ВЕХИ И ВЁРСТЫ. Автобиографический роман. Глава 182. Вася Руденко ныряет ласточкой
Летом ребятишки не только нашего посёлка, но и всего города, много времени проводили на реке Зея, где купались, учились плавать и нырять. Как-то раз с ватагой ребят я шел на Зею купаться.
Мальчишки между собой вели оживлённый разговор, и хвастались друг перед другом своими достижениями в области плавания и ныряния, чтобы в лице товарищей выглядеть героями.
Валёк Котенко шел, размахивая руками, демонстрируя своё мастерство в области плавания: «Я плаваю вот так – вразмашку». Генка Калачиков хвастался тем, что он ныряет солдатиком, Мишка Шкуропацкий заявил, что он ныряет столбиком.
Вася Руденко шел молча, потом, с явным сарказмом, говорит: «Один ныряет пузом об воду так, что при приводнении брызги после приводнения летят на десять метров против ветра, другой и того хуже. Нырять нужно не столбиком, не солдатиком, а ласточкой, как ныряю я. «А как это?» - поинтересовались мальчишки. Вася говорит: «Очень просто! Головой вперёд, руки в сторону, а при входом в воду, их вытянуть вперёд, и нужно входить в воду под прямым углом».
В то лето Зея сильно разлилась, вода вплотную подошла к высокому, крутому берегу. Когда наша компания увидела такую картину, в нерешительности остановилась у самого края обрыва.
Пока мы топтались на месте, Вася Руденко, неожиданно для всех, крикнул: «Вот так надо нырять»! Разбежался, "ласточкой" пролетел над обрывом и скрылся под водой. Ребята опешили. Когда брызги улеглись, мы увидели Васины ноги, торчащие из воды, которыми он усиленно дрыгал.
Происходящее ребята приняли за очередную Васину шутку, поэтому стояли, смеялись, ничего не пытаясь предпринимать. Все знали, что Вася вырос на воде и отлично плавает. Неожиданно Васины ноги исчезли, а из воды показалась его голова чёрная от ила и перекошенный рот.
Это было так смешно, что всё ребята схватились за животы и от смеха попадали на траву. Только бедному Васе было не до шуток. Он стоял по грудь в воде, плакал и, дрожащим голосом, говорил: «Что ржёте? Я чуть не разбился, а им смешно!»
После этого купания и ныряния с обрыва, ребята долго подшучивали над ним: «Вася, нырнём ласточкой»?
Недаром говорят: «Не знаешь броду, не лезь в воду». Никто не подумал о том, что он мог свернуть себе шею. Я похвастаться ничем не мог потому, что в то время мог плавать только по-собачьи и то тогда, когда под собой чувствовал дно. Нырять не умел и боялся. Бывало, пальцами заткну нос и уши, окуну лицо в воду и представляю себе, что ныряю. После того, когда Витька Юрзанов топил меня в речке Джелун, я дал себе слово, что научусь плавать лучше, чем плавает он.
Валёк Котенко на животе лазил у воды по песку, махал руками и кричал: «Смотрите, как я плыву в размашку»! Я говорил ему: «Какая размашка, если ты елозишь по песку? Лучше плавать по-собачьи на глубине, чем в размашку на животе у берега по песку»!
Валька никто из ребят не принимал всерьёз, поэтому на мои слова никто не обратил внимание.