Скончался летописец древнего Амура
Владимир Иванов-Ардашев (1951-2021)
30 октября, в Хабаровске на 71-м году жизни скоропостижно скончался дальневосточный прозаик, член Союза писателей России, член Союза журналистов России, член РГО Владимир Васильевич Иванов-Ардашев (1951-2021).
Еще недавно он отмечал свой юбилей, тихо, скромно, и гордился, что на семидесятилетие сумел проехать по местам своей юности, где начинал работать. Творческая бригада в рамках культурного фестиваля «Писатели родного края» побывала летом во многих уголках нашего края, встречаясь с верными читателями, Иванов-Ардашев выбрал поездки в п. Ванино и г. Амурск.
Владимир Иванов-Ардашев в жизни сменил много профессий, учился на журналиста и историка, был археологом, сотрудничал с редакциями краевых газетах, радио и телевидения. Так вырос до писателя.
Первой его творческой колыбелью стала редакция газеты внутренних войск МВД «Страж Родины», в которой он трудился в 1972-1973 гг., затем газета «Речник Амура», «Молодой дальневосточник», далее отправился в северные районы, где работал в СМИ Солнечного, Амурского и Ванинского районов, пройдя путь от корреспондента до редактора и директора СМИ.
Работал на телевидении, автор многих сценариев научно-популярных и документальных фильмов. Автор и ведущий фильма «Амур - дорога тысячелетий», за который удостоен губернаторской премии в области литературы и искусства. Снимался в художественных фильмах, в том числе и китайском «Синий поезд».
Многие годы изучал вопросы геополитики. Работал старшим инспектором по мониторингу инфраструктурных проектов министерства промышленности Хабаровского края. Опубликовал аналитические статьи «Призрак страны Хартленд», «В тени старшего брата», «Цветы надежды в царстве тигра».
Автор открытого письма президенту России В.В. Путину, в котором подчеркнул необходимость сохранения культурных и исторических ценностей (ст. «Хабаровский археолог просит Путина сохранить историю в зоне затопления ГЭС», а также публикации «Японский археолог очень надеется на Путина-сэнсэя», в которой по просьбе японского коллеги вновь обратился к главе государства). Это было в период, когда японские этнографы и дизайнеры не раз обращались в Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова с просьбой организовать многодневные экскурсии на древние петроглифы и чтобы в качестве гида был «Иванов-сэнсэй», которого в шутку называли «капитан Арсеньев».
Немало лет проработал в Хабаровском краевом музее им. Н.И. Гродекова - экскурсоводом, научным сотрудником, редактором издательского отдела. Работал трижды - первый раз еще в 1976 году, когда были живы участники Гражданской войны на Дальнем Востоке, регулярно собиравшиеся в музее.
Кстати, родной дед по материнской линии, тоже был красным партизаном и штабным работником, много рассказывал о временах Дальневосточной республики и борьбе с интервентами. Второй дед, по отцовской линии, был бойцом батальона ГПУ в гражданскую войну, поэтому в семье были живы воспоминания о том суровом времени.
Вот и приставка «Ардашев» появилась в книге «Эхо Русского зарубежья» (2006), в честь деда по отцовской линии Ардашева Георгия Васильевича, участника Гражданской войны. Так Иванов стал Ивановым-Ардашевым.
Родословная по отцовской линии изучена до десятого поколения. По сведениям, сохранившимся в архивах, а также семейным преданиям предки отца по фамилии Ардашевы были высланы в Сибирь с мятежного Дона еще в конце XVII века, в Забайкалье оказались в начале XVIII века, а уже в XX веке, в период сталинской коллективизации, немало Ардашевых было выслано в Красноярский край, что не помешало им стать защитниками Родины, получать ордена и медали на Великой Отечественной войне. Об этом у автора несколько очерков - «Опальная фамилия», «Родом из Дальневосточной республики», «Сердцевина Гражданской войны», «Знак вопроса для Сибири».
