БЮДЖЕТ БЕЛОГОРСКА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ
Бюджет города – главный финансовый документ Белогорска. За цифрами скрыто то, как будет жить город следующий год – за счет чего наполнять казну, на что тратить.
Но, несмотря на такую значимость, публичные слушания по формированию бюджета, которые проходят всего один раз в год, не привлекают большого внимания жителей, а зря - ведь можно и услышать многое и предложить свои рекомендации по расходованию бюджетных средств. Публичные слушания по проекту решения «О местном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», проводимые 28 ноября в актовом зале городской администрации, не стали исключением в плане народной посещаемости. Не желают белогорцы по каким-то причинам идти в «белый дом» — то ли время выбрано неудачно, то ли оповещение об этом событии недостаточное, то ли разуверился простой народ в том, что может что-то изменить.
Так или иначе, места в зале занимали в большинстве своем сотрудники администрации, также было несколько депутатов, представителей общественных организаций и всего трое рядовых белогорцев, которые представляли интересы жителей Мостоотряда-64 и «Городка».
Но надо отметить, что сама процедура слушаний не самая увлекательная. Это доклады с множеством цифр и информации, которую достаточно сложно воспринимать и разбираться в сказанном людям несведущим в этом. Мы тоже не будем перегружать читателей цифрами, тем более, что сам проект бюджета 2017–го можно найти в № 45 газеты «Белогорский вестник»(кроме библиотеки выпуск можно найти на сайте belogorck-npa.ru, — ред.), а остановимся на некоторых вопросах, которые были заданы докладчикам.
Экономика
Первой к трибуне вышла заместитель Главы города по экономике Валентина Дацко. Ее тридцатиминутный доклад был посвящен предварительной оценке итогов социально-экономического развития города в 2016 году и прогнозе на 2017-2019 годы, а также основным направлениям налоговой политики в Белогорске в ближайшие три года.
После того, как выступление было закончено, депутат Наталья Михайлова задала заму следующий вопрос:
- Не так давно официально было озвучено, что в администрации города был проведен «мозговой штурм» касательно бюджета 2017 года. Есть ли результаты этого штурма? И если были приняты какие-либо решения, то как они отразятся на социально-экономическом развитии города в 2017-м и последующих годах?
- Да, действительно, Станиславом Юрьевичем Мелюковым была поставлена такая задача о проведении «мозгового штурма» по поиску путей сокращения и оптимизации расходной части городского бюджета, поискам источников дохода. Сейчас эта работа еще не завершена. Свои предложения могут высказать и рядовые белогорцы, и внутри главных распорядителей бюджетных средств также ведется внутренняя работа. Итог еще не подведен, но вскоре мы общую концепцию предложим Главе, — ответила на это Валентина Дацко.
Финансы
Об основных направлениях бюджетной политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов рассказала присутствующим начальник Финансового управления Администрации Белогорска Лариса Синько. Бюджет 2017 года планировалось принять без дефицита, а уровень доходной и расходной части пока составил 1,1 миллиарда рублей.
- А как отразятся на нашем муниципальном бюджете новые областные Законы, подзаконные акты? – спросила Ларису Васильевну председатель Горсовета Виктория Гратий.
- Если говорить в целом о бюджете, который будет принят на уровне субъекта Федерации, то объем дотаций остался на прежнем уровне. Но изменения коснуться процента дополнительного норматива. Если ранее нам в полном объеме возмещали дотации, то сейчас это заложено в объеме 82%. А 10 миллионов нам дают прямым счетом.
В целом, областная политика позволяет нам сформировать бюджет и исполнять его в рамках закона, — ответила начальник финуправления.
Вопрос докладчику задала и депутат Светлана Поносова:
- Последние годы мы сокращаем собственные доходы. У нас заканчивается налоговая база. Мы встаем перед выбором. Первый путь — повышать тарифы и налоги. Второй – развитие экономики. Скажите, пожалуйста, политика финансовая, налоговая куда идет? Запас у нас остался или нас вытянет Территория опережающего развития?
Отвечая на этот вопрос, Лариса Синько сказала, что пока рано говорить о том, что собственные доходы в 2017 году сократятся. К примеру, ожидали, что снизится собираемость по налогу на доходы физических лиц, но этого не произошло, а есть даже рост. На сегодняшний момент планирования бюджета еще нельзя подвести черту и под другими налоговыми поступлениями, так как срок уплаты имущественного и земельного налогов наступает 1 декабря, еще нет всех данных.
- По налоговым показателям и по неналоговым мы идем на уровне прошлого года. Но все равно мало для территории. Основная причина в том, что раньше в городе оставалось 47% от собранных налогов, а сейчас 25%, — подытожила Лариса Васильевна.
Контрольно-счетные функции
Доклад председателя Контрольно-счетной палаты Натальи Кононенко говорил о том, что проект бюджета подготовлен в соответствии с законодательством. Замечаний к разработчикам у КСП на этом этапе нет. Но есть предложение – исключить из Приложения №8 к бюджету, где отражен норматив части отчислений прибыли муниципальных предприятий, МУП «Экспресс города Белогорска» в связи с тем, что данное предприятие вышло на банкротство.
