Менделеев Д. И. Заветные мысли
Менделеев Дмитрий Иванович
ЗАВЕТНЫЕ МЫСЛИ
С.-Петербург
Типо-литография М.П.Фроловой. Галерная ул., д. 6
1903 – 1904гг.
Дозволено цензурою. С.-Петербург, 17 октября 1903 года
Репринтное воспроизведение издания 1903 – 1905 гг. Для удобства чтения текст разделен на абзацы по предложениям; пунктуация и орфография частично заменена в соответствии с современными правилами русского языка.
Предисловие
Всегда мне нравился и верным казался чисто-русский совет Тютчева:
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои,
Пускай в душевной глубине
И всходят и зайдут они,
Как звезды ясные в ночи;
Любуйся ими и молчи.
Но когда кончается седьмой десяток лет, когда мечтательность молодости и казавшаяся определённою решимость зрелых годов переварилась в котле жизненного опыта, когда слышишь кругом или только нерешительный шепот, или открытый призыв к мистическому, личному успокоению, от которого будут лишь гибельные потрясения, и когда в сознании выступает неизбежная необходимость и полная естественность прошлых и предстоящих постепенных, но решительных перемен, тогда стараешься забыть, что
«Мысль изречённая есть ложь»,
тогда накипевшее рвется наружу, боишься согрешить замалчиванием и требуется написать «Заветные мысли». Успею и сумею ли их выразить? Однако, педагогический опыт не позволяет мне излагать их, так сказать, с конца, то есть с выводов практического свойства и запрещает теоретически их оголять, то есть лишать искусственной одежды действительностью, под которой скрыты тело и кости, вместе с силою и духом тех образов и форм, которые видны моему угасающему взгляду.А потому мне необходимо придется сперва разобрать немало частных вопросов, при разборе которых сложились мои заключительные мысли. Если бы я избежал этого на вид окольного пути, голые выводы могли бы показаться мечтательными, оторванными от истории и от того, чем в действительности занята, на мой взгляд, глубина современной русской мысли, а этого более всего мне хотелось бы избежать.
Глава 6
Об образовании, преимущественно высшем
Сказав в предшествующих статьях своё посильное мнение по некоторым вопросам внешних отношений нашей страны, по сравнению её с остальным миром, считаю теперь возможным прямо обратиться к трём основным, центральным предметам, ради которых и начаты мои «Заветные мысли», а именно к изложению своих мнений, относящихся до настоятельных мероприятий, необходимых по крайнему моему разумению в нашей правительственной системе, в нашем промышленном строе и в нашем просвещении.
Знаю, что никто моих мнений об этих предметах не спрашивает, никому до них и дела не будет, однако писать решаюсь преимущественно по двум причинам. Прежде всего по той, что ради упрочнения общего народного благосостояния всеми, начиная с царя, признаётся необходимость улучшений в современном течении дел по трём вышеназванным предметам, и об недостаточности их современного положения до того часто толкуют,что нет надобности над этим останавливаться; своего же пригодного к делу, т. е. практически исполнимого плана, исходящего из тех или иных общих начал, обыкновенно при этом не выясняют; мне же думается, что одного критического отношения здесь совсем недостаточно, а всего важнее обсуждение планов или основных приёмов действия, о которых у меня сложились в голове свои представления и мне нежелательно замалчивать об этом, т. к. во всём сколько-нибудь общем и сложном слово должно предшествовать делу; хоть в единоличном этого может и не быть, по указанию воли, привычек и сложившихся убеждений.
Во-вторых, решаюсь говорить про три названные предмета по той причине, что слышу и читаю о них много такого, с чем никак согласиться не могу; вдаваться же в критику и полемику отнюдь не желаю; однако сметь иметь свои убеждения и излагать их, считаю себя вправе на исходе лет, когда личные интересы гаснут, а опыт жизни многому научил.
При том, мысли свои берусь излагать отнюдь не наставительно, а лишь как посильный вклад в общее дело и только в виде набросков карандашом, без отделки подробностей и без красок. Кому приглянется – разрисует или воспользуется хоть частями.
