ИСТОКИ ЗАРОЖДЕНИЯ ЧИНОВНИЧЕСТВА
С начала расслоения общества внутри государства на классы, появилась функциональная группа, которая занималась управлением. После этого момента все происходящие процессы в стране зависели от формы государственного устройства.
Так, в централизованных государствах, обладающих сильной властью управляющие сформировали особый социальный слой – чиновничество. А изучение природы происхождения, положение ранга (статуса), особых атрибутов, исторических особенностей и духовных ценностей чиновничества – одна из традиционно повседневных проблем гуманитарной науки, известная еще со времен возникновения конфуцианства, буддизма, философии Сократа, Платона и Аристотеля.
Проблематика чиновничества остаётся актуально и сегодня. Это связано с тем, что чиновничество, прежде всего, один из главных факторов движения политической жизни страны, который зачастую определяет: итоги политических выборов, введение реформ, тип господствующих в регионах духовных ценностей. Встречается все более яркое проявление бюрократизма и «бумажной волокиты», дискредитирующие гуманные управленческие инновации, включая крупные национальные проекты. В результате региональной безработицы и низкой заработной платы, растёт престиж государственной службы.
Вопрос об исследованиях чиновничества можно условно разделить на два этапа. На ранних стадиях развития государства к данной проблеме обращались в рамках философских учений о наилучшем методе управления страной. Второй этап начинается с XIX в. с появлением социально-философских научных теорий бюрократии, когда она начинает рассматриваться как правление профессиональных чиновников.
Важным фактом является сам дух чиновничества, его особый круг поведенческих ценностей, мотивов и стереотипов, связывающих (и соответственно трансформирующих) отношения управленческой элиты, причем, не обязательно политической, возникшей раньше, чем история государственности. На примере первых государственных образованиях (Древний Китай, Древний Египет, Вавилон и др.) можно понять, что государственность возникала не через историческую эпоху объединения сравнительно разрозненных очагов межгруппового управления, но в историческом масштабе быстро становясь мощным аппаратом угнетения, гарантирующим получение налогов, продовольственных и военных поставок, создания государственного стратегического резерва. Зачатки чиновничества возникают в связи с отделением сферы государственного управления в рабовладельческих государствах Древнего Востока. Наиболее развитым чиновничество было в Китае, сложные системы управления также существовали в Римской империи и Византии.
В средние века в феодальных государствах западной Европы бюрократический аппарат имели королевская власть на ряду с церковью, во главе которой был папский курия. Усиление королевской власти и абсолютизма неизменно сопровождалось ростом чиновничества. И уже на ранней стадии государственности довольно быстро оформились статусные и поведенческие особенности чиновничества.
Следует отметить, что подобные тенденции становления государственности проявлялись и на Руси. Закладывание основ государственного управления и государственной службы в Древней Руси первоначально было неразрывно связано с военной организацией и строилось на принципе вассалитета. Древние истоки слов «служба», «служилые люди» – это собирательное значение лиц, находящихся в услужении своего князя.
Постепенно в обиход средневекового сознания входит понятие статуса, он определялся как набор значимых качеств человека, его общественный престиж, оценка человека другими лицами. Постепенно понятие статуса начинает обозначаться словом «чин». Чин соединял в себе сословные принципы и признаки функций человека в обществе: он выражал общественную роль человека и социальной группы, к которой тот принадлежит.
Алина Мухина