ТАРАСОВ Ю.А.: Что подсказал нам снос ДОСА? Часть 4
В те не такие уж давние времена, когда бюджет г. Свободного исчислялся не миллиардами, а миллионами, утрата указанной в заголовке суммы воспринималась бы как финансовая катастрофа муниципального масштаба. Но именно тогда, весной 2011 года, и начиналась афера, о которой сейчас идёт речь.
Теперь уже трудно понять, кому первому пришла в голову идея сноса ДОСА – директору гимназии № 9 или тогдашнему главе города, но сейчас это не так уж и важно. Главное в том, что этим был запущен процесс уничтожения и расхищения городского имущества в лице Дома офицеров. Да, в 2011 году ДОСА формально ещё не принадлежал городу, но с самого своего рождения, он фактически выполнял функции городского Дома культуры, именно так в советское время его и именовали в газетах, хотя находился он на балансе военного ведомства.
Сегодня невозможно назвать тех первых расхитителей и разрушителей Дома офицеров. Можно только понять, кому это было выгодно. А выгодно было приведение ДОСА в неприглядное и неработоспособное состояние городским властям и руководству гимназии, поставившим тогда перед собой цель добиться сноса этого здания.
К моменту передачи его городу, ДОСА уже лишился почти всего своего имущества. Одни только трубы и батареи отопительной системы, даже в качестве металлолома, потянули бы сегодня примерно на 50 тысяч рублей. Но это лишь абсолютно меньшая, по стоимости, часть не полученной тогда городом, но принадлежавшей ему собственности. Исчезли в неизвестном направлении также десятки люстр, вместе с главной хрустальной люстрой концертного зала, накладные панели в коридоре 2-го этажа, новенькая, только что поставленная система пожарной сигнализации, всё электрическое оборудование, шторы и другое ценное имущество, которое, даже по самым скромным подсчётам, можно оценить суммой не менее миллиона рублей.
Но и то, что осталось, даже при сносе здания могло ещё принести городскому бюджету существенный доход, и руководство города должно было это понимать, ведь в нём имелись специалисты по строительству, а сам глава г. Свободного являлся предпринимателем, то есть человеком, умеющим извлекать прибыль из всего, с чем имеет дело. Могло, но для этого нужно было признать наличие в здании ДОСА ценных материалов, то есть крепкого, пригодного с строительству кирпича, прочных деревянных, стальных и бетонных перекрытий. Однако, если в здании всё так прочно и крепко, то неизбежно возникает вопрос: а зачем тогда его сносить? Вот воизбежание возникновения у граждан города такого неудобного властям вопроса и было задумано объявить ДОСА ветхим аварийным зданием, из чего вытекала невозможность дальнейшего использования его материалов.
Финалом восьмилетней подготовительной кампании к сносу ДОСА (описанной мною ранее в части 1-й данного цикла и в статье «Заговор против ДОСА») стал проведённый в июле 2019 года так называемый тендер, то есть якобы конкурсный отбор подрядчика для выполнения этой задачи в рамках строительства школы возле гимназии № 9. Условия тендера не содержали предусмотренных законом в таких случаях «возвратных сумм», то есть возвращения заказчику стоимости полученных в процессе сноса ценных материалов или самих этих материалов. Другими словами, представители свободненской городской администрации просто подарили эти принадлежащие городу ценные материалы подрядчику, в дополнение к сумме самого контракта, которая составила ни много ни мало 577 миллионов 990 тысяч 122 рубля.
Так ДОСА лишили возможности в последний раз послужить г. Свободному, теперь уже своей смертью. Сколько же потерял город от такого «выгодного» договора администрации?
Попробуем подсчитать сами, раз уж наши чиновники делать этого, по понятным причинам, не хотят. Примерная стоимость металлолома ДОСА, подаренного строительной компании № 1, уже определена в части 3 данного цикла статей. Она составляет около 250 тысяч рублей. Теперь посмотрим, сколько стоил кирпич.
Согласно Техническому паспорту ДОСА, высота 1-го этажа ДОСА составляла 3,71 м, а 2-го – 3,55 м. Кирпичная стена опускалась ниже 1-го этажа ещё приблизительно на полметра и возвышалась над полом чердака почти на метр. Добавим ещё около полуметра на толщину потолков. Итак, высота кирпичной стены ДОСА составляла примерно 9 метров.
