«Спасибо, что избавил наш край от новых лагерей»
Сейчас, когда в Хабаровском крае широко отмечают столетний юбилей со дня рождения Алексея Клементьевича Черного – бывшего первого секретаря крайкома КПСС, хотелось бы упомянуть и о таком малоизвестном штрихе его биографии, а именно о его отношении к трудовым ресурсам за колючей проволокой. Ведь не секрет, что труд заключенных, а уж тем более «химиков» широко использовался в советские времена.
И первый секретарь Хабаровского крайкома КПСС Черный, конечно, учитывал нехватку рабочей силы в регионе и мирился с тем, что многие объекты в крае возводили люди в «серых бушлатах». Но по мере того, как развивалась экономика и преображались города, все чаще поднимался вопрос, не лучше ли привлекать рабочую силу из других регионов и вообще шире внедрять ударные комсомольские стройки.
Так и случилось. И в бытность руководителем региона Черный сделал упор на ударные комсомольские стройки всесоюзного и краевого уровня. Но трудовых ресурсов все равно не хватало. А тут еще и пресловутая перестройка, затеянная Горбачевым, и череда невзгод в виде изматывающей войны в Афганистане, Чернобыльской катастрофы и прочих бед, обескровившей экономику. И к концу восьмидесятых годов бурный экономический рост в Хабаровском крае замедлился и начался затяжной кризис.
Решилась и сама судьба Черного, уже не устраивавшего кремлевское руководство. И когда в 1987 году проводилось совещание с первыми секретарями крайкомов и обкомов КПСС, Горбачев, обычно строивший из себя вежливого и понимающего руководителя, грубо оборвал выступление Черного и рявкнул, мол, что вы тут ноете о нехватке трудовых ресурсов, вот сейчас добавим вам полтора десятка лагерей и проблема сразу решится. После чего Алексей Клементьевич написал заявление об увольнении по собственному желанию. Но его еще год не отпускали, отправив на пенсию в 1988 году, поскольку достойной замены не было.
И в эти годы, как считают ветераны, знавшие Черного, он был противником строительства в крае новых исправительно-трудовых колоний, и вместо тринадцати новых «зон», обещанных Горбачевым, было создано лишь три.
Но в воспоминаниях самого Черного эта «лагерная эпопея» не упоминается и говорится в основном о достижениях.
И на нынешних юбилейных мероприятиях, посвященных столетию со дня рождения Алексея Клементьевича Черного, говорят лишь о трудовых победах в его бытность первым секретарем крайкома КПСС, но не о грустных эпизодах в его биографии. И, конечно, избегают лагерной тематики, но она была, и люди сведущие добавляют, но уже не с трибуны, а в кулуарах: «Спасибо Алексею Клементьевичу, что избавил наш край от строительства новых зон». И это тоже его заслуга.
Владимир Иванов-Ардашев