19 августа - Всемирный день фотографии
1. Предпосылки для изобретения фотографии
Фотография (фото – свет, графо – рисую, пишу – греч.) – рисование светом, светопись – была открыта не сразу и не одним человеком. В это изобретение вложен труд учёных многих поколений разных стран мира.
Одним из наиболее важных вкладов в создание реальных условий для изобретения способа превращения оптического изображения в химический процесс в светочувствительном слое послужило открытие молодого русского химика-любителя, впоследствии известного государственного деятеля и дипломата, А. П. Бестужева-Рюмина (1693-1766 гг.) и немецкого анатома и хирурга И. Г. Шульце (1687-1744 гг.). Занимаясь в 1725 г. составлением жидких лечебных смесей, Бестужев – Рюмин обнаружил, что под воздействием солнечного света растворы солей железа изменяют цвет. Через два года Шульце также представил доказательства чувствительности к свету солей брома.
На несомненную связь фотохимического превращения в веществах с поглощением света впервые указал в 1818 г. русский ученый Х. И. Гротгус (1785 – 1822 гг.). Он установил влияние температуры на поглощение и излучение света, причем доказал, что понижение температуры увеличивает поглощение, а повышение температуры увеличивает излучение света. В своих сообщениях Гротгус чётко сформулировал мысль о том, что только те лучи могут химически действовать на вещество, которые этим веществом поглощаются. Это положение со временем, уже после открытия фотографии, стало первым, основным законом фотохимии.
Независимо от Гротгуса ту же особенность установили в 1842 г. английский учёный Д. Гершель (1792 – 1871 гг.) и в 1843 г. американский профессор химии Д. Дрейпер (1811 – 1882 гг.). Поэтому историки науки основной закон фотохимии называют ныне законом Гротгуса – Гершеля – Дрейпера.
2. Первые в мире снимки
Целенаправленную работу по химическому закреплению светового изображения в камере-обскуре учёные и изобретатели разных стран начали только в первой трети прошлого столетия. Наилучших результатов добились известные теперь всему миру французы Жозеф Нисефор Ньепс (1765 – 1833 гг.), Луи – Жак Манде Дагер (1787 – 1851 гг.) и англичанин Вильям Фокс Генри Табольт (1800 – 1877 гг.) Их и принято считать изобретателями фотографии.
Ньепс первым в мире закрепил «солнечный рисунок». Он ориентировался на использование свойства асфальта, тонкий слой которого на освещённых местах затвердевает. На незакреплённых и неосвещённых местах асфальт вымывался с помощью лавандового масла и керосина. В 1826 г. Ньепс с помощью камеры-обскуры получил на металлической пластине, покрытой тонким слоем асфальта, вид из окна своей мастерской. Экспозиция длилась восемь часов. Изображение было весьма низкого качества, и местность была едва различима. Но с этого снимка и началась фотография.
В 1835 г. Тальбот тоже зафиксировал солнечный луч. Это был снимок решетчатого окна его дома. Тальбот применил бумагу, пропитанную хлористым серебром. Выдержка длилась в течении часа. Тальбот получил первый в мире негатив. Приложив к нему светочувствительную бумагу, приготовленную тем же способом, он впервые сделал позитивный отпечаток. Свой способ съёмки изобретатель назвал «калотипией», что означало красота. Так он показал возможность тиражирования снимков и связал будущее фотографии с миром прекрасного.
Одновременно с Ньепсом над способом закрепления изображения в камере-обскуре работал известный французский художник Дагер, автор знаменитой парижской диорамы. Работа над световыми картинами натолкнула его на мысль закрепить изображение. Дагер настойчиво продолжал начатое дело и в 1837 г. открыл надежный способ проявления и закрепления скрытого изображения на чувствительной к свету серебряной пластинке.
Дагер впервые в мире получил снимок со сравнительно высоким качеством изображения. Он экспонировал серебряную пластинку в камере-обскуре в течение тридцати минут, а затем перенес в темную комнату и держал над парами нагретой ртути. Закрепил изображение с помощью раствора поваренной соли.
