ЗАЯВЛЕНИЕ В ИНСПЕКЦИЮ ПО ОХРАНЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ - ДОСА (ДОРА, ГДО)
В государственную инспекцию
по охране объектов культурного наследия Амурской области
от Тарасова Юрия Анатольевича
т.: 8 (41643) 5-08-09; 8(914)3940107
электронный адрес: yuriy.tarasov.63@mail.ru
Заявление
О включении объекта, обладающего признаками
Объекта культурного наследия, в единый государственный реестр
Объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)
Народов Российской Федерации
Прошу включить в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объект, обладающий признаками объекта культурного наследия:
Здание бывшего Свободненского Дома офицеров российской армии (ДОРА)
Заявитель:
Историк, краевед,
член Союза российских писателей
(амурское отделение) Тарасов Юрий Анатольевич
Адрес заявителя: г. Свободный, ул. 50 лет Октября, д. 41, кв. 94
29 июля 2019 г.
Приложение № 1
Местонахождение объекта:
г. Свободный, Амурская область, ул. Ленина, д. 86 (угол улиц Ленина и Почтамтская)
Приложение № 2
Сведения об историко-культурной ценности объекта с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, антропологии или этнологии, социальной культуры, полученные по результатам проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия и подтверждаемые соответствующими документами и материалами:
1. Ценность ДОРА с точки зрения истории:
1) Здание ДОРА является одним из старейших в городе Свободном. Вместе с ним, в г. Свободном осталось только одиннадцать кирпичных зданий, полностью или частично построенных до начала Великой Отечественной войны, в том числе пять - в советские довоенные годы. Спроектировано и построено здание ДОРА было в 1939 – 1941 гг. (См.: Николай Попов. Наш город. – Свободный, 2002. С. 89; Погодаев О. В. Проблемы сохранения исторических зданий города Свободного на примере гарнизонного дома офицеров: http://muzeysvb.ru/pages/docs/Проблемы%20сохранения%20ДОСА.pdf ; Тарасов Ю.А. Рождение Свободненского ДОСА).
2) Здание ДОРА (в то время ДКА) было выделено для развёртывания служб, обеспечивающих формирование в июле – августе 1941 года 413 стрелковой дивизии (Мирошин А. От Свободного до Одера. - Свободный, 2013. С. 6). 413 дивизия прославилась своими боевыми подвигами в годы Великой Отечественной войны, получив наименование Краснознамённая Брестская. Её первый командир, генерал-лейтенант Алексей Дмитриевич Терешков, стал героем Советского союза. Таким образом, здание ДОРА может стать историческим памятным местом героической Краснознамённой Брестской 413 стрелковой дивизии в городе Свободном, а также её героя-командира А.Д.Терешкова.
Дополнительными доказательствами формирования 413 дивизии именно в г. Свободном являются воспоминания ветеранов 27-й запасной стрелковой бригады, на базе которой она формировалась:
- Письма бывшего начальника штаба 27-й запасной стрелковой бригады В. Артамонова, бывшего начальника 2-й части штаба 27-й запасной стрелковой бригады, подполковника в отставке, Василия Павловича Желтышева, бывшего офицера штаба 27-й запасной стрелковой бригады Павла Константиновича Аманова, и др. (Свободненский краеведческий музей им. Н.Попова / Материалы по 27-й запасной стрелковой дивизии).
- Копия письма № 3/533 от 24 февраля 1970 г. Приокского районного военного комиссариата города Горького, подписанное полковником Павличенко, в котором сообщается, что Терешков Алексей Дмитриевич с июля по август 1941 года командовал 27-й запасной стрелковой бригадой (Письмо П.К.Аманова от 03.03.1970 г. / Там же).
3) В одном из подвалов здания ДОРА в начале Великой Отечественной войны, по косвенным свидетельствам, располагался штаб 27-й запасной стрелковой бригады и 413 стрелковой дивизии (См.: Тарасов Ю.А. Рождение Свободненского ДОСА. С. 3)
2. Ценность ДОРА с точки зрения архитектуры:
1) Здание ДОРА является наиболее точным в г. Свободном образцом архитектурного стиля неоклассицизма, существовавшего в нашей стране в годы, непосредственно предшествовавшие Великой Отечественной войне. О том, что это именно неоклассицизм, свидетельствуют ордерная планировка стен здания, наличие пилястров с изящными капителями у парадного входа и главного выхода из концертного зала, а также внутри здания, перильца с фигурными балясинами, колонны в залах, многочисленные карнизы, в том числе ступенчатые под крышей (См. фото).
