Възд в город Памятник Гайдаю Мемориал Славы

ТАРАСОВ Ю.А.: Что подсказал нам снос ДОСА? Часть 2

ТАРАСОВ Ю.А.: Что подсказал нам снос ДОСА? Часть 2

Снос здания, при отсутствии подробной его документации, может многое рассказать о нём. Это подобно изучению внутренних органов мёртвого человека при его анатомировании.

Каждый момент сноса позволяет узнать что-то новое о конструкции и структуре здания. На протяжении почти всех дней работ по сносу ДОСА я делал подробные фотосъёмки этого процесса.

Данный фотоматериал позволяет пролить свет на некоторые загадки конструкции ДОСА, послужившие основанием для ложных выводов и ошибочных обобщений.

 

 

Разберём их все по порядку:

1) О якобы прогнившей стене ДОСА у последней пилястры на выходах из концертного зала.

Это действительно было проблемное место здания ДОСА. Там постоянно мокла штукатурка, которая в период бесхозности вообще отвалилась, после чего стал намокать и выветриваться кирпич. Было непонятно, почему попадает на стену влага не только справа от пилястры, куда стекает вода с крыши, но и слева от неё, где дождевая вода, казалось бы, никак не может оказаться. Загадку раскрыл ковш экскаватора при сносе наружной стены концертного зала ДОСА.

Хорошо видны концы двух железных швеллеров, уложенных сверху на пилястры и поддерживающих собой фронтон с карнизом и перильцами. Швеллеры находится друг от друга на расстоянии длины кирпичей, которые и уложены между ними.

Таким образом, верх пилястры плотно контактировал не с кирпичами, а с нижними плоскостями швеллеров, в результате чего между вложенными в них кирпичами и пилястрой существовала узкая щель, по высоте равная толщине нижней плоскости швеллера. Через эту щель и попадала вода из разрушенного водостока на левую сторону от пилястры. Сам водосток располагался на уровне карниза и выходил к воронке сломанной водосточной трубы (фото ниже).

При ремонте достаточно было заделать щель между швеллерами водонепроницаемым материалом, и проблема была бы решена.

 

2) О расположении фундамента здания ДОСА якобы ниже уровня земли.

На фото отчётливо видна кладка не из кирпича, а из бутового камня (отмечена белой стрелкой). Это и есть верхняя часть фундамента, раскопанная экскаватором при подготовке сноса здания. Она оказалась ненамного ниже верхнего края кирпичной обкладки цоколя (на фото обкладки цоколя уже нет, видимо, сорвана одновременно с кирпичной стеной).

Бело-синей стрелкой отмечен виднеющийся над грудой искорёженных ферм концертного зала верхний край входа в подвал ДОСА. До этого он был закрыт непонятно куда ведущим крыльцом из кирпича, которое тоже снесено вместе со стеной одноэтажной пристройки. Этот вход отмечен и в Техническом паспорте ДОСА, составленном в 2007 году (левый чертёж). Видимо, тогда он ещё не был скрыт кирпичным крыльцом.

В помещении, куда ведёт этот вход, по свидетельству многолетнего бухгалтера ДОСА и хранителя всей его документации Комаровой, первоначально, в годы войны, располагался штаб какой-то воинской части. Позже там была устроена сауна.

Левее (на чертеже) бывшего штаба находится помещение котельной. Единственный вход в неё последние годы вёл из лестничной клетки у выхода во двор с первого этажа (отмечен на чертеже слева). Между тем, первоначально существовали и выходы из котельной непосредственно во двор. Их тоже раскопал экскаватор при подготовке сноса (помечены белыми стрелками на фото ниже).

Левый (на фото) проём, видимо, служил для трубы, подающей воду в котельную. Об этом свидетельствует идеально круглое отверстие в закрывающем проём стальном (предположительно) листе.

 

3) О якобы ненадёжных деревянных перекрытиях концертного зала.

На фото видно, что даже после обрушения ковшом экскаватора половины ферм концертного зала, по прежнему крепко держится на своих скобах не только оставшаяся часть потолка, но и некоторые элементы уже уничтоженного пролёта. Причём, поперечные брусья скреплены с  основными балками настолько прочно, что некоторые из них держатся в своих пазах и после обрушения (на прислонённой к стене части секции, а также на переднем плане).