Свой способ получения фотоизображения изобретатель назвал собственным именем – дагеротипия – и передал его описание секретарю Парижской Академии наук Доминику-Франсуа Араго. На заседании Академии 7 января 1839 г. Араго торжественно доложил ученому собранию об удивительном изобретении Дагера. Ученые одобрительно приняли известие, и этот день навсегда вошел в историю как день рождения фотографии. В августе того же года Араго от имени Академии выступил в палате депутатов французского парламента, где было принято решение сделать фотографию достоянием народа, а Дагеру и наследникам Ньепса назначить за открытие пожизненную пенсию.
3. Совершенствование и развитие фотографии
Мы, современники эпохи научно-технической революции, порой снисходительно относимся к темпам научных изысканий прошлого. А стоит проследить хотя бы за развитием ранней фотографии, чтобы убедиться, как быстро обогащалась она новыми, коренными усовершенствованиями.
Период дагеротипии просуществовал недолго. Изображение на серебряной пластинке стоило дорого, было зеркально обращённым, изготовлялось в одном экземпляре, рассматривать его из-за блеска было крайне затруднительно.
Калотипный способ обладал большими достоинствами, поэтому он и получил дальнейшее развитие. Уже в конце 40-х годов прошлого века изобретатель из семьи Ньепсов – Ньепс де Сен-Виктор – заменил в этом способе негативную подложку из бумаги стеклом, покрытым слоем крахмального клейстера или яичного белка с добавлением солей серебра.
В 1851 г. англичанин С. Арчер покрыл стекло коллодионом. Позитивы стали печатать на альбуминной бумаге. Фотографии можно было размножать.
Ещё через два с небольшим десятилетия Ричард Меддокс предложил съёмку на сухих броможелатиновых пластинках. Такое усовершенствование сделало фотографию родственной современной.
В 1873 г. Г. Фогель изготовил ортохроматические пластинки. Позднее были сконструированы объективы-анастигматы. В 1889 г. Д. Истмен наладил производство целлулоидных пленок. В 1904 г. появились первые пластинки для цветной фотографии, выпущенные фирмой «Люмьер».
Фотография наших дней – это и область науки о ней самой и область техники, это методы исследования и документации, «зеркало памяти» народов, это художественное призвание людей, это и различные виды прикладной деятельности.
Краткий справочник фотолюбителя // - М.: издательство "Искусство", 1985 г. - с. 5-12.
*****
Зоркий - 2С - малоформатный дальномерный фотоаппарат. Объектив "Индустар - 50". Год выпуска - 1958.
.
ФЭД-5 - базовая модель унифицированного ряда фотоаппаратов типа ФЭД. Малоформатная дальномерная камера среднего класса со встроенным фотоэкспонометром. Объектив «Индустар-61».
.
.
Зенит-19 – однообъективный зеркальный фотоаппарат. Объектив «Гелиос-44М». Год выпуска – 1982.
.
Фотоаппарат мгновенной печати премиум-класса Polaroid 600 Business Edition
Представленный на фотографии фотоаппарат Polaroid любезно предоставлен (передан в вечное пользование) администратором сайта "Свободная интернет-газета".
.
Исполнительный директор ООО "РЕК-ТАЙМ"
Штанько Андрей Анатольевич
№ 25 (251) от 24.06.2009
ЗАПЕЧАТЛЁННЫЕ МГНОВЕНИЯ «Свободная газета +» — от 5 ноября 2013
Они будут упомянуты в другой записи, несколько позже.
Результат участия в конкурсе — победа в номинации «Оригинальность».
Конкурс проводился с 4 июля по 20 августа.
Более подробная информация на сайте организаторов фотоконкурса — FotoPrizer.ru
.
.
Описание фото для конкурса:
Щитовой аналоговый (стрелочный) вольтметр М 364.
Год выпуска (изготовления) вольтметра – 1961 г.
*** Представленная работа выполнена в апреле 2016 года в рамках проекта «Творческая лаборатория INSTRUMENTARIUM» и приурочена к Дню космонавтики – 12 апреля (55-летие первого полета человека в космос 12 апреля 1961 года). Автор идеи и работы — Штанько А. А.
The presented work was carried out in April 2016 within the framework of the project Creative laboratory INSTRUMENTARIUM and timed to the cosmonautics Day – April 12 (55th anniversary of the first human space flight on April 12, 1961).
.
.