2) Крышу над концертным залом ДОРА поддерживают четыре уникальных дугообразных деревянных фермы оригинальной конструкции (См. фото 20 – 22 фото-фиксации объекта, в Приложениях). Таких ферм не указано даже в современных учебниках архитектуры. Это настоящее сокровище для истории архитектурного искусства.
3) Здание ДОРА не было типовым архитектурным проектом, а значит, имеет автора проекта или коллектив авторов (См.: Тарасов Ю.А. Рождение Свободненского ДОСА. С. 1)
4) Здание ДОРА составляет единый архитектурный ансамбль вдоль главной улицы Ленина, в самом центре г. Свободного, вместе с состоящими рядом зданиями гимназии № 9 того же архитектурного стиля (построено в 1939 году) и военкомата, первый этаж которого выстроен в 1914 году. Снос здания ДОРА неизбежно разрушит этот ансамбль, поскольку оно расположено в центре его.
3. Ценность ДОРА с точки зрения эстетики:
Здание ДОРА, по своей архитектуре, является одним из красивейших зданий города Свободного, можно сказать, его лицом (См. фото). Весь комплекс архитектурных украшений, имеющийся у здания ДОРА - пилястры, изящные капители, перильца с фигурными балясинами, сложные карнизы, колонны, - сегодня есть только у одного здания в городе – здания бывшего ресторана «Амур», большая часть которого является одноэтажным.
4. Ценность ДОРА с точки зрения социальной культуры:
1) Здание ДОРА почти 70 лет являлось главным очагом культуры города Свободного.
Доказательства:
- В нём с 1943 по конец 1960-х гг. действовал единственный в г. Свободном профессиональный джаз-оркестр. В 1960-е годы этим оркестром руководил знаменитый впоследствии на всю страну Вадим Горовец. (Улахович Д.А.. Свободные воспоминания о Свободном / альманах Приамурье. – Благовещенск, 2014. С.; Приказ № 14 от 10 мая 1943 г. / Книга приказов по ДОСА / Свободненский краеведческий музей им. Н.Попова)
- При нём в конце 1940-х годов была организована Свободненская детская музыкальная школа (Приказ № 21 от 2 февраля 1950 г. / Книга приказов по ДОСА / Свободненский краеведческий музей им. Н.Попова), существующая и по сей день
- В нём в 1962 – 1969 гг. работало Свободненское городское литературное объединение, руководитель которого Дмитрий Андреевич Улахович в 1965 году вошёл и в только что созданное тогда бюро областного литературного объединения. (Улахович Д.А. Свободные воспоминания о Свободном / альманах Приамурье. – Благовещенск, 2014. С. ).
- В нём с конца 1940-х годов работали городские детские танцевальные кружки, а с 1958 года – балетная студия для детей. В 1946 г. и 1960-е - 1970-е годы там существовала и балетная студия для врослых. (Панина Л. П. Из истории хореографии в г. Свободном http://muzeysvb.ru/pages/docs/Из%20истории%20хореографии%20в%20Свободном.pdf ).
- В нём с 1942 года действовал собственный радиоузел, с которого проводились радиопередачи для семей военнослужащих и обычных граждан города (Приказы №№ 39, 90, 96 за 1942 год, № 22 от 12 июля 1943 г. / Книга приказов по ДОСА / Свободненский краеведческий музей им. Н.Попова)
- В ведении ДОРА (в то время ДОСА) в 1946 – 1951 гг. находился городской парк (Приказы № 30 от 1 июня 1946 г. и № 99 от 12 октября 1951 г. / Книга приказов по ДОСА / Свободненский краеведческий музей им. Н.Попова).