Стал изучать биографии и творчество писателей-эмигрантов, общался со старейшим в то время писателем и бывшим «белым» журналистом Всеволодом Никаноровичем Ивановым, жившем в Хабаровске. Написал об этом очерк «Такой необычный однофамилец», открывший серию литературоведческих публикаций, легших в основу книг «Эхо Русского зарубежья», «Злой рок чужбины».
Позже редактировал сборник «Вестник Приамурского историко-родоведческого общества», выпуски которого стали известны не только в нашей стране, но и за рубежом. Книги о писателях-эмигрантах В. Иванова-Ардашева, а также переписка и другие архивные материалы переданы в два личных архивных фонда - в Государственный архив Хабаровского края и Приморскую государственную публичную библиотеку им. А.М. Горького.
Другое направление в музейной деятельности - археология, участие в десятке научных экспедиций и несколько книг о дальневосточных археологах, фильмы и телевизионные репортажи, благодаря которым В. Иванова-Ардашева стали называть «Летописцем древнего Амура». Кстати, он один из старейших членов Русского географического общества в Хабаровске, состоял в нем с 1976 года.
Знакомство с писателями-эмигрантами позволило с юности приобщиться к теме былого российского лихолетья. И первым, с кем довелось общаться и поведать об этом в своих литературных воспоминаниях, стал старейший в то время хабаровский писатель Всеволод Никанорович Иванов, с которым студент Владимир Иванов встречался весной 1971 года, за полгода до кончины именитого писателя.
Вот отрывок из очерка «Такой необычный однофамилец»: «Беседы с писателем давали редкую возможность заглянуть в начало двадцатого столетия, ощутить дыхание дореволюционной эпохи. Помню, как при первой же встрече Всеволод Никанорович многозначительно произнес: «Эту руку шестьдесят шесть лет назад пожимал хорошо вам известный Дмитрий Иванович Менделеев. Эту же руку шестьдесят лет назад пожимал не менее вам известный Александр Александрович Блок. И эту же самую руку я протягиваю вам, мой юный друг...» Позже я интересовался у других молодых историков и литераторов, бывавших в этой квартире, а какой самой первой и памятной фразой встречал писатель их. И ответы были разными. Адресованный мне ни разу не повторился...».
Общался и много лет состоял в литературной переписке с писателями-эмигрантами А.П. Хейдоком, В.Ю. Янковским, Г.Г. Пермяковым, опубликовав об этом книги «Эхо Русского зарубежья», «Злой рок чужбины», а сами письма передал в личные архивные фонды.
Книги есть и в американских научных библиотеках. Первой пустилась в заморское плавание книга «Эхо Русского зарубежья» (2006), подаренная автором библиотеке Стэнфордского университета в Калифорнии и библиотеке конгресса в Вашингтоне. Позже эта и другие книги пополнили библиотеки Русского отделения Колумбийского университета, библиотеку факультета славистики университета штата Индиана, другие исследовательские центры.
Владимир Иванов-Ардашев - автор одиннадцати художественных и публицистических книг, сценарист и ведущий документальных фильмов. Он регулярно публиковался в русскоязычных изданиях США, Израиля, Австралии.
Лауреат Всероссийской литературной премии «Белуха» имени писателя-эмигранта Г.Д. Гребенщикова, лауреат премии губернатора Хабаровского края в области литературы и искусства. Награжден почетным дипломом Союза журналистов России. Отмечен медалями региональной выставки «Печатный двор» (Владивосток), другими наградами.
Неоднократно отмечался почетными грамотами губернатора и министерства культуры Хабаровского края. Награжден ведомственными медалями и другими знаками отличия.
Имел зарубежные награды - диплом лауреата международной литературной премии имени Де Ришелье (Украина), почетный диплом лауреата международного литературного конкурса «Простаки за границей» имени Марка Твена (Канада), почетный знак академика Международной академии развития литературы и искусства «МАРЛИ» (Канада).
