ВЕХИ И ВЁРСТЫ. Глава 420. Светликов. Часть 7: Работа в командировках. Водоснабжение Сковородино
Один раз мне, как сильно истощённому дистрофику, дали на две недели путёвку в дом отдыха, который располагался на станции Бузули Амурской железной дороге. Там с едой было ограничено, нас кормили жидкой баландой и заставляли брать с собой продуктовую карточку. Иногда, если кто-нибудь отказывался от еды, мне давали дополнительную порцию. От такого я никогда не отказывался и полностью съедал эти дополнительные порции.
При поступлении в дом отдыха свой вес я проверял сам, поэтому, когда при выезде взвешивался и увидел, что за две недели поправился на пять килограмм, удивился.
***
Особенно трудно было в командировках во время войны. Мне приходилось много ходить по участкам, на месте самому проверять объекты, а питание по карточкам было очень плохое. К тому же, во время войны в водоснабжении работали одни старики и женщины. Отопление котлов было дровяным, заготовку и подвозку дров производили женщины, а этот труд был очень тяжелым.
Для работы насосов нужно давление, поэтому люди старались держать пар в котлах. Пар был также нужен для подогрева водопроводов, чтобы они зимой не замёрзли. Такое несчастье однажды случилось между двумя водоёмами на одной из станций железной дороги. Трубопровод был из деревянных, клёпочных труб, диаметром в двести миллиметров и проходил на глубине одного метра. В срочном, аварийном порядке пришлось организовать бригаду землекопов для вскрытия водопровода.
В то время никакой механизации не было, выручали кайло, лом, лопата, кувалда да клин. Делали пожоги, паром отогревали замороженные участки, который брали с выделенного нам паровоза. Работа шла без перерывов в три смены. В течение недели водопровод был восстановлен.
Большую работу проводили по изысканию резервов оборудования, которое отправляли на прифронтовые железные дороги на восстановление на них, разрушенных войной, систем водоснабжения.
Зимой сорок второго года на станции «Орочонские ключи», это в пяти километрах от станции «Ерофей Павлович», демонтировали котёл системы Шухова. Всю арматуру вложили в ящики и увезли лошадьми до станции Ерофей Павлович на погрузку в вагоны, а котлы пришлось катить вручную, так как они были тяжелые, и лошадям везти их было не под силу.
С этой работой мы промучились двое суток, но котлы докатили и отправили к месту их назначения. Таким способом мы демонтировали и отправляли в освобождённые от фашистов районы страны это и другое оборудование водокачек. За образцовую работу по сбору и поставке оборудования на восстановительные работы железных дорог страны, я и ряд работников водоснабжения были премированы деньгами. Мне было выдано пятьсот рублей.
***
На станциях Магдагачи, Талдан и Сковородино воду привозили в цистернах, так как источники водоснабжения были маломощными, и её катастрофически не хватало. Для этой цели Министром путей сообщения был выделен специальный поезд, который состоял из системы насосов в вагонах и десяти цистерн, оборудованных трубопроводами и паропроводом.
На станцию Магдагачи подвозка воды производилась со станции Гонжа, а на станцию Сковородино со станции Аугатич. Эта работа осуществлялась круглосуточно. Особенно положение с подвозкой воды было критическим в феврале, марте и апреле, так как своим запасом воды плотина не обеспечивала потребности водой паровозного узла.
Для улучшения в этом районе работы по водоснабжению, «Дальпроектом» города Хабаровска было произведено изыскание и разработан проект, общей стоимостью несколько миллионов рублей, который предусматривал забор ключевых вод на расстоянии семнадцати километров от станции Сковородино. Этот водопровод должен был пройти семь километров по нагорной линии и десять самотёком.
Министерство путей сообщения из-за большой себестоимости и трудоёмкости этот проект отклонило и предложило разработать что-нибудь другое. За долгие годы работы на этом участке железной дороги, я обратил внимание на ежегодные мерзлотные наледи, которые заливали пути, склады с топливом и другие постройки. У меня созрела мысль – а что, если путём бурения нескольких скважин, использовать подземные воды, которые могут здесь быть? Такой вариант мной был предложен руководству железной дороги.
С этим предложением меня вызвали в министерство путей сообщения железными дорогами СССР. В Москву пригласили и представителей «Дальгидропроекта». С моим предложением согласились.
Для проверки моих предположений министерство из города Новосибирска выделило буровую установку и средства для проведения этой работы. Первая, пробуренная скважина дала воду. Мы пробурили ещё несколько скважин, которые тоже были с водой. Таким образом, в достаточном количестве мы обеспечили город Сковородино хорошей питьевой водой. За своё предложение получил премию в размере двух тысяч рублей и награду – именные часы.