«Доброе утро, чат»
Спасти фуру хурмы, прочитать последние новости и купить клык моржа — специальный корреспондент DV Андрей Уродов провел неделю в дальневосточных WhatsApp группах и узнал, как жители адаптируются к действительности с помощью смартфонов.
Группа Провиденского района Чукотки разрывается с самого утра. Сначала — десяток пожеланий доброго утра, нескончаемые «Как дела?» и обсуждение планов на день, напоследок — кто сколько рыбы поймал на выходных. С помощью чата можно найти хорошего юриста или узнать, у кого в Лорино купить клыки моржа.
Для жителей северных посёлков мессенджер — самый оперативный источник новостей. На вопрос о местных газетах в группе WhatsApp жители района откликаются сразу: — Раньше были рации, позывные: Щука, Антип, Овод, а щас ватсап однако. — «Крайний Север», «Полярник», «Золотая Чукотка» — это газеты. — Пока газету дождешься, уже все новости узнаешь через ватсап! — Анадырь.орг, там тоже много публикаций.
Если вы зайдёте на городские порталы Анадыря, Усть-Камчатска или Охи, то обнаружите аскетичную вёрстку: маленькие картинки странно смотрятся на мониторе ноутбука, а размер шрифта заставит вас читать сообщения на форумах с лупой. Дело в том, что с компьютера эти сайты читать не нужно.
В отдалённых посёлках Чукотки, Камчатки и Курил нет доступного домашнего интернета: скорость медленная, соединение неустойчивое, а цены кусаются. Жители уже привыкли к этому и адаптировались к действительности с помощью смартфонов.
Мобильный интернет тут куда популярнее проводного. По данным исследований «Яндекса», доля его пользователей на Дальнем Востоке на 5% больше, чем в Москве, и скоро достигнет 80% всех интернетчиков региона.
В Приморье, Хабаровском крае, Амурской области и Еврейской автономной области мессенджеры не менее популярны, но тарифы на мобильный интернет здесь мало чем отличаются от ежемесячных платежей в центральной России. Более того, в этих регионах есть оптоволоконные сети и доступный проводной интернет.
В Республику Саха высокоскоростной доступ к сети провели как раз из Амурской области. 79 999 руб./мес стоимость неограниченного интернет-трафика на скорости 512 кбит/сек в Магаданской области в 2015 году. «Это следствие высокой стоимости эксплуатации спутниковых каналов связи», — объясняет технический директор компании «Маглан» Сергей Гензель.
Колыма и Камчатка — лидеры по использованию мобильного интернета — ждут появления оптоволокна в 2016 году. 15 мая скоростной интернет дотянули до Магадана и близлежащих посёлков. Летом должна заработать магистраль «Якутск-Магадан», которая обеспечит доступом в сеть отдалённые территории Колымы. Следующий участок соединит Камчатку и Сахалин по дну Охотского моря. Проект выполняет компания «Ростелеком» при поддержке китайского подрядчика Huawei. Пока что жители регионов довольствуются медленным интернетом.
Тариф «Драйв 300» на Камчатке — это безлимит со скоростью 300 кбит/сек за 2500 рублей в месяц, на Курилах — 512 кбит/сек по телефонной линии за 1000 рублей. Ещё в прошлом году в Магаданской области за неограниченный трафик на такой же скорости платили 79 999 рублей в месяц. Сегодня жители Магадана могут провести домой интернет со скоростью 5 мбит/сек за 1599 руб. в месяц.
На Чукотке о таком пока даже не мечтают. Безлимитного интернета нет совсем: 4 Гб фиксированного спутникового трафика обходятся в 1000 рублей, далее за каждый мегабайт пользователи доплачивают. В отдалённых посёлках Чукотки цена мегабайта достигает 9 рублей. Каждая новая песня обойдётся вам в 54 рубля, а серия «Доктора Хауса» — в 1730 рублей.
Такие тарифы заставляют любителей посидеть в сети экономить. Помогают в этом мобильные операторы. Они предлагают доступные «пакеты» для любого кошелька: от полного безлимита до ежемесячного трафика в несколько гигабайт.
