Възд в город Памятник Гайдаю Мемориал Славы

ЛАЗАРЕВ С.Я.: УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКИ

ЛАЗАРЕВ С.Я.: УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКИ

Впервые напечатано  в газете "Зейские огни" от 06.08.1977 г №128

***

Труды Лазарева Сергея Яковлевича впервые оцифрованы на сайте "Свободная Интернет-Газета" с целью сохранения, приумножения и популяризации культурного наследия данного региона и его развития. Не преследуем коммерческие цели.

Статья рекомендована для учащихся, студентов, научных сотрудников исторической и краеведческой специализации, а также для всех читателей, интересующихся историей микрорайона Суражевка города Свободный.

 

УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКИ

Когда грянула Октябрьская революция, в городе Алексеевске (Свободном) были мужская и женская гимназии, учительская семинария, «Гондаттьевская» и «Чуринская» 4-классные школы Министерства народного просвещения и Суражевская 2-класная церковно-приходская школа.  Обе начальные школы были размещены в специально для них построенных деревянных зданиях: «Гондаттьевская – на площади Гондатти (теперешней площади Лазо) против обелиска в честь закладки города Алексеевска, «Чуринская» — в Суражевке, перед универсальным магазином «Чурин и Ко».  Управлял всеми школами города (кроме церковно-приходской) инспектор народных училищ Щепа Михаил Сергеевич.

Кем был по духу инспектор Щепа, ученики «Чуринской» школы узнали ещё в дни февральской революции.  Тогда он, отменив на три дня все уроки, организовал разучивание революционных песен.  Собирал учеников в самой большой классной комнате и учил петь «Смело, товарищи, в ногу», «Марсельезу» и «Варшавянку».  Тексты песен писал на классной доске.  Затем проигрывал на скрипке мотив и пел отдельные строки песен, после чего все пели хором.

В начале мая 1917 года на пришкольном земельном участке, где до этого не росло ни одного дерева, инспектор устроил «День деревонасаждения».  Под его руководством и активном участии были посажены учениками молодые тополя и бархатные деревья.  Это было первое участие суражевских школьников в коллективном труде.  Впоследствии деревья выросли и превратились в сад… Зейской сплавной конторы.

С занятием в сентябре 1918 года японскими интервентами города Свободного здание «Чуринской» школы было превращено в казарму для солдат.  Инспектор Щепа ушёл в партизаны.  Около месяца учиться было негде.  Затем была открыта начальная школа на Большой улице в домах, где раньше были мануфактурные магазины Ушакова и Ухова.

Опасен и славен был труд учителей.  В условиях установившегося белогвардейского и японского террора любой из них мог быть арестован и расстрелян.  Но нужно было учить детей, чтобы они не отстали от школы.  И учителя это делали.  Нужно было также добывать дрова для отопления школ и керосин для освещения.  С большим трудом добывали и то и другое.

В «Уховской» школе все предметы преподавал Оглоблин Василий Павлович.  Жил он со своей многочисленной семьёй здесь же, в пристройке к школе.  Это был учитель-энтузиаст.  Он любил детей и старался в каждого ученика вложить больше знаний.  Был с учениками строг, но справедлив.

Осенью же 1918 года были открыты высшие начальные училища: в Свободном – на теперешней Шатковской улице (в 50-х годах в этом здании был детский дом), в Суражевке – в доме Зайцева на Большой улице.  Руководителем школ города был поставлен приехавший из города Зеи инспектор народных училищ Шастин Сергей Сергеевич.  Это был учитель-деспот.  Он преподавал рисование и чистописание и постоянно действовал линейкой квадратного сечения, которая часто «ходила» по головам учеников.  Во время большой перемены ежедневно выстраивал в зале вдоль стены «провинившихся» на уроках.  С родителями учеников – из числа бедных – был груб.  Накануне занятия партизанскими отрядами Свободного весной 1920 года Шастин уехал вместе с убегавшими на восток белогвардейцами.

Геометрию в высшем начальном училище преподавал техник Бабиков, один из передовых интеллигентов того времени в городе. В 1918 году он был руководителем технической части Свободненского совнархоза, после японской оккупации вёл ту же работу в Свободненском горсовете.