Внешние стены ДОСА имели толщину 80 см. Это три длины кирпича (3 на 25 + раствор). До метра не хватает полторы ширины кирпича (120 + 60 + раствор). Таким образом, в один метр внешней стены по горизонтали умещается слой в 22,5 кирпича. Толщина кирпича – 65 мм, поэтому метр в высоту будет составлять 12 их слоёв, с учётом слоёв раствора, а 9 метров – 108 слоёв. Таким образом, участок внешней стены, длиной 1 метр состоит из 2430 кирпичей. Общая длина внешних стен ДОСА составляет 218,16 м. Добавим такую же по толщине внутреннюю стену, длиной 41,39 м, отделяющую одноэтажную часть здания. Всё вместе - это более 630000 кирпичей. Ещё примерно 31 метр стен и выступов имеют толщину в 2,5 кирпича. Это ещё около 66000 кирпичей. Общая длина других внутренних кирпичных стен на обоих этажах – около 500 метров, толщиной от 1 до 2 кирпичей. Возьмём среднюю толщину – 1,5 кирпича и среднюю высоту этажей – 3,63. Тогда в 1 метре стены будет 135 кирпичей. Умножив на 500, получим 67500 кирпичей.
Таким образом, с учётом кирпичной трубы и внешних крылец, здание ДОСА сложено из почти 800000 кирпичей. Один такой кирпич б/у стоит сегодня не менее 3 рублей. То есть даже по минимальной цене весь кирпич ДОСА можно было продать почти за 2 миллиона 400 тысяч рублей.
Правда, варварские методы, применённые при сносе ДОСА, погубили часть этого кирпича, но абсолютно большая его часть – около 2/3 (то есть примерно на 1,5 миллиона рублей) - уцелела и была вывезена в неизвестном направлении. За вычетом затрат на очистку, это около миллиона рублей потерянной городом прибыли.
А теперь посчитаем потери в древесных материалах. Начнём с балок. Цены на них начинаются примерно от 4 тысяч рублей за кубический метр и доходят до 7 – 8 тысяч. Но у нас б/у, хотя и в очень хорошем состоянии. В принципе можно снять у них верхний потемневший слой и продавать как новые, то есть по цене в 2 – 3 раза больше. Но и б/у стоят неплохо – примерно 2 тысячи рублей за куб. По этой цене и будем вести расчёт (держа в уме возможность продажи и за вдвое большую сумму).
Перекрытия потолка концертного зала представляли собой 35 четырёхметровых брусьев 20 на 20 см. Это 5,5 кубических метров, то есть 11 тысяч рублей.
Потолочных балок 15 на 15 см, длиной 6 метров, над 2-м этажом ДОСА - около 90 (не считая примерно десятка сгоревших в южном торце здания). Это примерно 12,5 кубов, то есть 25 тысяч рублей. Ещё около 30 таких же балок по 4 метра. Это 2,75 кубов или 5,5 тысяч рублей. Ещё 2 тысячи стоят 8 6-метровых балок 10 на 20 см (1 куб), державших кровлю над концертным залом. Были деревянные балки и над некоторыми помещениями 1-го этажа в центральной части здания, примерно тысячи на 4 рублей.
Но деревянные балки поддерживали и полы 1-го этажа. Общая площадь 1-го этажа, по техпаспорту ДОСА, 1875,5 кв. м. За вычетом внутренних стен и лестничных клеток, это, приблизительно, 1700 кв. м. Для поддержки полов использовались брусья 15 на 15 см. Располагались они на расстоянии 1 метра друг от друга, значит, расстояние между осями мощно принять 1,15 м. Таким образом, условных балок, длиной 1 м, оказывается 1478. Это 35 кубов, то есть, 70 тысяч рублей.
Итого, за одни только деревянные балки можно было выручить по бэушной цене более 117 тысяч рублей.
Около 100 лиственничных брёвен разной длины (от 1,5 до 6 м), державших кровлю, тоже годятся в индивидуальном строительстве. Их можно продать по 1,5 тысячи рублей за куб. При толщине 15 см и средней длине 4 м, брёвна составляют около 7 кубов. Это более 10 тысяч рублей.
А теперь о досках. Их примерный объём тоже вычислим по площадям. Согласно Техническому паспорту ДОСА, площадь 1-го его этажа составляет 1875,5 кв. метров, а 2-го – 1477,2. В сумме это 3352,7 кв. м., а без учёта внутренних стен, можно взять, грубо, 3000. Умножив на 2 (полы и потолки), получаем 6000. В основном и для полов, и для потолков там использованы доски, толщиной 4 см (0,04 м). Получается 240 кубов, то есть 480 тысяч рублей.
Вместе с балками и без учёта сгоревших, сгнивших и украденных ранее досок, получаем около 600 тысяч рублей.
Итак, минимальная сумма дохода, который мог получить городской бюджет Свободного от сноса ДОСА при правильном заключении договора с подрядной организацией, составляет около 1,85 миллиона рублей. При хозяйском же подходе – как минимум, вдвое больше.
Конечно, на фоне огромных сумм, выделенных государством на строительство школы и снос ДОСА, такие потери выглядят довольно бледно, но зато это были собственные потенциальные средства нашего городского бюджета, а не перечисленные из вышестоящих бюджетов на целевые расходы.
