ТАРАСОВ Ю.А.: ФОТО-РЕКВИЕМ ПО ДОСА
Пролог
Сентябрьско-октябрьские события 2019 года навсегда останутся в памяти многих граждан города Свободного незаживающей раной, примером самого дикого пренебрежения власти к его истории и культуре. В течение этих двух осенних месяцев, за весьма немалые деньги, было уничтожено здание Городского Дома офицеров, в прошлом ДОСА (ДОРА) – многие десятилетия бывшего центром культурной жизни нашего города.
Конечно, это не первый и не последний случай такого рода. В 2010-е годы здания ДОСА в массовом порядке уничтожались по всей стране. Сегодня из них остались лишь единицы. Но под снос идут не только Дома офицеров, вакханалия разрушения уже затянула и продолжает постоянно затягивать в свой водоворот и другие здания, построенные по технологиям, которые в достаточной степени давно не преподаются в отечественных архитектурных вузах. Строители просто не умеют их восстанавливать, поэтому нынешним чиновникам легче приговорить к сносу исторические здания, чем их лечить, тем более что место под ними, как правило, стоит больших денег, и его можно продать или сдать в аренду частникам, положив в собственный карман за эту услугу неплохой «навар».
В целом, наступление на архитектурные памятники истории и культуры идёт постоянно и неослабевающим темпом. Только за последние несколько лет наш город потерял четыре здания, вполне заслуживающих звания объектов культурного наследия. Осталось всего десять таких объектов, сделанных из кирпича, и ещё несколько деревянных.
Конечно, всё это было бы невозможно в нормальном обществе, уважающем свои культурные и исторические ценности. Но в том то и дело, что наше общество давно и хронически больно, и эта болезнь глубоко поразила весь общественный организм, включая первичную его ячейку – семью. Наиболее важным симптомом этой болезни является равнодушие к прошлому, утрата духовной связи с ним, привычка жить только сегодняшним днём, с его яркими, но пустыми заёмными побрякушками и чисто потребительским отношением к жизни.
Вряд ли можно сомневаться, что за снос ДОСА в основном выступили те же люди, которые ранее выбрасывали на помойку или сжигали накопленные несколькими поколениями предков старые фотографии, семейные реликвии, забывали ухаживать за родными могилами, торговали орденами и медалями своих дедов и прадедов, выселяли собственных родителей в дома престарелых, чтобы избавить себя от ухода за пожилыми людьми.
И наоборот, те, кто с уважением относятся к своим предкам, не могут не испытывать горечь утраты от разрушения такого родного и до боли знакомого, во многом уникального в своём роде, бывшего свободненского городского Дома культуры - ДОСА. Для них и составлен мною данный фото-реквием, представляющий собой краткую историю гибели этого прекрасного здания, в виде набора фотографий, сделанных в последние дни и часы его существования.
***
Трагедия ДОСА началась с желания директора гимназии № 9 и её покровителей в администрации города и области сделать эту школу крупнейшим городским образовательным учреждением, со всеми вытекающими отсюда статусными привилегиями для её руководства. С этой целью и было задумано строительство второго корпуса гимназии, призванного удвоить количество её учеников.
Однако очень скоро стало ясно, что по закону такое строительство невозможно из-за слишком малой площади участка гимназии № 9. Тогда-то руководством школы и их покровителями–чиновниками и было принято решение присоединить к территории гимназии участок ДОСА. Естественно, само здание ДОСА, при этом, подлежало обязательному сносу. С этой целью и была начата кампания по передаче ДОСА в собственность города.
Между тем, строительство второго корпуса гимназии противоречило и ещё одному нормативному правовому акту – «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
С точки зрения этих правил, наиболее подходящим местом для новой школы был участок к западу от перекрёстка улиц Почтамтская и Подгорная. Там перед крушением СССР и было начато её строительство. Закончить его, разумеется, не успели – помешала рыночная реформа. После принятия решения о строительстве 2-го корпуса гимназии № 9, городская власть просто снесла этот недострой.
Между тем, квартал, где должна была быть школа по старому советскому плану, стали застраивать многоэтажками по проекту переселения из ветхого жилья. Это ещё более усилило необходимость строительства новой школы именно там.
Впрочем, городские власти на такие «мелочи» внимания уже не обращали. На СанПиН (санитарные правила и нормы), видимо, с позволения вышестоящих чиновников - тоже. В январе 2019 года организационная подготовка сноса ДОСА была закончена, и 23 числа этого месяца в газете «Зейские огни» была опубликована статья с говорящим названием «Дом офицеров – под снос».
