БРИТАНСКИЕ УЧЕНЫЕ ПЕРЕПУТАЛИ БЛАГОВЕЩЕНСК С ОМСКОМ
Благовещенские неокраеведы поделились в социальных сетях занимательным открытием своего коллеги Алексея Горлача. Благовещенский любитель истории обнаружил на сайте британского Имперского военного музея фото, иллюстрирующее «похороны жертв большевистского террора в Омске зимой 1919 года». Однако взгляд амурчанина зацепился за знакомый пейзаж.
«Помимо снимков членов иностранной военной миссии и адмирала Колчака, представлен ряд фотографий жертв террора. А вот аннотации к фотографиям даны весьма любопытные. Да, большевики, заняв Омск 14 ноября 1919 года, провели целый ряд внесудебных расправ, но, чтобы они дали собираться такой толпе народа на похоронах «врагов пролетариата» — очень сомнительно. И откуда, кстати, взялся английский офицер-фотограф в занятом красными городе? Тем более, что это — Благовещенск», — пишет горожанин.
Краеведы утверждают — на самом деле снимок сделан с Кафедрального собора, а в кадре вид на Соборную площадь и часть перекрестка современных улиц Пионерской и Ленина, справа просматривается дом архиерея.
«Судя по одежде персонажей, время съемки — зима-весна или осень-зима 1919 года. Скорее всего — похороны, погибших в боях с партизанами белогвардейцев (вывоз тел на Вознесенское кладбище, после отпевания в Кафедральном соборе). На фото № 3 примерно аналогичный ракурс, но с большим наполнением кадра: видна и «Кондрашовская» гостиница, и будущий гастроном № 1, и торговый дом «Кунст и Альберс» (ныне музей) и многое другое», — отмечает Алексей Горлач.
Он предполагает, что попавшая в кадр похоронная процессия описана в сообщении в газете «Амурское эхо» № 961 от 16 февраля 1919 года:
«Похороны жертв Мазановского выступления переносятся с субботы 15 февраля, на воскресенье 16-го. Тела будут перенесены в субботу 15-го из анатомического покоя Городской больницы в Кафедральный собор. Оттуда, в воскресенье, после отпевания, в 12 часов дня печальный кортеж двинется на Вознесенское кладбище. Все замученные погребены будут в одной братской могиле. В процессии примут войска местного населения гарнизона и японские».
А также в еще одной газетной заметке:
«Похороны жертв Мазановских событий.
⠀
Теплый зимний день… На площади и на прилегающих улицах масса народа. Все ждут, когда из собора начнут выносить гроба с убитыми… Раздается команда: это стройными рядами подходит к площади офицерский взвод.
Через некоторое время собираются войска всех родов оружия; в процессе участвует и японская кавалерия… Благовест… Публика волнуется и с замиранием сердца, следит, как из дверей собора выносят один за другим, двадцать четыре гроба. Жуткое, жуткое зрелище!
⠀
Под звуки похоронного марша процессия двинулась в последний путь. И вся масса народа черной лентой обступила печальный кортеж и двинула на кладбище… Плывут в воздухе величаво-печальные звуки похоронного марша. Шествие приближается к кладбищу и удар колокола извещает, что путь, последний путь, окончен…
⠀
Теперь осталось только одно — передать тела земле… Под звуки марша и салютах, гроба опускаются в братскую могилу. Еще немного и на этом месте возвышается свежий, большой холм… Расходится публика. Слышен плач».
Находка Алексея помогла неокраеведам и в изучении истории Вознесенского кладбища. Не имея других письменных свидетельств, они считали, что его последнее название появилось только в советские годы.
«Получается, что заметка «Амурского эха» от 1919 года — это первое письменное упоминание кладбища как Вознесенского», — поделились @amurotgoloski еще одним открытием.
Фото: @ltcol_alex1960