В 1921 году Свободненское и Суражевское высшие начальные училища были закрыты.  В Свободном до весны 1922 года продолжали действовать мужская и женская гимназии и учительская семинария.  На станции Михайло-Чесноковская с 1 сентября 1922 года в зданиях управления Амурской железной дороги была открыта центральная школа 2-й ступени (1-й и 2-й классы) с интернатом для учеников, приехавших учиться с других станций этой дороги.

В Свободном с 1 сентября 1922 года была открыта школа 2-й ступени с 5-летним сроком обучения.  Разместили её в здании бывшей женской гимназии на Советской улице (впоследствии там была средняя школа № 1)).  Классы этой школы были укомплектованы в основном бывшими гимназистами и семинаристами.  Были открыты параллельные классы, так как учеников было много.  В большой скученности проучились зиму 1922-1923 гг.  После окончания учебного года произошёл большой отлив учеников из всех классов – семьи служащих ликвидированного управления Амурской железной дороги переехали в Хабаровск.  К новому 1923-1924 учебному году параллельные классы были закрыты.  В оставшихся основных классах насчитывалось по 40-45 учеников.

Заведующим Свободненской школой 2-й ступени с начала её организации был Щепа Михаил Сергеевич.  Им был из учителей бывших гимназий и учительской семинарии подобран хороший состав учителей.  Учителем по литературе был до 1925 года бывший учитель гимназии Шведчиков (очень одарённый словесник), а с осени 1925 года – учительница Крылова.  Остальные дисциплины в старших классах вели учителя Астафьева, Жмудская, Ткачёва, Дольников.  С осени 1925 года была введена новая дисциплина – обществоведение.  Её стал преподавать молодой энергичный учитель Зайцев Константин Васильевич.

Весной 1925 года состоялся первый выпуск 5-годичной свободненской школы 2-й ступени, а с1 сентября этого же года были введены два «уклона» — педагогический и кооперативный.

В июне 1926 года был произведён второй выпуск свободненской школы 2-й ступени.  Полное среднее образование получили 45 юношей и девушек из числа начавших курс обучения в школах города в 1916-1917 гг.  Заведующий школой Михаил Сергеевич Щепа сказал своим бывшим питомцам при прощании прочувствованную речь.  На открывшуюся перед нами широкую дорогу трудовой деятельности вышли молодые люди в возрасте 18-20 лет.  Большинство из них пошли работать учителями в сельские школы, а часть выдержала вступительные экзамены в немногочисленные тогда институты и техникумы.  В Томский технологический институт уехал учиться Василий Лобастов, в Хабаровский техникум путей сообщения – Леонид Самовик, Виктор Спригуль (после 4-го класса), Сергей Лазарев (автор сей статьи), в Благовещенский индустриальный техникум – Измаил Добровольский и Иван Дригин.

Через несколько лет как молодые специалисты они начали работать в промышленности и на железнодорожном транспорте в качестве командиров производства.  Инженеры и техники из числа бывших свободненских учеников с честью пронесли сквозь предвоенные и послевоенные пятилетки, грозные годы войны свою любовь к родному городу и благодарность учителям, давшим им путёвку в жизнь.

Благородный труд учителей первых лет Советской власти продолжили учителя-выпускники Свободненской школы 2-й ступени – Бадя Анна (позже – заслуженная учительница РСФСР), Бурдаков Иван, Васин Иван, Лапинь Надежда, Логинов Павел, Оловянишникова Зоя, Гранина Любовь (выпускница 1927 года) и многие другие.  Они воспитали новые отряды советской интеллигенции и новые поколения учителей.  Это их бывшие ученики сражались с фашистами под Москвой, Сталинградом и Берлином в составе дальневосточных дивизий.

ЛАЗАРЕВ Сергей Яковлевич

+1
12:10
1965
RSS
18:27 (edited)

Главное здание МГУ

Админ Вахтённый второй слева
Loading...
|
Похожие статьи
Курганские учителя узнали, куда годами уходили их зарплаты
"Мы все давно живем по принципу «будешь вякать, будут давить», но когда терять уже нечего, дело другое"
АМУРСКОГО УЧЕНИКА ВНЕСЛИ В СПИСОК ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ РОССИИ, А ЕГО УЧИТЕЛЯ НАКАЗАЛИ
Вопрос простой, ответ - нелогичен для нормального человека
В российских школах появятся «старший» и «ведущий» учителя
Должности можно будет получить, проработав в школе определенное количество лет