Если вам захочется углубиться в тему и набрать в поисковике «безлимитный интернет Чукотка», то вы увидите «МегаФон», «Билайн» и МТС среди первых сайтов на выдаче. Tele2 до Чукотки пока не добралась. Но в пресс-службе компании рассказали, что планируют увеличить территорию покрытия скоростного мобильного интернета на Дальнем Востоке. В 2012 году компания пришла на Сахалин, в 2015 запустила 3G, и интернет-трафик Tele2 в этом регионе вырос в десять раз. На Камчатке потребление трафика за год увеличилось на 60%.
Мобильный интернет растёт благодаря доступным ценам. Он в разы выгоднее, чем установка широкополосного интернета в квартире, поэтому мобильные операторы постепенно заняли рынок привычных интернет-провайдеров. Фото: DV Пользователи интернета выжимают максимум трафика из провайдеров: подключают безлимитные ночные тарифы, пользуются торрентами, заходят в социальные сети, в первую очередь чтобы почитать новостную ленту, а общаются — в мессенджерах, получая городские новости через группы в WhatsApp.
Популярными местными сообществами «ВКонтакте» становятся те, где почти нет картинок: паблики анонимных сплетен в Якутии и группа взаимопомощи на Сахалине, напоминающая старый добрый форум из нулевых. Эти сообщества проще читать с мобильных устройств, и они не требуют загрузки «тяжёлых» изображений. Тем не менее интерфейс мобильных версий социальных сетей, подгружаясь, отбирает драгоценный трафик.
Поэтому на Дальнем Востоке так распространены мессенджеры. Приложения не вызывают отторжения даже у неопытного пользователя смартфона, так как с виду копируют отправку смс-сообщений: те же поля и кнопки.
Привыкнув к мессенджерам, забываешь, что используешь интернет и обмениваешься трафиком. Тривиальный интерфейс и легенда о «таких же эсэмэсках, только бесплатных» принесла мессенджерам популярность и в Якутии. Тут говорят: «Если у тебя нет WhatsApp, то у тебя нет телефона».
Согласно исследованию провайдера Yota, которое оказалось в распоряжении редакции, в Якутске мессенджером пользуется 61% клиентов, подключенных к безлимитному мобильному интернету. Ещё два года назад домашний интернет в Республике Саха был роскошью. После появления оптоволоконных сетей цены упали — с 3 тысяч рублей в месяц до 850 рублей, но мессенджер уже используется настолько активно, что никакое развитие домашнего интернета ему не страшно.
Жители Якутии создали в WhatsApp тысячи групп и обсуждают в них местные новости. Каждый новый бизнес-проект в городе не обходится без группы в приложении.
WhatsApp полюбили даже чиновники. По словам представителя пресс-службы Республики Саха, мессенджер распространён в республике из-за территориальных и климатических особенностей, а чиновники используют каналы для мониторинга сообщений и массовых рассылок с помощью WhatsApp. Фото: DV Срочные сообщения — чрезвычайные происшествия, новости, текстовые флешмобы и сообщения о скидках и акциях — появляются с пометкой «Раскидать по группам» и расходятся по друзьям и знакомым пользователей.
Дальний Восток замыкает список округов по количеству интернет-СМИ в регионах России, поэтому жителям приходится действовать самостоятельно. В феврале с помощью мессенджера жители Якутска спасли дальнобойщика из Киргизии. В его фуре с хурмой вышла из строя вся электроника: в пятидесятиградусный мороз фрукты обледенели, и заказчик отказался принимать товар.
Жители города передали сообщение, что водитель живёт в кабине машины и отдаёт за бесценок замёрзший товар. Через несколько часов около фуры выстроилась очередь: водитель продал фрукты и смог оплатить ремонт машины. При таком доверии к новостям легко распространять информационные «вбросы», чем пользуются всевозможные пранкеры, заявляя о террористических атаках или смерти высокопоставленных чиновников.
