ДЛЯ МОСКВИЧЕЙ БЛАГОВЕЩЕНСК СТАНОВИТСЯ ХРЕСТОМАТИЙНЫМ ПРИМЕРОМ «НЕУДАВШЕГОСЯ ГОРОДА»
Периодически публичные люди из центральной части России высказываются о Благовещенске как о городе, который не выглядит полноценным или который «проиграл» соседнему Хэйхэ в развитии.
Столица Приамурья в их речах стала уже хрестоматийным примером «неудавшегося города» на окраине России. Теперь к хору присоединился философ и публицист Кирилл Мартынов.
Сотрудник Высшей школы экономики, кандидат философских наук Кирилл Мартынов на своей странице в соцсети высказался о Красноярске – крайнем мегаполисе России, расположенном «в самом сердце континента, в долгих зимних льдах, за полтысячи километров до других крупных городов». Далее философ говорит о том, что освоить эти просторы Россия так и не смогла.
«Сибирь четыре столетия была нашим фронтиром, на Дальнем Востоке стоял призрак великой тихоокеанской России, второй Калифорнии, да так и не выстоял. Фронтир остался полуосвоенным, закрепиться на нем толком так и не получилось, напоминанием чему сегодня становится, например, драма Благовещенска, освещенного огнями Хэйхэ».
Хотя о Благовещенске речи в тексте нет, но именно столица Приамурья приводится в качестве «хрестоматийного примера» полуосвоенных просторов Сибири и Дальнего Востока, где Россия, по словам Кирилла Мартынова, так толком и не закрепилась.
Действительно, Благовещенск известные россияне достаточно часто сравнивают с соседним Хэйхэ, причем не в пользу первого. Наиболее известным стало выступление журналиста Сергея Доренко, на которое среагировали не только общественники, но и местные власти.
В эфире программы «Подъём» на радио «Говорит Москва» Сергей Доренко заявил: «Благовещенск – это место ржавчины, это место, пахнущее кошачьей мочой, и так далее. Это Благовещенск. А напротив есть Хэйхэ. Они сидят в трущобах, благовещенцы… они сидят в своих жалких бетонных конурках, но подходят к окошку, и если расковырять окошко от грязи, то видно Хэйхэ. И так счастливо становится». На ответное возмущение горожан Доренко записал видео, в котором сказал следующее: «Теперь у меня Благовещенск ассоциируется не только с кошачьей мочой, но и с вонью узколобой кирзы и с кислым запахом захолустного безделья».
Совсем недавно писатель Виктор Ерофеев, побывавший в Благовещенске в рамках фестиваля «Амурская осень», назвал областной центр Мухосранском – и снова в сравнении с Хэйхэ. «Получается два таких города-спектакля. Один город – спектакль для китайцев. Такой старый, провинциальный русский город с традициями купеческими. Один город развивающийся, просто какое-то фэнтези. На глазах растут эти небоскребы».
Актер Максим Аверин назвал Благовещенск серым городом: «Благовещенск такой серый город, а там река, и через реку – вид на Китай. Ты смотришь, как будто из-за железного занавеса, а там – огни!» Журналист журнала «Сноб» Ксения Соколова, описывая Благовещенск, а именно его улицу Театральную, пишет о «вросших в землю деревянных домишках». А вот китайский город Хэйхэ сиял ей «огнями Лас-Вегаса».
Директор Института Конфуция Николай Кухаренко все же считает, что никакой «драмы Благовещенска» нет. «Все эти огни Хэйхэ, которые мы видим – это потемкинская деревня. Существует специальная государственная программа для приграничных территорий – для того чтобы пускать пыль в глаза. Подходишь ближе – штукатурка потрескавшаяся, заходишь за фасад – там ослик грязный стоит и помои на улицу выливают. В Благовещенске такого нет и не надо к такому стремиться. У нас в городе чисто, у нас самобытная архитектура. И многие люди – и иностранцы, и русские – попадают к нам и раскрывают рот. Американец недавно увидел четвертую школу и ахнул: Капитолий! Это ничуть не хуже, чем в Питере. Конечно, в чем мы отстаем точно – не Благовещенск, а Россия в целом – это развитие транспорта. Из Хэйхэ можно без проблем долететь почти в любую точку Китая. В КНР вовсю строят скоростные железнодорожные маршруты. У них дороги не лопаются зимой. Зато с экологической точки зрения Благовещенск лучше, продукты у нас лучше. В целом, конечно, у нас есть недостатки. Надо их знать, но в реку не бросаться из-за этого», – уверен Николай Кухаренко.
Руководитель регионального отделения организации «Опора России» Борис Белобородов согласен, что Хэйхэ развивается быстрее Благовещенска. «В мнении этого автора есть только доля правды. Степень изменений к лучшему в Хэйхэ однозначно больше, чем в Благовещенске. Я приехал в Благовещенск в 80-е, и тогда напротив города практически не было: максимум трех-, четырехэтажные дома, а в основном хижины. Никакой набережной. А Благовещенск тогда выглядел достаточно основательно – уже даже был 14-этажный дом. С тех пор Хэйхэ значительно вырос, особенно улица рядом с берегом Амура. Но есть такая истина: с низкого старта прыгать легче, потому и перемены в Хэйхэ заметнее. Но это не значит, что у нас всё плохо – у нас просто более высокий старт был, – поясняет Борис Леонидович. – С другой стороны, многое в Хэйхэ строилось на федеральные деньги. Строится ли Благовещенск на федеральные деньги? Пожалуй, нет. Только недавно появились проекты, которые строятся частично на федеральные деньги».
Как сороки, четное слово. на мишуру падкие. Ведутся на всё, что блестит.
И там за Амуром своих проблем хватает. А сверкающие фасады, развёрнутые исключительно в русскую сторону, они не для себя строят.
Отвлекся. Зачем жил в Благовещенске — там ничего не происходит, тишина, никто не трогает, просто отдыхал, работа хоть на неполный день мне так и не нашлась (хотя бы от 50 тс). Жил в центре, в доме на Набережной — жильё снять копейки.
А вот по моим наблюдениям, люди со свей области едут в Благовещенск, чтобы найти работу. И находят её.
А в остальном да, китайцы намного лучше освоили свою территорию. В том числе и за счёт российской бесхозяйственности. За счёт ресурсов, которые они получают от нас за бесценок.
Сам хотел зам.гл.инженера, по договору — 33 за месяц; механиком на строительство моста — 40 предлагали за 15 дней, правда платить перестали с осени, хорошо, что не пошёл.
То есть, все эти вакансии, которые я смотрел — даже не рядовые, но как узнаешь зарплату… следует прямой отказ.
Да это везде так — после 2014 года — глубокий упадок экономики. Я — строитель, заказов можно сказать, что и нет. На газовый комбинат зайти — многим фирмам уже должны, а они своим работникам. по зиме дохода вообще мало — чисто на зарплатах сидим.
Так что какую эти люди находят работу — я не знаю, за копейки. Люди с области едут..., да никуда они не едут, если только по контракту на нефть или газ, тогда да 80-100 в месяц, и жилье через 5-10 лет в собственность дают, товарищ получил по весне, не обманули, хотя из тех кто 5 лет назад контракты подписал — не больше трети доработало весь срок.
13 ноября в 15:00 на Амур.инфо прошла онлайн-конференция директора филиала ПАО МТС в Амурской области Алексея Пахомова.
Прочтите вопросы-ответы.
www.amur.mts.ru/mobil_inet_and_tv/help/mts/coverage/