- При ДОСА имелся и собственный летний парк в 1942 – 1946 и 1951 – 1970-х гг. (в 1946 – 1951 гг. он считался сквером ДОСА), вход в который был открыт для всех горожан (Приказы № 76 от 5 июня 1942 г. и № 99 от 12 октября 1951 г. / Книга приказов по ДОСА / Свободненский краеведческий музей им. Н.Попова)..
- В нём действовал в 1966 – 1973 гг. «Народный театр» г. Свободного. В 1970 году он занял 1-е место на областном смотре самодеятельных художественных коллективов за спектакль «Русские люди». (Козлик А.Г. Из истории народного театра г. Свободного http://muzeysvb.ru/pages/docs/Из%20истории%20народного%20театра.pdf)
- В нём г. Свободный принимал самых знаменитых артистов и артистические коллективы со всей страны: в 1960-е годы Муслима Магомаева, Гелену Великанову, вернувшегося из эмиграции прекрасного тенора Левона Геохланяна, Вольфа Мессинга, Хабаровский симфонический оркестр (Улахович Д.А. Свободные воспоминания о Свободном / альманах Приамурье. – Благовещенск, 2014. С. ), а в 1970-е – 2000-е - выступления приезжих кукольных театров, цирка, Пугачёвой, Киркорова и многих других артистов. Здесь горожане знакомились с российской опереттой и китайской народной культурой, работали разные кружки для желающих научиться танцам, машинописи, шитью или, как в последнее время - моделированию военной техники и многому другому. Дом офицеров проводил фестивали песен, читательские конференции. Зимой здесь шли танцы под духовой оркестр Малосазанской военно-морской бригады. По свидетельству почётного гражданина города, заслуженного работника культуры Л.Д.Михалёвой, здесь же принимали Амурскую филармонию, проводили фестивали, детская школа искусств выступала с отчётными концертами, проводились акции, встречи с ветеранами, шла работа клуба «Ветеран». Как писал известный российский писатель Борис Иванович Черных, детство которого прошло в нашем городе, «Дом офицеров был не только культурным, но и духовным центром Свободного и района» (Какая судьба ждёт Свободненский Дом офицеров? / газета «Зейские огни», 2010-09-18).
- С 1941 года и до открытия в 60-е годы кинотеатра «Юность» (сейчас им. А.Гайдая) ДОСА выполнял функции главного городского кинотеатра.
2) В здании ДОРА с ноября 1941 года до конца 1980-х годов проходили наиболее значимые общественные мероприятия г. Свободного, а также некоторые крупные мероприятия армейского масштаба:
- Торжественное заседание горисполкома и горкома ВКП(б) с представителями общественных организаций и стахановцами 6 ноября 1941 г., согласно плану подготовки к празднованию 24-й годовщины ВОСР (газета Знамя Коммуны. 22.10.1941 г. С. 2)
- 11-я сессия Свободненского городского совета депутатов трудящихся 27 ноября 1941 г. (газета Знамя Коммуны. 26.11.1941 г. С. 2)
- Собрание интеллигенции города 7 декабря 1941 года (газета Знамя Коммуны. 06.12.1941 г. С. 2 и 09.12.1941 г. С. 2)
- Семинар агитаторов частей и соединений 2-й Краснознамённой армии в сентябре 1943 года (Приказ № 32 от 7 сентября 1943 г. / Книга приказов по ДОСА / Свободненский краеведческий музей им. Н.Попова). / Свободненский краеведческий музей им. Н.Попова)
- Сборы секретарей партийных бюро частей армии 20 – 25 ноября 1950 года (Приказ № 108 от 26 ноября 1950 г. / Там же).
- Пионерские сборы, проводимые в 1980-е годы школой № 9 (Какая судьба ждёт Свободненский Дом офицеров? / газета «Зейские огни», 2010.09.18).
- и многие другие
Здание ДОРА (первоначально, ДКА) было спроектировано и построено в 1939 – 1941 гг. Более точная дата начала и окончания строительства неизвестна, поскольку утрачена вся проектировочная и строительная документация здания (Её не смогли предоставить по моему запросу ни ГААО, ни архив Восточного военного округа, ни РГВА). По косвенным свидетельствам, наиболее вероятным временем начала строительных работ является весна 1940 года, а закончены они были не позже августа 1941 года (См. Тарасов Ю.А. Рождение Свободненского ДОСА. С. 2).