Вскоре после Дня города, во второй половине августа, строительная площадка была полностью очищена от древесной растительности. Старый парк (сквер) ДОСА, имевший собственную интересную историю, был уничтожен.
Затем наступила очередь и самого ДОСА. Одноэтажная часть здания была снесена 2 сентября.
С 11 сентября начался снос основной части Концертного зала и прилегающих к нему с юга помещений. К началу этой работы на месте самой будущей школы только приступили к выкапыванию котлована. Через 10 дней, когда концертный зал ДОСА был уже разрушен до половины (фото ниже), а из четырёх ферм потолка на своих местах осталось лишь две, на самой стройке успели вбить лишь несколько свай фундамента. Такую спешку со сносом ДОСА можно объяснить только желанием побыстрее скрыть улики, подтверждающие фиктивность экспертиз, от суда.
22 сентября японский экскаватор приступил к сносу самой красивой с архитектурной точки зрения части южного корпуса здания ДОСА – выходов из концертного зала.
В тот же день разрушение концертного зала было закончено.
23 сентября началось разрушение центральной, самой прочной части здания ДОСА, имевшей бетонные перекрытия (фото ниже).
Снос северо-восточного крыла здания начался в следующую субботу, 28 сентября. Здесь бетонных перекрытий уже почти не было (бетонные перекрытия подвала, под развалинами, остались пока нетронутыми), над первым этажом оставались, в основном, стальные, над вторым – деревянные.
Вечером 30 сентября, проходя мимо оставшейся части ДОСА (со стороны автомагазина он был, почему-то, разгорожен), я заметил надпись на его стене «Мы умираем» (фото ниже). Кто и когда написал её - не известно. Главное, написано «Мы», а не «Я» или «Он». Как это точно! Уничтожение исторической памяти народа – это уничтожение самого народа, поскольку существовать без неё ни один народ не может. Потеряв свою коллективную память, народ превращается просто в население, которому всё равно, в какой стране жить и на каком языке разговаривать, была бы рядом сытная кормушка да возможность развлекаться в своё удовольствие.
Утром 2 октября я побывал внутри самого здания. Парадная дверь была открыта. Прямо из середины коридора второго этажа, на выходе с лестницы (с неё уже были сняты перила) мне открылся вид на автобусную остановку и перекрёсток Почтамтской – Ленина (фото ниже). Щемящее ощущение. Это было последнее утро ДОСА.
Полдень 2 октября. Экскаватор стоит на руинах помещений вокруг коридора у главного входа в ДОСА, как раз там, где на стене красовались барельефные воинские изображения.
16.00 часов. Уничтожение последних остатков архитектуры парадного входа ДОСА. От самого входа осталась только дверь (фото ниже).
Почему-то, в тот день экскаваторщик не тронул стену с граффити, изображающих «сильных мира сего», по чьей воле и был снесён ДОСА. Утром 4 октября я сделал её снимок (фото ниже).
Участок стены с граффити был снесён 6 октября. Остальная часть остатков ДОСА стоит до сих пор. Видимо, её будут сносить в самый последний момент, с особой осторожностью, ведь рядом с ней – здание магазина, то есть частная собственность, которую ни в коем случае повредить нельзя – может дорого обойтись.
историк, краевед, писатель
Тарасов Юрий Анатольевич
Школа, разумеется, будет не на месте ДОРА, а там, где её сейчас строят, примерно в 100 метрах от него. На месте ДОРА по плану будет спортивная площадка.
Экспертизы ДОРА проводили организации ООО «Амургражданпроект» и ООО ПСО «Благовещенскпроект». На всех предыдущих судебных заседания судьи стояли за них горой. Все мои ходатайства об допросе проводивших экспертизы их представителей были отклонены. Боюсь, что доказательства в виде фотографий суд не примет. На заседании апелляционного суда представленные мной фотодоказательства ложности экспертиз были объявлены моим субъективным мнением и даже не исследовались.
Лично для меня вы измельчавший «профессор мориарти», в пику нашему «шерлоку»-правдолюбу.
И, к сожалению, вы противоставляетесь Юрию Анатольевичу не по уму, а как просто яркий представитель-антагонист…
На то чтобы организовать в сети кампанию против Юрия Тарасова, вы время находите. Причём регулярно.
