ТАРАСОВ Ю.А.: Артём на заре своей истории. Глава 12. Развитие инфраструктуры. Часть 5
В первые годы заселения долины Батальянзы крестьяне здешних деревень практически не имели квалифицированной медицинской помощи.
Врачей в Приморье тогда было мало и их едва хватало на обслуживание городского населения и находящихся во Владивостоке переселенцев.
Крестьяне были вынуждены довольствоваться услугами деревенских знатоков народной медицины - очень часто китайского или корейского происхождения.
В несколько лучшем положении оказалось наше село Кневичи, где среди первопоселенцев нашелся человек, имевший хоть и минимальное, но всё-таки медицинское образование - Арсений Тимофеевич Стецюренко. К моменту переселения он уже отслужил в армии, где закончил 3-хмесячные медицинские курсы, получив в итоге удостоверение военного фельдшера. Неудивительно, что и односельчане и даже жители соседних деревень считали его специалистом-медиком и обращались за помощью во всех случаях, требующих вмешательства врача или ветеринара. Арсений никому не отказывал. Всем старался помочь, как умел.
А вскоре в районе начинает складываться и некое подобие профессиональной системы здравохранения. Еще в 1897 году в составе Приморского областного правления было выделено специальное ветеринарное отделение. Через некоторое время, область была разделена на ветеринарные участки, в каждый из которых назначалось по одному ветеринарному фельдшеру. В нашем Шкотовском участке таким фельдшером числился к октябрю 1917 года Моисей Захарович Горбач.
Ещё в середине 80-х гг.XIX века в Южно-Уссурийском крае была учреждена должность окружного врача. Впоследствии край разделили на врачебные участки. В первые годы XX века, после постройки больницы в селе Шкотово, оформился 4-й врачебный участок, находившийся под надзором врача и фельдшера этой больницы (Список населенных мест… С.8).
После раздела Цимухинской волости были учреждены (в период 1907-1912 гг.) фельдшерские пункты в центрах выделившихся волостей – Кневичах и Петровке. Официальным кневичанским фельдшером, как минимум до 1914 года, являлся Андрей Михайлович Котельников (Адрес-календарь и торгово-промышленный указатель Дальнего Востока и Спутник по Сибири, Маньчжурии, Амурскому и Уссурийскому краям. X вып. 1914. С.138). В кролевецких метриках сентября 1918 года в той же должности записан мещанин г.Николаева Херсонской губернии Александр Михайлович Каппельман. Причем, в церковных книгах последний упоминается уже с весны 1914 года, правда, без указания рода занятий.
Параллельно складывалась и сеть лечебных учреждений для служащих Сучанской железной дороги. С самого начала своего существования она была разделена на фельдшерские участки. К началу 1918 года должность фельдшера Шкотовского участка дороги (включавшего и отрезок пути, проходящий сегодня через наш город) исполнял гражданин города Петрограда Евгений Николаевич Глазычев.
Не позже 1913 года больница на 6 кроватей и приёмный покой с кроватью появляется на Угловских копях Л.Арцта. Там постоянно дежурил фельдшер, а врач наезжал один раз в неделю. В 1914 году приёмный покой с тремя палатами, амбулаторией, аптекой и ванной комнатой появился на Зыбунных копях Скидельского. Врач и фельдшер работали здесь на тех же основаниях, что и у Арцта.
Услугами этих больничных учреждений пользовались, конечно, не только рабочие и служащие рудников, но и местное крестьянское население. За 1914 год в угловском приемном покое было зафиксировано 1412 посещений, в том числе 531 амбулаторных больных (Кроме того, за год в целом 246 дней в больнице лежало 10 стационарных больных. (Горное дело в Приамурском крае. // Материалы по изучению Приамурского края. Вып. 24. Хабаровск, 1916. С.143)), а на Зыбунном руднике – 817 посещений и 388 амбулаторных больных, в то время как численность населения Угловского рудника составляла в июне 1915 года – 543 человека, из которых 441китаец и 103 русских, а на Зыбунных копях, соответственно, - 387 и 29 (семь русских семей). Корейцы и китайцы, как правило, редко обращались к русским врачам, предпочитая проверенные временем и более доступные им в финансовом плане рецепты традиционной народной медицины.
По мере роста численности европейцев на рудниках всё более и более становилось необходимым постоянное присутствие врача. Эта потребность была, наконец, удовлетворена вскоре после официального образования в 1916 году поселка «Зыбунные копи на 9-й версте». В июне 1918 года должность врача исполняла Коренева (Об этом, в частности, свидетельствует записка, написанная ею июня 1918 года, в которой она просит приехать на Зыбунный рудник священника угловской церкви для отпевания умершего от хронического запоя рабочего Михаила Ильича Сизова. (Метрические книги Угловской церкви)), а к январю 1922 года уже существовала «Больница Зыбунных рудников наследников Л.Ш.Скидельского», врачем которой являлся тогда Борис Елизаров (Свидетельство тому – справка, выданная Б.Елизаровым 15 января 1922 года о смерти раздавленного буферами вагона и паровоза маневрового сцепщика рудников Анисима Ивановича Сиротко. Оба документа хранятся пока в метрических книгах угловской церкви).
Таким образом, суммируя сказанное, можно утверждать, что к моменту установления в Приморье Советской власти, на территории будущего Артема уже действовали, как минимум, две больницы и один фельдшерский пункт, работал, как минимум, один врач и три фельдшера. Кроме того, ещё по одному фельдшеру обслуживали из Шкотово работников железной дороги и местное животноводство. Там же находилась и сельская больница к которой было приписано для лечения всё крестьянское население ближайших к ней волостей.