После того, как доклад был окончен, перешли к вопросам и предложениям:
- Наталья Владимировна, я очень хочу, чтобы в план работы на следующий год вы включили большую проверку по жилищно-коммунальному хозяйству, — обратилась к докладчику депутат Светлана Поносова. – И вот почему. Хоть кто-то говорит о том, что в Белогорске изношено 100% водопроводных сетей, но есть статистика, которая говорит следующее: водопроводных сетей у нас 64,5 километра. На замену — 19, 5 километра. Это 30%. Отремонтированы за последние 3 года – ноль. Канализация — 44,9 километра сетей. Нужно отремонтировать 22,5 километра. Отремонтировано – ноль. И только 400 метров тепловых сетей отремонтированы в прошлом году. Прошу на это обратить внимание.
Дальше Светлана Ивановна обратила внимание председателя КСП на данные по содержанию городских чиновников.
- У нас за последние годы – 2013, 2014 год растут расходы бюджета на содержание работников органов местного самоуправления в расчете на 1 жителя города Белогорска, — сказала она. — В 2013 году было 912 рублей, в 2014 году – 975 рублей, в 2015 году – 1129 рублей. 2016 –й еще статистика не дала. Проанализируйте, пожалуйста, эти данные, чтобы можно было рассмотреть расходы на наших муниципальных служащих.
На это Наталья Кононенко ответила, чтобы депутат свои предложения направила в Контрольно-счетную палату в письменном виде, чтобы специалисты посмотрели, что могут включить в план проверок на следующий год.
Образование
«Основные направления развития и финансирования образования с учетом положений муниципальных программ в 2017-2019 годах» — так назывался доклад председателя Комитета по образованию и делам молодежи Администрации Ирины Губиной.
Когда перешли к вопросам, то депутат Наталья Михайлова поинтересовалась, как обстоят дела с ремонтом Гимназии искусств – во что он обойдется бюджету, и когда дети вернуться к образовательному процессу в этом здании.
Отвечая на вопрос, Ирина Александровна отметила, что здание уже обследовали, эти работы оплачены. Сейчас составляется проект ремонта перекрытий, чердачных помещений. Но еще дополнительно нужны проекты на обустройство пожарной и охранной сигнализаций и отделочных работ. Сумма будет немаленькая.
- Но, как сказал Глава на собрании с родителями, чьи дети посещали Гимназию искусств, к 1 сентября 2017 года к процессу обучения в своей школе они вернуться, — сказала она.
- Вы неоднократно говорили о том, что наши школы переполнены. И мы, по-моему, поднимали вопрос на заседании городского Совета о том, что необходимо обратиться в область и посодействовать в том, чтобы город Белогорск был включен в один из списков городов, где будут построены новые школы. А Комитет образования какие действия предпринимает в этом направлении, подает ли заявки? – задала еще один вопрос Наталья Михайлова.
- Мы недавно отправили документы в Белогорский городской Совет о необходимости запроса в Законодательное Собрание Амурской области о том, что в городе Белогорске остро необходимо строительство новых школ. И не только в центре города, но и в микрорайоне «Амурсельмаш». Мы пишем везде. Мы понимаем, что в центре города тяжело с новой застройкой, поэтому пока предлагаем вариант пристроек к Гимназии №1 и к школе №17, — ответила на этот вопрос Ирина Губина.
Депутат Денис Заруба спросил председателя Комитета образования следующее:
- Ко мне обращались жители, проживающие на станции 5 километр за ж.д. мостом. Они попросили уточнить, возможно ли, чтобы автобус, который забирает детей в школу из села Низинного, заезжал и к ним и забирал детей в школу и обратно таким же путем.
- На данный момент это невозможно, — сказала Ирина Александровна. — Школьный автобус переполнен. Он маленький. Хотя к нам пришел сейчас большой автобус. Но нужно составить письменное обращение. Надо определиться — сколько детей, согласовать путь автобусного маршрута, построить карман, разворотную площадку. Нужно подробно изучить данный вопрос и тогда принять по нему решение.
ЖКХ
О том, как будет развиваться и финансироваться в следующем году жилищно-коммунальное хозяйство города, доложила присутствующим главный специалист Управления ЖКХ Администрации г.Белогорск Ольга Никишина. Правда, на вопросы, которые были заданы после ее выступления, отвечала не она, а присутствовавший на слушаниях зам.главы по ЖКХ Александр Башун.
Слово взяла депутат Наталья Михайлова:
- Мой первый вопрос – адресный. Он касается расходов на устройство пешеходной дорожки от тротуара ул. Авиационная в районе дома № 9 и далее в строну дома № 1А по ул. Гастелло. Избиратели шестого округа к вам по этому вопросу уже не единожды обращались. Сначала был получен ответ, что расходы на это предусмотрят в 2016 году, но не было ничего сделано. В августе этого года им пообещали, что включат этот тротуар в расходы бюджета уже 2017 года. Так включили его или нет на 2017 год?
