11)
После подхода управленцев демонстранты с революционными песнями двинулись по Большой улице в сторону города. По выходе из Суражевки шли нижней дорогой мимо покрытых лесом сопок до спуска из города к Желуну и Зее по Чихманской улице (ныне ул. Зейская). Спуск тогда был новым, одернованным со стороны оврага и имел ограждение из столбиков, окрашенных масляной краской полосами чёрной и белой. Погода была солнечная и тёплая. Снег уже повсюду растаял. Около гостиницы и ресторана Чихмана демонстранты повернули направо и по Большой улице (ныне ул.Ленина) двинулись к площади Гондатти* (теперь площадь имени Лазо). На площади чистая от леса и кустарников площадка была только около памятника-обелиска в честь закладки города. Остальная территория площади была покрыта молодым дубняком и зарослями орешника. Против выходящей на площадь Гондаттьевской школы (в 50-х годах её здание входило в состав средней школы №2) росло несколько высоких и красивых сосен. Ораторы выступали с временной деревянной трибуны. Их было много. На этом общегородском митинге населения было принято решение: переименовать город Алексеевск в город Свободный.
После выступления ораторов был произведён подрыв памятника. Заряд взрывчатки так был положен под памятник, что от взрыва обелиск немного подскочил вверх, затем упал на бок и раскололся на три части. К поверженному обелиску подошли рабочие и кувалдами разбили на куски бронзового двуглавого орла, находившегося вверху обелиска.
В честь переименования города был произведён пушечный салют. Солдаты сделали несколько выстрелов холостыми зарядами из двух небольших пушек того времени. Стреляли в сторону северной части города. Пыжи падали на землю прямо за полисадником школы и мальчишки выхватывали их друг у друга.
Так закончился этот исторический для Свободного день – день приобретения нового, революционного имени.
* Гондатти – генерал-губернатор Амурской области
ПРОФСОЮЗ НА ЗАВОДЕ
День 1 мая, который в 1917 году ещё не был объявлен праздничным и нерабочим, рабочие лесопильного завода ознаменовали организацией у себя профсоюза. Во главе профсоюза стали: столяры Боровиков и Брюховецкий, металлист Краснянский, электромонтёр Климов (первый секретарь профсоюза). Были выданы профсоюзные карточки, отпечатанные в типографии Мокиной и заполненные чернилами красивым почерком кем-то из заводских служащих (Климов Иван секретарём профсоюза был до самого закрытия завода в 1923 году. В годы войны в 1941-1945 гг работал инструктором Читинского обкома профсоюза работников лесной промышленности).
Моему отцу – столяру Лазареву Якову Павловичу - была выписана профсоюзная карточка №5.
РАБОЧИЕ ВООРУЖАЮТСЯ
Как-то в апреле 1917 года железнодорожники «затолкали» на заводской железнодорожный тупик большой состав вагонов. По какой причине он туда был поставлен, было неизвестно. Состав был в основном из крытых вагонов, но было в нём и несколько бронированных полувагонов (снаружи – деревянная обшивка, изнутри – бетонные стены) с амбразурами. Состав вагонов растянулся от самого переезда около железнодорожного депо до Клюевской мельницы. Вагоны были запломбированы. Около вагонов была выставлена вооружённая охрана. Вначале она стояла круглосуточно, потом- когда ночью, когда днём. Среди рабочих поползли слухи, что в вагонах - оружие, боеприпасы, обмундирование, и состав этот – имущество чехословаков. Постепенно с вагонов начали исчезать пломбы, а у рабочих завода появились винтовки, револьверы и патроны к ним. Состав простоял в тупике около двух месяцев. За это время все вагоны были вскрыты и «разгружены». Тогда маневровый паровоз вытянул порожняк на станцию и освободил необходимый для лесопильного завода и мельниц железнодорожный тупик.
Уже в июне 1917 года вооружённые рабочие завода начали производить на поле за железнодорожным тупиком строевые занятия и стрельбы. Все были разбиты на взводы и каждый вечер после работы собирались и производили под руководством старых солдат военные учения. Занятия шли до самой осени.
МАЁВКА
В один воскресный день в июне 1917 года рабочие и служащие лесозавода устроили массовую «маёвку» на берегу Большого озера (Большое Бардагонное, в просторечье - Большанка - прим.админа). Проходила она впервые открыто. На «ту» сторону озера, покрытую лесом, пришли рабочие и служащие с семьями и… с продуктами в корзинках. Группами сидели под деревьями около небольших костров, закусывали у кого что было и пели песни. На полях у леса играли в «горелки», «лапту», «выжигательные круги». Кое-кто ловил в озере рыбу на уху. Погода была хорошая, всем было весело. Домой в Суражевку возвращались под вечер с пением песен.
ЛАЗАРЕВ Сергей Яковлевич