ВЕХИ И ВЁРСТЫ. Глава 301. Переезд на новую квартиру на улице Верхняя. Еврей по фамилии Каплун
К зиме одна тысяча девятьсот пятьдесят девятого года мы с Эльвирой стали понемногу обживаться - купили ей зимнее пальто, а мне хороший темно-синий костюм.
По этому вопросу разговора в нашей семье никогда никакого не было, но, думаю, что не без помощи Эллиного отца Николая Ивановича в январе 1960-го года нам дали отдельную однокомнатную квартиру в четырёхквартирном брусовом доме по улице «Верхняя» двадцать шесть «А» с печным отоплением и высоким кирпичным фундаментом с нашей стороны. Несмотря на то, что мы постоянно топили печь, пол в квартире очень сильно охлаждался - на нём были видны шляпки заиндевевших гвоздей.
Сказал жене, что надо в полу сделать люк: для хранения картошки оборудовать подполье и одновременно посмотреть на кирпичный фундамент. Жена была категорически против этого, заявив: «До нас люди жили, не врезались, а тебе захотелось……».
Весной 1960-го года, втайне от жены я-таки вырезал отверстие, и когда заглянул в подпол, ужаснулся. Вместо фундамента оказалось решето, через щели которого просматривалась улица. На отверстие, которое вырезал в полу, сделал крышку-люк и, чтобы не заметила жена, прикрыл его половиком. Но разве шило в мешке утаишь? Жена сразу обратила на это внимание и из-за моей самодеятельности перестала разговаривать со мной.
Долго не раздумывая, обратился в ЖЭК. На другой день к нам пришла комиссия, со мной согласились и пообещали не только снабдить меня необходимым материалом, но и заплатить за произведённую работу. Вскоре ЖЭК своё обещание выполнил и завез мне материал для сооружения внутренней завалинки.
Изнутри в сантиметрах тридцати от кирпичного фундамента, установил столбы, положил ряд досок и стал постепенно срезать «подпольный» бугор, землёй которого засыпал завалинку, которую сделал до самого пола. Противоположную стену я тоже укрепил кольями и досками.
Таким образом, у меня получился ещё один этаж, в котором оборудовал не только хорошее подполье, но и устроил фотолабораторию. За проделанную работу мне заплатили приличную сумму денег, а зимою в квартире сразу стало тепло. Возле дома был заброшенный приусадебный участок, на который соседи сливали грязную воду и бросали мусор. С этим я покончил, отремонтировал забор, очистил участок от хлама, вскопал его, разбил грядки, на которых мы с женой посадили помидоры, лук, морковь, горох и свёклу.
***
На Пивзаводе вместе со мной работал один пожилой еврей по фамилии Каплун. Много встречал очень хороших людей еврейской национальности, но у разных народов бывают свои исключения или типажи.
Каплун был скупым и жадным человеком. О таких людях в народе говорят: «У него не то, что денег, снега зимой не выпросишь».
Однажды он подходит ко мне и слёзно просит: «Василий, моя дочь, работая на метеостанции, утеряла две гирьки, одна - десять грамм, вторая - двадцать грамм, теперь без этих гирек работать нельзя, ты выточи их на станке из бронзы, а я тебе заплачу три рубля за их изготовление». В то время на три рубля можно было купить бутылку водки, плюс закуска. Я согласился.
Пошел в нашу заводскую лабораторию, взял там две таких гирьки, фосфористую бронзу и за несколько минут, выточил и отполировал гирьки, которые трудно было отличить от гирек заводского изготовления. Пошел в лабораторию, где прикинул их на образцовых весах. Одна гирька оказалась десять грамм и двадцать миллиграмм, вторая двадцать грамм и десять миллиграмм.
Там же на контрольных весах вручную подогнал их до нужного предела и вручил Каплуну. Когда тот отдавал мне за работу деньги, руки у него тряслись так, как будто он кур воровал. Беря у него деньги, растерялся и подумал: «Брать, деньги, или не брать?» Мне было жалко этого человека, но он сам предложил мне сделку, а уговор - дороже денег, поэтому я взял.
Если бы он попросил меня в одолжении, эту работу выполнил бы ему бесплатно. Это точно!