В августе 1941 года в здании ДОРА началось формирование служб 413 стрелковой дивизии (См. пункт 1 Приложения № 2).
Приложения в отдельных файлах:
1. Результаты фото-фиксации объекта, документы
2. Статья: Тарасов Ю.А. Рождение Свободненского ДОСА (1939 – 1941 гг.)
3. Копия письма Васильеву В.А.
Архитекторы-гимназисты, конечно, из кожи вон лезли, чтобы доказать никчемность архитектуры ДОСА. Ещё один архитектор «присоединился к мнению коллег». На мой вопрос к ним — являются ли они историками архитектуры, получен отрицательный ответ. Выяснилось, что они довольно плохо знают исторические стили архитектуры. Об остальных в этом отношении говорить вообще не приходится.
Чтобы мнение членов Совета случайно не повернулось в ненужную для интересов чиновников сторону, в зале заседаний «высадился» также большой десант представителей свободненской администрации (более 10 человек). То, что мою скромную персону приехали блокировать так много свободненских чиновников, мне очень польстило. Получается, они меня в серьёз опасались. Ну что ж, свою лепту в исход заседания, они, наверное, тоже внесли.
Администрация президента так же, вряд ли чем-то поможет, да и времени уже не осталось.
Гадко и мелочно.
заслуживаем благодаря «заГАДОСТным» человечкам такую власть, как сейчас, выходит так.
По принципу — заслуживаете ту власть, которой достойны.
…
«представитель газовиков» уже даже ДЕПУТАТОМ СВОБОДНЕНСКОГО ГОРОДСКОГО НАРОДНОГО СОВЕТА Тарасова сделал (а надо бы действительно двигать, а, Юрий Анатольевич, раз ВСЁ РАВНО К НАРДЕПАМ причисляют?.. При этом «знатоки-умники» очень сильно удивляются, что это не так):
Источник
Шалыгин Вячеслав:
Павлов Евгений:
Источник
Да, у ДОРА за многие годы простоя накопилось немало недоброжелателей. Но единственный способ как-то переломить эту ситуацию — агитация в инстаграме.
К сожалению, у меня нет смартфона, поэтому публиковать собственные фото я там не могу. Поэтому и приходится бороться на чужих площадках. Пишу там я не для тех, кто меня ругает, а для тех, кто всё это читает. Надо дать людям возможность выбора информации.
Не обращайте внимания на административных шестёрок и бескультурных варваров, их не переделать и не перевоспитать...(((
Такие времена настали((( Во главе угла — деньги и только деньги(((
Вот только возникает один вопрос — что ждёт нынешнее молодое поколение и будущие с такими вот манкуртами??? Ведь переступают через всё и всех!(, ляпая фальшивые экспертные заключения, при этом громко орут, что это «для школьников»( Кем вырастут эти школьники? Подобиями вот таких «учителей», как Константинов, Шалыгин и Павлов?
Выкиньте из головы и из памяти этого гнусного мерзавца(
Пролез по партийному списку в депутаты и возомнил себя не знаю кем(((
Думаете, в горсовете его кто-нибудь уважает? Да ничуть! Ржут! А этой гнусной клеветой он сам себя записал в шестёрки, которых во все века только презирали и сторонились(
Противная ситуация.
Хотя, дело хозяйское… Но я б не стала…
Н:
Юрий Анатольевич, если он когда-либо, где-либо в массовых учреждениях или сми говорил, писал о том, что изложил в заявлении в ОБЭП-пишите встречное по ст.128.1 ч.3 УКРФ(клевета с использованием должности). Касаемо конкретно данного заявления (это не клевета, это уже другая статья), если не имеет доказательств, не является потерпевшей стороной, но требует возбуждения дела, то писать встречное по 307 УКРФ (заведомо ложный донос). И пусть товарищ узнает, как выглядят работники органов дознания.
Но ещё раз повторяю — я б не стала...
Жизнь коротка, и тратить её на на доказывание Оганесяну, что он гнусный лжец и клеветник — сомнительное «удовольствие»...