 

4) О якобы деревянных перекрытиях здания ДОСА.

После обрушения части кирпичной стены кинооператорской упали и потерявшие опору края перекрытий над ней. Как видно на фото, они представляли собой три железобетонных плиты, которые по краям были дополнительно зафиксированы стальными швеллерами (отмечены белыми стрелками). Сама кинооператорская опирается на поддерживаемую колоннами поперечную длинную железобетонную балку. Именно об неё чуть не сломал зубья своего ковша (а может и сломал) экскаватор 22 сентября (скол на балке слева), что вынудило на несколько дней (до 28.09) прекратить снос, чтобы заменить ковш на срочно выписанный специальный стальной клюв, предназначенный для дробления железобетонных элементов зданий.

Возможно, эта балка была подобна той, остатки которой видны на переднем плане в виде искарёженного широкого стального швеллера (красно-белая стрелка). Швеллер являлся сердцевиной балки, которая с обеих сторон заливалась бетоном. Такие балки имелись во всех частях здания ДОСА.

Железобетонной была и перегородка между самой кинооператорской и помещением слева (отмечена бело-чёрной стрелкой). Она хорошо видна на фото ниже.

Стены коридора второго этажа тоже были из железобетона (помечены белой стрелкой на фото ниже).

Перекрытия над лоджией под кинооператорской и над фойе тоже представляли собой железобетонные плиты, что видно на фото ниже (отмечено белыми стрелками).

Бело-красными стрелками отмечены железобетонные балки со стальным сердечником (швеллером), лежавшие на колоннах фойе первого этажа и коридора второго. Последнее тоже может указывать на то, что они были предназначены для поддержания железобетонных плит, которые, видимо, также с боков поддерживались швеллерами (указаны бело-голубыми стрелками)

В остальных частях здания потолки были деревянными (кроме подвалов). У первого этажа они крепились на нижних крыльях швеллеров, скреплённых посередине стальной полосой (полы второго этажа укладывались на швеллеры сверху). Конструкция таких стальных перекрытий видна на фото ниже, сделанном накануне сноса последней, северо-восточной части здания ДОСА.

 

5) О размороженных стенах здания и раскрошившихся кирпичах.

Много разговоров в период заброшенности ДОСА было о его размороженности и непригодности, вследствие этого, к дальнейшей эксплуатации. На полном серьёзе утверждалось, что его стены не могли выдержать больших перепадов температур и за несколько лет утратили свою прочность. Абсурдность таких умозаключений ясна сама по себе. Фотографии ниже подтверждают это наглядно.

Даже под мощным давлением огромного стального клюва, специально предназначенного для разрушения каменных зданий, кирпичи чаще всего не крошились, а выпадали целиком или блоками. То есть, не выдерживал давления раствор, а не кирпич. Сами кирпичи стен ДОСА можно практически все использовать в строительстве и сейчас.

Кстати, на фото хорошо видна толщина внешних стен ДОСА. Она составляла три кирпича (чаще – два вдоль и два поперёк), что вместе с раствором между ними даёт ровно 80 сантиметров (дважды измерял рулеткой лично).

Вывод: Здание ДОСА, судя по толщине внешних стен и обилию железобетонных и стальных конструкций, действительно строилось в 1940 – 1941 гг. как объект не только культурного, но и оборонительного назначения. Сердцевина здания (фойе на первом этаже, кинооператорская и примыкающий к ней коридор – на втором) была защищена железобетоном со всех сторон, особенно первый этаж, и это не считая толстых кирпичных внешних стен. Наиболее безопасно могли чувствовать себя служащие военного штаба, находившегося в подвальном помещении ДОСА, тоже защищённом железобетонными перекрытиями.

ДОСА не пришлось доказывать своё военное предназначение - война обошла его стороной, - но вероятный противник, на противостояние с которым были рассчитаны при строительстве его конструкции, сыграл свою роль в гибели этого важного для нас культурного и исторического объекта. Именно японская современная тяжёлая техника была использована при сносе здания ДОСА. Противостоять современным возможностям японских разрушительных технологий его давно устаревшей защите оказалось, разумеется, не по силам. Особенно обидно, что разрушителями его оказались не враги-чужеземцы, а наши собственные бюрократы.

