Възд в город Памятник Гайдаю Мемориал Славы

Телеграмм-канал "ЗАПИСКИ ДЕДА ВИТИ". Глава 1

Телеграмм-канал "ЗАПИСКИ ДЕДА ВИТИ". Глава 1

...Осень 1916 года... Петроград. К нам на 7-ю роту, дом №42 приехал с фронта дядя Миша (мамин брат - Михаил Матвеевич Богданович) - вахмистр 7-го драгунского Новороссийского Ея Величества полка, полный Георгиевский Кавалер (4-ре Георгиевских Креста).

За храбрость и отвагу дядя Миша произведен в подпрапорщики и награжден высшей наградой - именным серебряным оружием (шашка и наган). Дядя Миша приехал в ставку получать именное оружие, а мне привез с фронта подарки: немецкую винтовку со штыком, австрийский карабин и немецкую парадную гвардейскую каску.

 

Если и не та самая каска, то очень похожая :)

Радости моей не было границ. Особенно мне понравилась каска. Голова у немца была маленькая и мне, шестилетнему, каска была в самый раз. Карабин, а особенно винтовка были для меня тяжелы.

Дядя Миша шутил: "Паршивец, сколько я немцев из-за тебя испортил, пока не срубил самого маленького".

Собрались гости. Тётя Поля с дядей Ваней, дядя Аркадий с тетей Аней, дядя Рутковский (бывший, как и папа Яша, однополчанин дяди Миши). За столом дядя Миша рассказывал про дела на фронте, про Брусиловский прорыв, в котором он участвовал, поднимал тосты "За славу Русского оружия" и быстро опьянел, облокотился на стол и уснул. Папа с дядей Рутковским пытались поднять дядю Мишу из-за стола, но дядя Миша весил пудов шесть (как его только лошадь носит, такого тяжелого) и поднять его было нельзя. Тогда дядя Рутковский крикнул: "Миша, немцы!". Дядя Миша моментально вскочил и бросился к углу комнаты, где стояла его шашка, но тут папа и дядя Рутковский подхватили его под руки и положили на кушетку. Дядя Миша уснул. Гости разошлись. А утром дядя Миша уехал на фронт.

Вот он, красавец какой!

... Листая страницы жизни на много лет вперед нужно сказать: в Кремле в Георгиевском зале, среди имен полных Георгиевских кавалеров Родины есть и имя нашего скромного героя - дяди Миши, а могилку его мы, нерадивые потомки, потеряли на Дальневосточном, М-Чесноковском кладбище.

Георгиевский зал Кремля

...

1917 год. Февраль. Петроград. Рано утром мама ушла в очередь за хлебом (хлеба давали мало, по 1/8 фунта на человека), вернулась днём и привела с собой девочку-беженку, годиков 3-х, которая потеряла родителей. Мама говорит: "Витя, я тебе сестренку нашла.Не обижай ее, она сиротка, у нее нет папы и мамы". Так у меня, появилась сестренка Катя.

Прошло несколько дней. Утром на улице началась стрельба. Солдаты на автомобилях, с винтовками со штыками, торчащими во все стороны (как ежик), ездили по городу и стреляли. Мама отгоняла меня и Катю от окна, чтобы не убило шальной пулей… Революция…

Вечером пришел домой папа, без шашки и револьвера (папа офицер конной полиции). Вместе с папой пришел дядя Петя (младший брат папы, артиллерист-фейерверкер. Дядя Петя на Германском фронте был отравлен "удушливым газом"и сейчас находился в госпитале на лечении. Папа был очень расстроен и говорил, что его чуть не убили и что он чудом остался жив. Дядя Петя посоветовал папе спрятаться где-нибудь на несколько дней, а потом, когда утихнет стрельба, уехать из Петрограда в деревню.

Но куда спрятаться? И тут инициативу взяла наша маленькая мамочка. Меня и Катю отправили в детскую, в основном из-за Кати, чтобы она ничего не видела. А сама с дядей Петей стала прятать папу. В глухой комнате - спальне у нас была ниша в стене, размером чуть меньше платяного шкафа. Вот туда мама и решила спрятать папу.