Подобные случаи встречались и в Приморье, где, несмотря на сносный интернет, люди всё равно охотно пользуются WhatsApp. В местных СМИ появляются опровержения таких новостей. Сотрудникам ФСБ приходится выступать с заявлениями, разоблачающими слухи о возможных терактах и атаках террористов ИГИЛ (организация признана в России экстремистской и запрещена — ред.). Дело дошло до того, что секретарь Совбеза Николай Патрушев пригрозил дальневосточным чиновникам запретить пользоваться WhatsApp, так как, по его мнению, сервис используется для хищения данных спецслужбами других стран.
На протяжении месяцев после этого на приморские группы в WhatsApp обрушился шквал ложных спам-атак с сообщениями о смертельных вирусах и террористах-смертниках. На Камчатке тогда же ходили новости о крахе местной банковской системы и разрушительном землетрясении — их тоже пришлось опровергать.
По словам генерального директора медиахолдинга «Прима Медиа» Виктора Суханова, WhatsApp для СМИ — это не просто мессенджер, а инструмент для поиска местных новостей и донесения уже готовых информационных сообщений до пользователей. Жители удалённых территорий Дальнего Востока предпочли мессенджер WhatsApp традиционным новостным ресурсам.
«Почему WhatsApp используется как новостной инструмент? В зоне Wi-Fi в этом мессенджере контент ничего не стоит: ни голосовые, ни текстовые сообщения, ни фото, ни видео. Это двухсторонний канал: он позволяет обмениваться контентом, поэтому жители удаленных территорий Дальнего Востока предпочли его традиционным новостным ресурсам.
Пока откроешь сайт, пока загрузишь страницу, пройдет немало времени, проще прочитать новости в приложении. Для Камчатской области и Чукотки, где интернет остается пока только спутниковым, это важно. Мы давно используем мессенджеры для получения читательского контента. Нам присылают фотографии, видео и новости через WhatsApp. Недавно запустили канал в Telegram, создали ботов», — говорит Суханов. Несмотря на шутки в духе «WhatsApp — это для тех, кто любит пожелания «С добрым утром!» в шесть утра, мессенджер остается полезным сервисом в условиях ограниченного интернета.
Жители решают через него будничные проблемы: ищут сантехников, установщиков окон, парикмахеров, юристов и студентов, готовых помочь на зачёте. Приложение помогает отыскать нужного человека без зависания в браузере и бесконечных переходов с сайта на сайт. Это экономит время, трафик и нервы.
В Петропавловске-Камчатском жители с помощью WhatsApp смогли за один день найти микроавтобус, чтобы отвезти ветерана ВОВ к родным в село Эссо: он сломал ногу, и пожилого человека требовалось перевезти в лежачем положении. Пока просьбы доходили по бюрократической цепочке до властей, массово пересылаемое сообщение пришло на телефон одного из местных депутатов, что ускорило помощь. У
же позже в мэрии Петропавловска-Камчатского создали специальную городскую группу в мессенджере для решения местных проблем, а Министерство спорта и молодежной политики Сахалинской области открыло аккаунт в WhatsApp для предложений по развитию спорта в регионе. Как говорит эксперт по мобильным технологиям на Дальнем Востоке Вячеслав Меркурьев, люди объединяются во всевозможные группы: от чатов друзей, которые играют раз в неделю в баскетбол, до городских сообществ.
«Самое заметное — это „ДПС-Контроль“. История начиналась с того, что тысячи людей предупреждали друг друга о происшествиях на дорогах, рейдах ДПС, но теперь это переросло в городское коммьюнити». «Раньше жильцам конкретного дома для решения насущных задач приходилось собираться во дворе, затем, с развитием технологий, создавались ветки на форумах.
Теперь же у сплоченных ТСЖ есть чаты в мессенджерах, что упрощает общение между жильцами. Не надо никуда выходить: ни во двор, ни на сайт, всё приходит прямиком в телефон», — объясняет Меркурьев. И это только начало — доля мобильных юзеров среди пользователей интернета на Дальнем Востоке растёт быстрее, чем в других федеральных округах России. Соперничать с Дальним Востоком по приросту пользователей могут только Северо-Кавказский и Южный федеральные округа.Подробно на сайте Дальний Восток: