Дети и деньги. Консультация для родителей
Интерес к деньгам закономерен, он проявляется уже у двухлетних детей. Карманные деньги, копилки, приобщение ребенка к повседневным покупкам и, конечно же, родительский пример – вот основные способы научить ребенка экономии и бережливости.
Наличие денег, которыми ребенок может распорядиться так, как пожелает, приучает ребенка к самостоятельности. Обычно необходимость в карманных деньгах возникает, когда ребенок поступает в школу. Именно в школе у детей появляется постоянный соблазн и возможность купить что-то в буфете. Карманные деньги можно выдавать ребенку раз в неделю или каждый день. Лучше всего ознакомиться с ценами в буфете и давать ребенку на день сумму, которой хватит на покупку шоколадки или сока. Если деньги выдаются только на школьный обед, то лучше разрешить малышу сдачу оставить себе и потратить по своему желанию. Иначе вместо обеда он станет покупать себе разные лакомства, да еще и попытается скрыть это от родителей.
Потребность иметь собственные деньги неразрывным образом связана со стремлением ребенка к самостоятельности. Накопленные или полученные в подарок деньги ребенок имеет право потратить так, как ему хочется. Выделяйте ребенку на карманные расходы столько, сколько может позволить ваш семейный бюджет, даже если на эти деньги можно всего лишь раз в неделю что-то приобрести в школьном буфете сверх программы. Пусть ребенок с ранних лет понимает цену деньгам. Приучайте ребенка к тому, что взятые в долг деньги необходимо всегда отдавать, и желательно в срок. Иначе окружающие перестанут ему доверять.
Отказываясь что-либо купить ребенку, лучше не объяснять это отсутствием денег. Объясните, что на сегодняшний день все покупки у вас распланированы, и на желанную для него вещь денег не предусмотрено. Возможно, к следующему походу в магазин ребенок забудет о своем желании. Если же он «бредит» этой вещью, то можно предложить ему подождать до дня рождения, Нового года и т. д. Учите ребенка планировать траты. Например, собираясь в парк, обсудите с ним, сколько денег и на что вы собираетесь потратить. Постарайтесь не выходить за поставленные рамки. Иначе ребенок решит, что ваши планы ничего не значат, на что он должен их потратить. Другое дело, если ребенок давно мечтает о чем-то, и ваш подарок поможет осуществить эту мечту.
Если вы предложили ребенку накопить денег, то дайте ему возможность пополнять копилку. Пусть он, например, оставляет себе сдачу после похода в магазин. Иначе для пополнения своих средств он может найти другой источник, не всегда законный. Если ребенок, копивший деньги на определенную вещь, вдруг передумал ее покупать и решил потратить деньги на что-то другое, не следует ему препятствовать. Но он должен понимать, что вы ему этой вещи тоже не купите, что он таким образом от нее отказался окончательно.
С ребенком, взявшим деньги без спроса, следует серьезно поговорить. Ни в коем случае не следует называть этот поступок воровством или угрожать милицией и тюрьмой. Скажите ему: «Мы привыкли тебе доверять, и нас очень огорчает то, что ты не спросил у нас, прежде чем взять эти деньги. А вдруг они были отложены на что-то важное, например, на твою новую куртку, и нам не хватит именно той суммы, которую ты взял?».
Если ребенок слишком интересуется деньгами, используйте этот интерес для образовательных целей. Обратите внимание ребенка на внешний вид денег, их символику, различия валют разных стран, на историю происхождения денег, на материалы, из которых их изготавливают. Постарайтесь провести параллели между этим интересом и теми предметами, которые проходят в школе.
К денежному поощрению чаще всего прибегают родители, отчаявшиеся другими способами заставить ребенка что-то сделать, даже не задумываясь о пагубных последствиях подобного поведения. Аккуратно разложенные на столе вещи, отсутствие грязи и пыли в комнате дают возможность легко найти все, что нужно, позвать гостей, создают уют и комфорт. Это то естественное вознаграждение, которое получает ребенок.
Платить ли детям?
К сожалению, сегодня все чаще слышишь от родителей, что они платят своему ребенку за хорошие оценки, за вовремя сделанное домашнее задание, и т. д. Учеба – это самая важная обязанность школьника, это его работа, поэтому не платите ему денег за приготовление уроков и хорошие оценки платой за прилежное учение является положительная оценка и приобретенные знания. Ученик должен быть активным, а не пассивным участником процесса обучения. Иначе он так и не научится самостоятельности. Ребенок будет ориентирован не на то, чтобы узнавать новое, учиться чему-то, а на то, чтобы получить оценку. И поощрение ребенок должен получать только со стороны учителя, именно оно должно стать главным стимулом. Полученные знания и навыки формируют у ребенка ощущение собственной компетентности: я это знаю, я это могу. В противном случае изменяется шкала ценностей: ребенок стремиться достичь положительного результата (хорошей оценки или убранной одежды) ради денежного вознаграждения. И учится, и убирается, и гуляет с собакой он не для себя, а для родителей. Такой ребенок добивается вознаграждения любыми способами: начинает списывать, обманывать. Кроме того, ребенок, привыкший получать денежное вознаграждение за свою помощь, вряд ли станет помогать кому-либо бескорыстно.
РАЗГЛЯДЕТЬ ПРОБЛЕМУ
Сами по себе деньги не имеют какого-либо отрицательного или положительного влияния на ребенка. Но именно они (а точнее – неправильное к ним отношение) могут стать причиной весьма неприятных ситуаций.
В возрасте 6–7 лет у многих детей возникает интерес к настоящим деньгам: им хочется самостоятельно что-то купить. Иногда воплощение этого желания приводит родителей в замешательство, так как ребенок может позаимствовать деньги у родителей без спроса. Такие ситуации пугают родителей и интерпретируются им как воровство.
Однако большинство детей поступают так по следующим причинам:
1) ребенок искренне полагает, что все деньги в семье общие, и он имеет полное право их брать;
2) ребенок знает, что если он попросит у родителей денег, то его начнут подробно выспрашивать, зачем они ему нужны, прочитают длинную нотацию о том, с каким трудом дается каждая копейка, да еще и объяснят, что у него и так все есть.
Задачи родителей:
1. Ребенок должен понять разницу между понятиями «хочу» и «могу».
2. Ребенок должен понять, что любые ресурсы, в том числе и деньги, ограничены.
3. Ребенок должен понять, что планирование позволяет сберечь деньги.
4. Ребенок должен понять, что он является важной частью семьи, и другие члены семьи рассчитывают на него.
5. Ребенок, не умеющий распоряжаться деньгами, может попасть в неприятную ситуацию.
Правила выдачи карманных денег:
1. Можно давать карманные деньги ребенку с 6-7 лет.
2. С самого начала нужно объяснить ребенку смысл выплат и договориться о том, какие расходы они будут покрывать. Сумма должна быть разумной и увеличиваться с возрастом.
3. Маленьким детям деньги нужно выдавать еженедельно в определенный день, а подросткам можно выдавать деньги раз в месяц.
4. Ежегодно (например, начиная со дня рождения) сумма карманных денег и обязанности ребенка должны увеличиваться.
5. Ребенку нужно позволить тратить свои деньги по собственному выбору.
6. Выдача карманных денег не должна ставиться в зависимость от поведения и школьных оценок и не должна отменяться в качестве наказания.
7. У ребенка должны быть обязанности по дому, которые он выполняет бесплатно.
Умение обращаться с деньгами — это совершенно особый навык, который, к счастью, успешно поддается тренировке. Карманные деньги — лучший тренажер финансовой самостоятельности для наших детей.
Специалисты отделения по подготовке и сопровождению замещающих семей ГАУАО БЦССУ «Радуга»