УЧЕНЫЕ РАССКАЗАЛИ, МОЖНО ЛИ ДАВАТЬ МАЛЫШАМ ПЛАНШЕТЫ И СМАРТФОНЫ
В детских садах появились дети, которые не умеют переворачивать страницы обычной книжки. Они водят по странице пальчиком и ждут, когда страничка сама «перепрыгнет», как в планшете. А когда смотрят на бумажные картинки, стараются увеличить их, как в гаджете. Хорошо это или плохо? Как развивать таких детей? Об этом рассказали ученые «Российской газете».
Более 80 % дошкольников родители дают планшеты и смартфоны. Как их используют дети? 82 % из них играют в игры, 14 % смотрят мультфильмы, 4 % слушают музыку. Больше половины дошкольников проводят с планшетами до 6 часов в неделю, 17 процентов — больше 6 часов в неделю. Большинство родителей уверены, что смартфоны, планшеты, компьютерные игры — благо. Так ли это? У доцента МГППУ Екатерины Клопотовой есть сомнения.
— Мы посмотрели, как компьютерные игры сказываются на познавательных процессах детей. И вот что выяснилось: самый низкий уровень развития познавательных процессов был выявлен у тех детей, которые играли в компьютерные игры неограниченное время или все свободное время и без какого-либо контроля со стороны родителей. Внимание, восприятие, наглядно-образное мышление, воображение у этих детей снизились больше всего, — рассказала она.
Самые высокие показатели у тех детей, которые получали планшеты не больше чем на 6 часов в неделю. Тут, правда, есть небольшое исключение — воображение у этих детей развивается все-таки хуже, чем у тех, кто вообще не получал от родителей гаджеты.
Ученые изучили три самых популярных жанра компьютерных игр у дошкольников — развивающие игры, симуляторы и аркады, где надо что-то сделать с ограничением по времени, например, собрать монетки, успеть что-то передвинуть.
— Самое положительное влияние на познавательное развитие детей оказывают «развивающие игры», которые по сути являются аналогом дидактических и настольно-печатных игр. Они помогают развивать воображение, восприятие, мышление, внимание. А вот аркады приводят к быстрому угнетению познавательных процессов, — пояснила Екатерина Клопотова.
Исследователи предполагают, что аркады могут даже привести к стрессу.
Когда ребенок двигает пальчиком по экрану и «хватает» виртуальную погремушку, у него нет захвата предмета, нет сопоставления движения со звуком, который издает реальная погремушка, если ее потрясти. Ученые проводили эксперимент: четырехлетним детям предложили собрать из карточек картинку на планшете и офлайн. Поставил карточку на планшете не в то место, куда нужно — засчитывается ошибка, карточка уходит из игры. В игре с бумажными аналогами дети самостоятельно принимали решение о завершении картинки или изменении. И даже если квадрата у них не получалось, то солнце они располагали наверху, деревья и траву — внизу. Главное, у них было право на ошибку.
Компьютерная игра не способствует развитию разных видов деятельности, разработчикам игр надо подумать о том, чтобы допускать вариативность в игре, такой вывод сделали ученые.
- Ранее исследования доказали, что у детей, использующих мобильные телефоны, замедляются простые слухо- и зрительно-моторные реакции, увеличивается показатель утомляемости, а работоспособность, наоборот, снижается.
- Около 60 % родителей не следят за тем, с какой целью дети заходят в интернет.