Редакция выражает соболезнования родным и близким, друзьям Владимира Васильевича Иванова-Ардашева.
Присоединяюсь к соболезнованиям. Мы с Владимиром Васильевичем заочно дружили, вели диалог по электронной почте, я не раз размещал его материалы (порой эксклюзивные) на наших электронных страницах, а он высоко ценил нашу принципиальность, независимость и передавал свои знания...
администратор сайта "Свободная Интернет-газета" Алексей Дыма
С Владимиром познакомился, если память не изменяет, в 1979 году, когда работал корреспондентом «Молодого дальневосточника» и приехал в командировку в Амурск, где он представлял краевое радио. Встретились в баре на проспекте Победы, заказали коктейли… Говорили, конечно же, о работе. Тогда гремели трудовые вахты и ленинские зачеты, шефская помощь селу и трилогия Л.И. Брежнева. Всё это вызывало отторжение. Как само собой разумеющиеся воспринималась ежемесячная выдача зарплат в редакциях, их соразмерность с зарплатами чиновников местного и регионального уровня, что сегодня представляется немыслимым. Воистину что имеем — не храним, потерявши — плачем.
Что касается Амурска, то прошло без малого десять лет, и крайком КПСС направил меня в этот город редактором газеты «Амурская заря». Володя работал радиоорганизатором на Амурмаше, и когда представилась возможность, я перетянул его в газету. Поразило, что он писал набело. Верней, печатал на машинке, выдавая безупречные тексты.
В середине 90-х оба вернулись в Хабаровск. Такое вот пересечение дат и судеб на сшибке эпох. Что скрывать, изменившаяся реальность журналистский корпус изрядно потрепала. Кто-то спился, кто-то оставил профессию… С Ивановым произошло ровным счетом наоборот. Он взлетел на новые орбиты в творческом плане, из публицистики шагнул в литературу. Стал лауреатом губернаторской премии, членом Союза писателей. Выходит, в предыдущие годы Володя генерировал идеи и темы, бывало, пропускал рюмочку, о чем заметил выше коллега, как мне показалось, не без ехидства. Но важен итог!.. И этот итог — не люмпенство, не топтание на месте, а колоссальный рывок! При этом он не скурвился, не возомнил себя новым хозяином жизни, что меня пугает в подавшихся в бизнес коллегах. Он остался интеллигентом. Не всегда откровенным решительным и настойчивым, порой замкнутым и склонным к уединению, в чем-то небрежным и резким. В общем, чеховский персонаж на смычке формаций. Как мне представляется, нехудший выбор из того, что уготовила пишущей братии постсоветская эпоха.
И последнее, личное. Семейная жизнь дала трещину, и после развода сына воспитывал отчим. Они увиделись в Хабаровске, куда перевелся сын, военврач. Володя сумел наладить отношения, чего почти не бывает… В последние годы они квартировали вместе в районе 56-й школы. Борис Владимирович сообщил СМС-кой, что отец ушел из жизни на его глазах за десять минут, предположительно, от обрыва тромба. Скорая не успела…
Для себя и других коллег, которым претит ельцинско-путинская действительность, перефразирую Маяковского: делайте жизнь с товарища Иванова.
Источник
Привет, Алексей! Ну вот и юбилей мой подошел как-то незаметно, будет 30 июля, в газете «Приамурские ведомости» давний друг статью поместил. Может, дашь и на своем сайте, а то в газете мало кто обратит внимание, а сайт газеты неудобный, в виде «листалки». Ну и от моего имени благодарность читателям «Свободной интернет-газеты», что читают мои публикации. Вот так, вкратце и мимоходом. А у нас сейчас «транзитный» литературный фестиваль в течение двух месяцев, выезжаем в районы, я уже побывал в Комсомольске, Амурске и Солнечном, где когда-то работал в газетах, хорошие встречи.
—
ВЛАДИМИР ИВАНОВ