Кем доказано? Из собственных постов? А вот лично я тогда верю в это — если вами. Диву даюсь, как это вас не подташнивает от цитирования «мудрые мысли на каждый день для статусов благородных девиц»?
И это говорит админ одной из крупных (по свободненским масштабам) групп в Инсте, постоянный завсегдатай различных интернет-площадок Свободного и ревностный блюститель информ-пространства в интересах городской администрации (на общественных началах с его собственных слов — почему бы и нет, Тарасов же именно на общественных началах титанический труд двигает...).
Не можете опровергнуть, факт.
На «профессиональных» юристов, строителей и архитекторов я за последние полгода насмотрелся достаточно. Ни один из тех, с кем я имел дело, не соответствует своему званию в дипломе.
А моему свободному времени завидовать не советую. Оно куплено абсолютной нищетой, существованием на пенсию по инвалидности за 9 тысяч рублей (+ 3 тысячи пособий). Уверен, что вы на такую жизнь никогда не согласитесь.
Защитой ДОСА занялся в январе этого года после завершения работы над очередной книгой (пока не опубликованной). Это уже почти 9 месяцев не даёт мне возможности продолжить исследовательскую работу, но останавливаться я не намерен. Постараюсь всё же добиться подтверждения судом незаконности сноса ДОСА.
Что касается Оганесяна, то я сам предложил ему выдвинуть меня представителем общественности на предстоящее заседание горсовета. Я специально сделал это непосредственно перед митингом, чтобы свести к минимуму неудачу (он очень хотел, чтобы я участвовал в митинге как его сторонник), так как уже тогда подозревал, что он организовал этот митинг исключительно для поддержания своего имиджа борца за интересы свободненцев. Я реально опасался тогда его отказа. Но, всё обошлось.
Что же касается обстоятельств суда, то вы на нём не были, поэтому спорить с вами бессмысленно. Приводимых мной фактов вы в упор не замечаете, что прямо свидетельствует, что они вам не нужны. О чём тогда спорить?
тогда держите пруфы (ссылка ниже).
Автор этих строк ( я имею в виду себя) тоже был на том мероприятии и уличает вас во лжи как минимум с флагами))
МИТИНГ О СПАСЕНИИ ДОРА: ЧТО ПРОИЗОШЛО, КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?
PS Насчитайте на моем фото 17 человек. Это панорама «акции».
Про число 17 — это число людей, подписавшееся под резолюцией митинга и пусть немного, но поприсутствовавших на мероприятии. Подписи собирал именно я.
И соответственно присутствующие на тот момент публично волеизъявили общественным представителем Тарасова — в вопросе по ДОРА, а не Шалыгина и Евтихова или, к примеру, меня.
Нижний предел по численности нигде не прописан (поправьте меня, если не прав), зато есть отсылка, что подобное выдвижение должно проходить на публичном мероприятии…
Поймите этот момент в конце концов и не любите мозг историку.
Он уже доказал свою профпригодность именно свободненцам, а не какому-то «патрону» персонально.
Памятный комплекс (ростовая фигура офицера РФ и памятная стена с табличками погибших в локальных воинских конфликтах) перед бывшим зданием ДОРА — были перенесены на хранение в заявленные чз СМИ (пресс-служба главы города и «зо») помещения «ДОРОЖНИКА» или скрываются под импровизированным «саркофагом» во время сноса здания?
Доброго времени суток!
Разместила на сайте и в соцсетях газеты Ваш материал. Историк Юрий Тарасов: фото-реквием по ДОСА
Очень печально всё это...
С 2011 года минобороны стало отказываться от своих домов культуры, передавая их местным властям. Свободненские власти воспользовались этим, чтобы получить ДОСА под снос для расширения гимназии № 9.
Старики-ветераны ВС боролись с властями города за сохранение ДОСА, пока были живы (часть переехали в другие города).
Школа — это не культурное наследие, а место обучения детей азам знаний и культуры. Путём разрушения объектов культуры воспитать в детях культуру нельзя. Нельзя строить школы на месте Домов культуры! Тем более нельзя это делать путём разрушения объектов культурного наследия.
О том, чтобы ДОСА помнили и через месяц, и через год, и через 100 лет, позабочусь я — историк-краевед. Надеюсь, мне помогут в этом неравнодушные к истории нашего города люди.
А вам советую не затыкать людям рты, а постараться восполнить огромные пробелы в вашем культурном воспитании и историческом образовании путём чтения краеведческой литературы по г. Свободному.