- У нас есть задумка делать этот участок улицы полностью – от моста (виадука) до поворота до ул. Серышева – вместе с тротуарами, ливневкой и, соответственно, с освещением. В планах есть, но пока нет информации, сколько денег нам выделят из областного бюджета, адресный список пока мы назвать не можем, — ответил Александр Башун.
- Сколько в 2016 году поступило оплаты, собранной за социальный найм муниципального жилья и сколько планируется получить доходов в 2017 году? – вновь задала вопрос Наталья Юрьевна.
Ответить на него точно Александр Николаевич не смог. Добавил только, что начисление по этому виду идет порядка 300 тысяч в месяц или порядка 4 миллионов годовых. Более точно пообещал ответить на него письменно позже.
Следующий вопрос депутата Натальи Михайловой касался взносов за капремонт, которые должен оплачивать муниципалитет, как собственник жилых и нежилых помещений.
Здесь, по словам Александра Николаевича, происходит начисление порядка 500 тысяч в месяц, но они остаются неоплаченными.
- В чем причина неоплаты? — спросила депутат.
- Наше мнение, что порядок проведения капитального ремонта, который существует, не совсем правильный. В сравнении объемов поступления денег и плана, который выполняется фондом. Он плохо выполняется, медленно. Второе. Мы выделили деньги на приобретение кабельной продукции на ремонт электросетей домов и написали соответствующее письмо в Министерство о том, чтобы эту сумму зачесть в часть выплаты долга муниципалитета по капремонту. Очень много денег, которые мы сдаем, просто лежит на счетах у регионального оператора, а по факту реальной работы Фонда у нас в городе очень плохо видно, — ответил на это зам.главы по ЖКХ.
- Вы меня простите, конечно, Александр Николаевич, но это требование федерального законодательства. Я считаю, что неуплата муниципалитетом взносов на капитальный ремонт – это нарушение федерального законодательства и прав наших граждан, — высказала свою точку зрения Наталья Михайлова, — В чем это выражается, я вам объясню. На недавнем горсовете депутат Светлана Поносова озвучила ситуацию, которая произошла с конкретным человеком, проживающим в ее доме. Человек, приватизировавший квартиру, которая ранее находилась в социальном найме, получил в наследство от муниципалитета долг за капремонт в размере 8 500 рублей. Это раз.
Второе нарушение прав граждан я приведу на примере своего дома. Мы не можем воспользоваться программой капремонта, хоть дом и стоит в планах на ближайшую пятилетку, в связи с тем, что не все платят. Есть, конечно, упущение самого Фонда, который в недостаточной мере ведет претензионную работу. Но в данном случае, на мое письмо мне ответили, что не хватает нужного процента сбора денег. И неплательщиком, в том числе, является муниципалитет, который не платит свою часть взносов за квартиры и нежилые помещения в доме. Вот и получается, что вы нарушаете права граждан, которые исправно платят эти взносы. Между тем, добросовестными плательщиками в Фонд капремонта являются социально незащищенные слои населения нашего города – малоимущие граждане, которые просто вынуждены платить взносы, иначе им не оформят субсидию за ЖКУ.
Александр Николаевич ответил, что свой долг за озвученную квартиру муниципалитет уже оплатил, а более точные цифры по начислению и оплате за капремонт муниципалитетом он представит позже письменно.
- Александр Николаевич, скажите, был ли в программе переселения из ветхого и аварийного жилья дом по пер. Строительный, 1Б в 2016 году? Если нет, то есть ли он в 2017 году, — задал свой вопрос депутат Михаил Филиппов.
Ответ был таков:
- Нет. И не будет. Последнее комиссионное обследование показало, что визуально определить аварийный дом или нет, мы не можем. Нужно заключение специализированной лицензированной организации.
- Мне что ответить? Будет еще раз обследоваться дом или нет?- уточнил депутат по данному округу.
- Заявитель, который желает о проведении комиссии на предмет признания дома аварийным должен предоставить: документы, право проживания и т.д., в том числе – заключение специализированной организации на предмет обследования данного дома на предмет аварийности. Этого документа нет.
Наталья Михайлова подытожила:
- В этом случае вы предлагаете жителям самим оплатить экспертизу. Правильно?
- Да, - ответил зам.главы по ЖКХ.
Публичные слушания закончились около трех часов дня. На них также были заслушаны доклады, которые касались развития физкультуры и спорта, городской культуры в обозначенный период. Рассказали присутствующим и о том, какие муниципальные программы будут развиваться в 2017-2019 годах, как будет пополняться бюджет за счет неналоговых доходов.
В итоге, желающие высказали и приобщили свои рекомендации по формированию бюджета, за которые проголосовали единогласно. Все они были учтены при принятии бюджета в первом и втором чтениях на внеочередном заседании горсовета 1 декабря.
Автор: Татьяна Сазонова