Вопросы сюда относящиеся будут рано или поздно будут решаться на таком верху, которого мой голос и мои наброски едва ли достигнут, но я надеюсь, что отзвуки откровенного голоса и силуэты стареющей руки, хотя слабо, но сколько-нибудь проникнут, куда следует, потому что сделаны они на основании опыта и дум.
Словом пишу так, как Бог вложил в душу; защищаться и оправдываться поэтому вовсе не полагаю, не считая, однако, свои слова последними и не отказываясь пристать к другим мнениям, если они покажутся мне не только удовлетворительными в теоретическом смысле, но и возможными для практического осуществления.
Начну с вопросов образования, преимущественно высшего, не только потому, что оно близко мне и знакомо, т. к. преимущественно ему отдан был весь цвет моей прошлой жизни, но и потому особенно, что плоды всяких мероприятий, относящихся к народному просвещению, зреют вообще очень медленно, медленнее, чем для мероприятий, касающихся промышленности и правительственного строя (для высшего образования, однако, немного скорее, чем для начального и среднего), а без них нельзя ни представить, ни даже ожидать правильного, в современном смысле, направления ни для правительственных учреждений, ни для промышленности, т. к. там прежде всего необходимы просвещённые исполнители.
Однако, для понимания задач просвещения, в особенности высшего, не должно ни минуты терять из виду обратной зависимости хода просвещения от течения дел правительственных и промышленных, так как просвещение получило правильное направление и истинное развитие только для удовлетворения государственных и общественных потребностей или надобностей, а они многозначительнее и первее всего выражаются ростом и усложнениями правительственных и промышленных отношений, подразумевая под первыми не только одно коронное и выборное чиновничество, но и воинство, учителей, пастырей церкви и т. п., а под вторым не только фабрично-заводские дела, но и сельскохозяйственные, горные, перевозочные и всякие профессиональные.
В стране с неразвитой или первобытной правительственной машиной и промышленностью нет спроса для истинного образования, в особенности высшего, и там где господствуют вялость и формализм, самостоятельные специалисты с высшим образованием не находят деятельности в общественных и государственных сферах, и поэтому впадают или в метафизические абстракции и уродливые утопии, или просто в отчаяние и излишества, а в лучшем случае в ненужную диалектику и декадентское празднословие..
Истинно образованный человек, как я его понимаю в современном смысле, найдёт себе место только тогда, когда в нём, с его самостоятельными суждениями, будут нуждаться или правительство, или промышленность, или говоря вообще, образованное общество; иначе он лишний и про него написано "Горе от ума".
Высшее образование в его специальном объёме достигается только трудом и очень долгим, и даётся только немногим к нему способным, а лица его получившие повсюду пользуются особыми преимуществами, или если угодно привилегиями, отнюдь не потому, что они имели практическую возможность получить такое образование, а лишь потому, что они нужнее и полезнее других, сравнительно с массой людей не получивших такой же меры образования.
Другими словами, образование есть благоприобретённый капитал, отвечающий затратам времени и труда и накоплению людской мудрости и опытности.
Преимущества или привилегии, доставляемые высшим образованием, конечно зовут к себе многих, и никакому сомнению не подлежит, что многие из жаждущих - не образования, а привилегий им доставляемых - не в силах вынести на своих плечах ни того, что нужно для достижения этого высшего образования, ни тех общественных обязанностей, которые оно налагает на лиц его получивших, т. е. обязанности служить тем или иным путём для общественных и государственных целей, которые и выражаются прежде всего в правительственных органах и руководством промышленностью.
Древний идеал "совершенного человека", т. е. "силача и мудреца" к нашему времени, когда общественная жизнь преобладает над личною и тем глубоко отличает современное общество от простого стада или кагала, суммирующего личные интересы, ныне уже не удовлетворителен или правильнее сказать должен быть усложнен тем понятием, что человек тем более совершенен, чем более он полезен для широкого круга интересов общественных, государственных и всего человечества.
Это требование тем законнее и тем справедливее, что высшее образование ныне исключительно или, по крайней мере, почти исключительно достигается средствами, затрачиваемыми обществом или государством.
Высшее образование для одного единоличного удовлетворения, без общественно-государственной деятельности, совершенно неудовлетворительно, на мой взгляд, в наше время...
***
Продолжение следует по мере набора и перепечатки текста с репринтного издания.