Убрали из ниши одежду, поставили туда табуретку и горшочек, посадили в нишу папу и закрыли её пододвинутым вплотную к стене шифоньером. После этого мама позвала меня в комнату и я до сих пор помню её слова: "Витюша, ты уже большой мальчик, слушай меня внимательно. Кто бы у тебя не спросил, где папа - не говори. Говори, что "не знаю”. Придут солдаты и если они найдут папу - они убьют его. И у нас не будет папы. Катю в спальню не пускай, играйте в детской. И сам в спальню не ходи. И даже не смотри в сторону шкафа (Этот мамин приказ я выполнял и потом, всю свою жизнь... Никогда и никому не говорил, кто был мой папа, до самой его смерти. Даже брату Мише и сестренке Аленушке, которые так и не знали кем был наш папа до революции. Молчание это наложило на меня свою печать и давило всю жизнь ...)

Дядя Петя ушел в госпиталь. Мама уложила нас с Катей спать. А ночью пришли вооруженные солдаты. Обыскали всю квартиру. Папу не нашли. Забрали мою немецкую винтовку со штыком к австрийский карабин. Меня никто ни о чем не спрашивал, т.к. я лежал на кровати и плакал.

Так было дня два. Приходили солдаты и вооруженные рабочие, производили обыск. Искали оружие и папу. И не находили. Только услышав стук в дверь я брал Катю за ручку, уводил её в детскую, садился с ней на коврик и складывал из кубиков домики. На вопрос - "мальчик, где твой папа". Смотрел в глаза спрашивающего и отвечал " "Не знаю". И мне верили.

Один раз пришло 5 человек пьяных. Эти проверили все шкатулки, столики, шкафчики, буфеты. Из буфета утащили серебряный именной папин бокал. Мама говорила, что это были анархисты.

На второй день, вечером когда Катю уложили спать, мама разрешила мне пойти в спальню и поговорить с папой. Я подошел к шкафу и тихонько в щелочку спросил: "Папочка, тебе там плохо ?". Он ответил: "Плохо, сыночек-соколочек, плохо. Нечем дышать". На третий день, папу опять спасло чудо. Днем раздался сильный стук в дверь. Я с Катей опять ушел в детскую. Мама открыла двери. Вошло человек 6 вооруженных солдат и стали производить обыск. ,Двери были открытыми. Ничего не нашли. Старший дал команду: "Отодвигайте от стен все шкафы и буфеты!" (Мне кажется их кто-то предупредил, что в стенах квартиры есть ниши). Отодвинули шкаф в прихожей. Ничего нет. Стали отодвигать буфет в гостинной… И тут на лестничной площадке кто-то закричал: "Нашли, он здесь на чердаке!".- Солдаты бросили отодвигать буфет и выбежали из квартиры ... Через минуту-две на чердаке было несколько выстрелов, потом по лестнице кого-то протащили вниз... мама всё стояла у открытых дверей... Потом закрыла дверь на крюк и упала …

Вечером пришел дядя Петя. После рассказа мамы, решили, что папе больше оставаться в квартире нельзя. Отодвинули шкаф. Папа вышел из своего схрона, переоделся в цивильный костюм, состриг свои усы "а-ля Вильгельм", попрощался с нами и дядя Петя проводил его на .вокзал. Папа уехал в Парголово к моему крестному отцу - Келудкевичу (чиновник почтового ведомства). Так я помню февральскую революцию.

Источник - телеграмм-канал "Записки деда Вити"

+2
06:25
3081
RSS
11:10 (edited)
поднять его было нельзя. Тогда дядя Рутковский крикнул: «Миша, немцы!». Дядя Миша моментально вскочил и бросился к углу комнаты, где стояла его шашка

thumbsup вот где русская смекалка! А вообще, грустно…
Loading...
|
Похожие статьи
Телеграмм-канал "ЗАПИСКИ ДЕДА ВИТИ". Глава 7
Мемуары Виктора Спригуль, охватывающие период с 1916 по 1939 годы в Петрограде и на Дальнем Востоке
Телеграмм-канал "ЗАПИСКИ ДЕДА ВИТИ". Глава 2
Мемуары Виктора Спригуль, охватывающие период с 1916 по 1939 годы в Петрограде и на Дальнем Востоке
Телеграмм-канал "ЗАПИСКИ ДЕДА ВИТИ". Глава 3
Мемуары Виктора Спригуль, охватывающие период с 1916 по 1939 годы в Петрограде и на Дальнем Востоке
Телеграмм-канал "ЗАПИСКИ ДЕДА ВИТИ". Глава 5
Мемуары Виктора Спригуль, охватывающие период с 1916 по 1939 годы в Петрограде и на Дальнем Востоке