ФИЛЬМУ «КИН-ДЗА-ДЗА!» 30 ЛЕТ
Фильм чудесным образом избежал цензурного запрета, почти сразу приобрёл статус культового и оказал значительное влияние на языковую культуру нашей страны — некоторые изречения персонажей картины стали фразеологизмами.
Всё могло быть иначе
Георгий Данелия очень ценил талант артиста Борислава Брондукова. Специально для него была придумана большая роль в картине «Кин-дза-дза!», однако Борислав Николаевич перед самым стартом съёмок перенёс инсульт и работать не мог. Данелия полностью переписал сценарий, убрав персонажа, которого должен был играть Брондуков.
«Ку!»
Знаменитое слово «ку» в своё время подвергло фильм большой угрозе. Картину вполне могли запретить, так как этот неологизм в точности повторял инициалы Константина Устиновича Черненко, который пришёл к власти в тот момент, когда заканчивались производственные работы. Данелия и Габриадзе стали думать на какое другое слово можно заменить «ку», однако ничего делать режиссёру и сценаристу не пришлось, так как Черненко вскоре ушёл из жизни. Кстати, слово «ку» совпадает с португальским «cu», которое употребляется для обозначения неприятного события или человека.
История фантастического транспорта
Слово «пепелац» — это искажённое грузинское «пепела» (в преводе на русский — «бабочка»). Эскиз пепелаца нарисовал сам Георгий Данелия за несколько лет до начала съёмок фильма «Кин-дза-дза!».
Сценарий картины несколько раз переделывался, однако летательный аппарат появился в картине именно в таком виде, как представлял его себе постановщик. Всего для съёмок было изготовлено несколько пепелацев разного размера. Съёмочная группа в полном составе прибыла в пустыню Каракумы. Туда должны были приехать по железной дороге и пепелацы, однако груз потерялся в пути.
К поискам утраченных декораций подключились сотрудники КГБ. Пепелацы в конце концов нашли — они оказались во Владивостоке.
В результате этого досадного происшествия снимать фильм в пустыне пришлось летом, в самую жару, а не весной, как было запланировано.
Сухой закон
Изначально Данелия и Габриадзе придумали, что Скрипач должен был везти из Грузии не уксус, а чачу. Главные герои вместо Земли попадали на Альфу из-за ошибки, которая была совершена по «пьяной лавочке».
Однако в середине 80-х в СССР началась борьба с алкоголизацией населения и крепкий спиртной напиток было велено заменить на что-нибудь другое.
«Мама, мама, что мы будем делать?»
Знаменитая музыкальная тема, которая несколько раз звучит в картине «Кин-дза-дза!» — это видоизменённая песня «Одесситка», которая была частью программы комических куплетов Леонида Утёсова.
Дядя Вова узнал о ней из кинофильма «Котовский» 1942 года. Песенка пережила множество доработок и изменений — в результате она исполняется в комедии на мотив «Колыбельной» композитора И. Филиппа.
Сцена, во время которой главные герои поют эту песню в железной клетке, снималась в Театре Советской Армии.
Персонаж Евгения Леонова напевает в фильме «На речке, на речке..» — это произведение кочует у Данелии из фильма в фильм. Сам режиссёр как-то признался, что это ровным счётом нечего не означает. Просто память.
Вот это работала железная дорога в СССР :) ржунемагу.