историк, краевед, писатель

Тарасов Юрий Анатольевич

+8
17:45
2449
RSS
19:52
Юрий Анатольевич, внёс поправки в порядок фотографий по вашей просьбе. Спасибо за материал!
09:11
Теперь уже эта информация для истории, к сожалению sad
11:16
+2
Да, ДОСА — это, теперь уже, наша история. Но история тоже может быть судьёй. Отчасти и поэтому так важно помнить её. Многие из тех, кто погубили ДОСА, и сейчас находятся при власти. Люди должны знать об их «подвигах», чтобы в дальнейшем меньше ошибаться в выборе.
Андрей
07:10
О какой памяти идет речь? Попытался вспомнить что-то связанное с «Великой культурной ценностью ДОСА», и все мои воспоминания заканчиваются 2001-2002 годом. Когда будучи студентами ходили туда в игротеку, если не изменяет память платили 250 рублей, чтобы ночь поиграть. И ещё пару раз в ДОСА цирк выступал. Так о какой " Великой исторической и культурной ценности" идет речь? ДК ЖД, я согласен, а ДОСА?
17:51 (edited)
+1
Андрей, прочитайте 1-ю часть статьи. Там найдёте объяснение потери вами памяти.
Андрей
23:15
С моей памятью все отлично. Просто не понимаю тогда из-за чего весь этот «сыр-бор» с ДОСА? Если он (ДОСА) уже лет 20 как не являлся культурным центр- ом, а просто медленно разваливался? Исторической ценности в нем я тоже так понимаю ни на грошь. Зачем тогда стоило разводить эту демагогию? Если он был так дорог для вас и других, где же поддержка? Нет ее? В далеком прошлом может ДОСА и был культурным центром г.Свободного, но это были очень давно. Времена изменились. Вот если вы выиграете кассацию или Верховный суд, ремонтировать то уже нечего? Получается вы и здесь в проигрыше. Не думаю что ДОСА будут отстраивать заново. Почему бы вашу неуемную натуру не заставить работать на благо горожан, есть же много злободневных тем, например мост в залинейную часть города.
00:13 (edited)
… а также предполагаемый перенос кладбища в Усть-Пёре с сомнительным обоснованием и игнорированием встречи с жителями представителей областной исполнительной власти; крышевание чиновниками алкогольно-ночничочных точек — причём эти точки феноменально живучи при продаже спиртного в ночное время — не иначе «фавориты» и «фаворитки» у «ответственных»; захват-афера через инструмент «дальневосточный гектар» земельных участков в городе с использованием служебных полномочий; «кормление» с переселения из ветхого и аварийного жилья; отдача на откуп исключительно благовещенским фирмам подрядов на строительство-ремонт-благоустройство… наконец, строительство второй очереди космодрома и планируемого размещения газо-химического завода…

с памятью ж всё отлично — дополняйте дальше список, анонимный «трудяга». Раздайте задание направо-налево и адью обратно в кусты.
08:50 (edited)
Андрей, если ДОСА не представляет для вас исторической ценности, значит у вас серьёзные проблемы с исторической памятью (о причинах этого я уже писал выше). Чтобы хоть немножко заполнить этот вредный пробел, предлагаю прочитать опубликованное на этом сайте месяц назад моё заявление в инспекцию по охране культурного наследия. Его можно найти в разделе «Главная», переходя последовательно по названиям: Статьи — Общество — 2019 г. — Сентябрь.
Loading...
|
Похожие статьи
ТАРАСОВ Ю.А.: Что подсказал нам снос ДОСА? Часть 3
Кто и как шакалил на обломках ДОСА. Есть над чем поразмыслить... Интересные факты, опровергающие заблуждения о ДОСА
ТАРАСОВ Ю.А.: Что подсказал нам снос ДОСА? Часть 4
Как город развели на миллионы рублей
ТАРАСОВ Ю.А.: СНОС ДОСА И ИЗГНАНИЕ БИБЛИОТЕКИ - ЗВЕНЬЯ ОДНОЙ ЦЕПИ?
Что же стоит за стремлением чиновников избавиться от двух таких важных культурных объектов в самом центре Свободного?