Город и так знает кто есть кто…
Я даже, было дело, вначале поверила в искренность его намерений спасти ДОРА((
Но… Оганесян есть Оганесян((( Город его знает(( Вот только в депутатах ему никак не место(( Да и свободненскому отделению ЛДПР надо бы подумать о его членстве в партии( Не пора ли ему дать пинка под зад? За его грязные делишки, измышления и клевету(((
Профессор с Аляски о Петропавловске: «Как можно было допустить такую разруху?»
«Я такое видела только в кино, когда показывают города после войны или бомбежки», — пишет Лельчук
Профессор из США Жанна Лельчук, детство и юность которой прошли на Камчатке, побывала на малой родине после долгого отсутствия. Своими впечатлениями она поделилась с пользователями Фейсбука.
Жанна Лельчук сравнила прежний Петропавловск-Камчатский, который запомнила со времен своей юности, с его нынешним обликом. Она пишет, что до приезда видела фотографии современного города, на которых запечатлены красивые улицы и здания. Ей очень хотелось посмотреть, как они гармонируют со старыми постройками. Однако городские пейзажи, которые профессор увидела воочию, ее не порадовали.
«То, что я увидела, не поддаётся никакому описанию. Разочарование? Нет, это тоже не передаёт моего состояния. Вот, пожалуй, так: буквально через день-два я впала в депрессию. Я вдруг поняла: того города, который я так любила — больше нет. Есть нечто другое — искалеченный, изуродованный город, в котором все пятьдесят оттенков серого смешались со всевозможными расцветками безвкусной рекламы практически на каждом доме. Где много новых интересных и красивых зданий вперемешку со старыми развалинами. Где старые дома смотрят на людей страшными зеницами оконных рам, уродливыми балконами и ржавой обивкой боковых стен, а между ними совершенно неуместно и нелепо громоздятся новые стеклянные гиганты», — пишет Жанна.
По ее мнению, канул в лету стиль, присущий когда-то Камчатке, «пусть и не особо возвышенный, но свой — северный и суровый».
«Когда это началось? Может быть тогда, когда впервые модернизировали Камчатский театр, заменив классическое здание с колоннами на более современное и превратив его в площадь Ленина вместо Театральной? А может, когда снесли первое здание в центре города — гостиницу Восток, место, где побывал хотя бы раз каждый житель города? Зачем и почему? Построить что-то новое? Но тогда где это новое?» — задается вопросами Жанна Лельчук.
По словам туристки, впадать в депрессию она начала, побывав на улице Рябиковской, на которой жила в детстве. Там, по ее воспоминаниям, когда-то были дворы с неплохими площадками, где играли дети. Были хорошие дома с большими комнатами, высокими потолками и видом на Авачинскую бухту. Теперь ничего этого нет.
«Пройдите по улице Курильской, Рябиковской или Командорской до бывшего кинотеатра Маяк. Я такое видела только в кино, когда показывают города после войны или бомбежки», — пишет Лельчук.
Вину за то, что случилось с Петропавловском за последние годы, жительница Аляски возлагает не только на власти, но и на горожан.
«И эта вина — в вашем равнодушии. Как можно было допустить такую разруху в городе? Как можно было довести дома до такого ужасного состояния? Почему не отстояли кинотеатр «Камчатка» — визитную карточку центра города? Почему позволяется разрушать то, что должно исторически быть? Я могу себе представить, что бы произошло, если бы власти города, где я сейчас живу, на Аляске, попытались снести здание, подобное кинотеатру «Камчатка». Весь город бы поднялся и встал стеной. Дома здесь стоят по двести лет, стоят ещё со времён золотой лихорадки», — пишет она.
debri-dv.com/article/23050/professor_s_alyaski_o_petropavlovske_kak_mozhno_bylo_dopustit_takuyu_razruhu
Наивная, это не Аляска некоррумпированная и соблюдающая законы на реальное благо для простого населения, а суровые реалии россейских будней с хотелками барыг при кормушке.
debri-dv.com/article/23050/professor_s_alyaski_o_petropavlovske_kak_mozhno_bylo_dopustit_takuyu_razruhu