ВЕХИ И ВЁРСТЫ. Глава 381. Главный инженер винзавода. Тётя Марфа и её дети
Во время всего моего пребывания в мастерской молдаванин внимательно наблюдал за моей работой. Как потом оказалось, это был главный инженер винзавода, который ждал радиомеханика, чтобы увезти его к себе домой на ремонт телевизора.
Пока радиомеханик собирал свой чемодан, молдаванин обратился ко мне: «Парень, поехали с нами, не пожалеешь»! Валерия с Эльвирой, детьми и баллоном я отправил в Болград, а сам решил задержаться.
Телевизор я отремонтировал быстро, хозяин выставил на стол закуску и светлое, как мне казалось, вино типа «Мельник». Стоило мне сделать маленький глоток, как чуть не задохнулся, потому что это «вино» обожгло мне весь рот. Спросил его: «Это что»? Мне молдаванин ответил: «Это коньячный спирт». Пить спирт отказался, тогда мне принесли слабенькое, но очень вкусное домашнее вино.
Застолье было не долгим, но на нём главный инженер винзавода предложил мне переехать в Измаил, где он возьмёт меня к себе на работу электромехаником, но на первое время нам предстояло снимать временное жильё. В течение двух лет он обещал обеспечить нас государственной квартирой.
Сказал инженеру: «Ваше предложение надо согласовать с женой и подумать». Мы были в отпуске и о переезде в Измаил или Одессу не мечтали. Так приглашение главного инженера осталось без ответа.
***
Посетили мы отцову сестру тётю Марфу. Она, мой двоюродный брат Анатолий и его жена Неля встретили нас очень доброжелательно. В Болграде от тёти Марфы узнал, что её сын Анатолий вовсе не Анатолий, а Антр. Их родной отец Пётр был по национальности поляком, поэтому своих сыновей он назвал польскими именами – Антр и Казимир.
Неля мне очень понравилась, она работала медицинской сестрой в том же госпитале, где и Эльвирин брат Валерий. Когда зашел разговор о младшем сыне тёти Марфы - Казимире, том самом Кадике, который когда-то по моей просьбе, проезжая в Артек через Москву, сбросил в Москве письма нашего разведчика, осуждённого по статье, как враг народа, Бориса Фёдоровича Неймарк на имя К. Е. Ворошилова и Г. М. Маленкова. Анатолий сказал мне, что Кадик сейчас в звании полковника доцент Ленинградского Военномеханического института. Жену его зовут Ниной, а сына Михаилом.
Анатолий мне рассказал о Кадике следующее: «Некоторое время мама жила у Казимира, но он попросил меня в том, чтобы я забрал жить её к себе, сославшись на то, что к нему приходят знаменитые люди, а ему стыдно, что его мать тёмная и неграмотная женщина. Анатолий забрал мать к себе и теперь она будет всегда жить с ним. Тётя Марфа – человек не конфликтный и во всём слушалась Нелю. Той это нравилось, поэтому они жили дружно.
Выслушав такое о Казимире, мне было стыдно за него, Как он мог постесняться матери, вырастившей шестерых детей, пятеро из которых получили высшее образование? Такой мамой надо гордиться, а этот сынок застеснялся. Не хотелось верить в такое, но факт остаётся фактом!
Тётя Марфа была похожа на свою мать - бабушку Евдокию, и судьба у них во многом схожа. Мать Евдокия пошла замуж на троих детей, и она тоже. Мать ходила по людям и она после смерти мужа Петра со старшим сыном Фёдором, чтобы прокормить шестерых детей, ходила по людям просить подаяние.
Дети мужа Петра от первого брака Геня и Надя окончили Педагогические институты и стали преподавателями, Виктор окончил Высшее мореходное училище и стал моряком. Родной сын Антр, отслужив срочную службу в парашютных войсках, остался в армии инструктором парашютистов, окончил военное училище, получил офицерское звание и дослужился до майора.
Старший родной сын Фёдор, с которым тётя Марфа ходила собирать подаяние, остался малограмотным и всю свою жизнь проработал слесарем по обслуживанию газовых печей.