ПРОЩАЙ, ДЕТСТВО: ЛАГЕРЬ ИМЕНИ ЛИЗЫ ЧАЙКИНОЙ ПОД СВОБОДНЫМ ВЫСТАВИЛИ НА ПРОДАЖУ
Детский оздоровительный лагерь имени Лизы Чайкиной в селе Нижние Бузули закрылся и теперь выставлен на продажу. Об этом редакции АСН24 рассказал житель Свободного, который от своего знакомого узнал эту грустную новость.
Объявление о продаже детского лагеря в Свободненском районе действительно оказалось опубликовано на сайте объявлений «Авито». За 60 миллионов рублей выставлен земельный участок, 11 строений — жилые корпуса, столовая, клуб, медпункт и другие хозпостройки, а также три бассейна, скважина, подстанция, оборудование и иное имущество.
Лагерь имени Лизы Чайкиной начал работать в 1930 году. В советское время он был на балансе предприятия «Aмypзoлoтo», а после 1990-х перешел в частные руки. В год своего 92-го дня рождения лагерь не открылся для детей.
Деньги на советское наследие
Гендиректор лагеря Андрей Горский рассказал корреспонденту АСН24 о причинах закрытия места детского отдыха. По его словам, лагерь продается по совокупности причин, в первую очередь — по финансовым. Предприниматель отметил, что в последние годы деятельность была завязана на аукционах областного министерства соцзащиты населения и путевках для детей из малообеспеченных семей и детей-сирот.
— Аукционы проводятся в апреле-мае, соответственно, нужно лагерь подготовить, потратить много денег, а потом неизвестно — выиграешь ты его или нет. Долгосрочное планирование здесь не работало, на несколько лет даже нет никаких планов, — пояснил Горский.
Также он добавил, что лагерь имени Лизы Чайкиной — во многом советское наследие, которое требует масштабной реконструкции. Для больших инвестиций в него горизонт планирования должен быть хотя бы на пять лет вперед, а не на несколько месяцев. Предприниматель отметил, что здания и оборудование лагеря ремонтировались, но на более серьезные мероприятия нужны крупные суммы денег.
На работу лагеря также повлияла и пандемия коронавируса — в 2020 году лагерь был закрыт, восстановить работу удалось только в 2021 году.
— Грубо говоря, два года мы просто на старых ресурсах выживали. Сейчас уже нет ни моральных, ни других возможностей заниматься этим, — отметил предприниматель.
Проблемы также были и с сезонностью лагеря — каждый год нужно было заново набирать педагогических работников, поваров и другой персонал. Высокие зарплаты на крупных предприятиях и стройках Свободного делают поиск сотрудников проблематичным — конкурировать с большими работодателями тяжело.
Тенденция на закрытие
Сам лагерь работал только два месяца в году — в июле и августе — и за это время его содержание на весь год нужно было успеть окупить. Как объяснил Андрей Павлович, если раньше путевка на смену для одного ребенка стоила около 25 тысяч рублей, а лагерь за три смены мог принять порядка 900 детей, то общая выручка составляла 22,5 миллиона рублей. Примерно 60 процентов от этой суммы уходило на покупку питания и инвентаря, зарплаты работникам и другие нужды. Если провести только две смены, то лагерь выйдет «в ноль».
— Поэтому мы решили продать лагерь. Может быть, более эффективный собственник появится, — пояснил гендиректор детского лагеря.
Он добавил, что в 2021 году прибыли хватило, чтобы покрыть все убытки за простой 2020 года и отдать долги. На большее денег частному лагерю не хватило.
— Это общая тенденция. Если посмотреть на реестр лагерей, то за последние несколько лет только на моей памяти в Магдагачах лагерь закрыли [детский оздоровительный лагерь «Медвежонок» в Магдагачинском районе, который ранее принадлежал ОАО «РЖД» и, как писала газета «Вперед», был законсервирован в 2014 году], в Свободном был лагерь, за который Романова потом осудили [бывший лагерь Минобороны РФ «Гвардеец], «Радуга» был лагерь на трассе Благовещенск — Свободный — тоже его продали и закрыли, в Натальине один лагерь только остался [лагерь «Строитель», лагерь имени Гастелло закрыли в 2011 году]. В реестре стационарных лагерей сейчас, по-моему, из частных остался только «Белые горы», остальные все — бюджетные, — рассказал Горский, добавив, что частные лагеря не могут себе позволить таких трат, как бюджетные.
Надежда на то, что дети вернутся в лагерь имени Лизы Чайкиной еще есть, но уже при другом собственнике.
— Периодически я возвращаюсь к мысли продолжить работу, но потом вспоминаю безумные требования инстанций, очередные письма от какого-нибудь надзора или прокуратуры и убеждаюсь, что, скорее всего, да, закрываемся окончательно, — заключил Андрей Горский.
Фото: читатель АСН24
Спасибо огромное Белому, предоставившему фото и анонсы