Теперь же эти миллионы пойдут в карманы подрядчика. Но только ли в его карманы? Может быть, наши чиновники не так уж просты, как кажутся?
историк, краевед, писатель
Тарасов Юрий Анатольевич
Кивать только на военных не надо. Доказательств у вас нет. А что касается досок, то почти во всех помещениях и коридорах зимой этого года они были на месте. Я их видел собственными глазами. В концертном зале их стали выдёргивать только весной.
Стёкла почти во всех окнах оставались вплоть до начала сноса (это можно увидеть на фотографиях в моих предыдущих статьях). Другое дело, что часть их них были расколоты или пробиты.
Расчёт количества кирпича, использованного на отсыпку дороги (длинной в несколько десятков метров) на территории строительства, сделан, конечно, приблизительно и, конечно, его объём сильно завышен. Чтобы понять это, достаточно посмотреть фотографии, сделанные в начале октября и помещённые в части 2-й данного цикла статей и в статье "Реквием по ДОСА".
Может там что и уцелело, мож и появится где гаражи из этого кирпича, но очень сомневаюсь-старая кладка плохо поддается разборке. Вынесут что уцелело.
Я видел когда временно соопуженные объекты на стройке, при демонтаже тупо сжигались в костре. Людям не отдали а тупо уничтожили. Варварство? Иначе по документам никак.
Подробнее — ТАРАСОВ Ю.А.: Что подсказал нам снос ДОСА? Часть 3
Уже строят из этих материалов, и отнюдь не гаражи (см опять же приведённую ссылочку)…
Ну так как возможно вообще реализовывать дерево и металл с ДОСА? Это надо сначало всё отсортировать, поставить на учет, сертифицировать (кто возьмёт на себя ответственность дать гарантия качества дереву, кирпичу, металлу возможно подвергшихся поражению грибком или подвержены коррозией? Гораздо быстрее, проще и выгоднее как минимум по времени всё списать в строительный мусор.
Когда бараки сносили, их тоже народ разбирал. Слухи ходили что брус приходил на строительство храма, что не подтверждаю.
Если б здания растаскивать начали до сноса, я понял и принял за марадерство. Здесь не вижу особого повода для беспокойства. Да, кто-то поживился.
А был ещё металл и деловые деревоматериалы.
Про микрорайон на Инженерной-Подгорной я много раз вам писал как о месте, где действительно нужно строить новую школу. Она естественным образом втянет в себя тех учеников, кто живёт вдали от существующих школ центра, но вынужден ходить в них.
Это к комплексному развитию города. Много слышу об этом, откуда эта информация, не пойму
Его ответ — на сайте администрации. Не на том сайте-пародии, о котором пищали местные радиоволны как о «главном сайте нашего города» — alekseevsk.ru, раскручиваемом в бытность главой города Романовым Ю. П. некой Кристиной Мягковой, а официальный сайт нашего муниципалитета www.svobnews.amur.ru, в котором пресс-секретарем относительно нового главы города является некая Кристина Мягкова.
Шерше ля фам.
Генплан, на который ссылается Бороздин — Дыц (в одной из серых граф справа, падает архивом)
Кстати, хотелось бы знать, какая часть выделенной на строительство школы астрономической суммы приходится на снос здания ДОСА, и предусмотрены ли в ней деньги на вывоз строительного мусора, и какие?
Возвратные суммы — это либо стоимость полученных в результате сноса ценных материалов, либо сами эти материалы. Можно было и отдать материалы, вычтя их стоимость из суммы контракта, если не хотелось заниматься их предпродажной подготовкой. Это был бы прямой доход городу.
На сходе жителей квартала ул Кузнечная-Лазо-Серова-Н.Быт в минувшую субботу 09.11.2019 г. не упустил возможность задать вопрос присутствующему там начотдела архитектуры и градостроительства БОРОЗДИНУ Юрию Геннадьевичу — ДА КАК ЖЕ ТАК, в случае с гимназией школу «подвинули», отойдя и от генерального плана (см.картинку выше — там же была недостроенная школа, территорию которой вместо резервирования отдали под коммерческую застройку), и от пресловутого радиуса доступности, на который «давил» Юрий Геннадьевич в случае с предполагаемым изъятием земель у жителей Ударного…
На что начотдела градостроительства и архитектуры лишь, пожав плечами, посетовал, мол, земли (свободных квадратных метров) в районе Подгорной-Почтамтской в достаточном количестве — НЕТ.
Вот скажите мне, что это не двойные стандарты с объяснением ПОЧЕМУ.
В бывшей железнодорожной школе №192 даже количество параллелей за два десятилетия уменьшилось — доходило аж до «ж»… На предоставленные Бороздиным устно выкладки, что и количество метров на одного ученика подросло (в данном случае — до 50 кв м на человека) жители С УКОРИЗНОЙ ПРИПОМНИЛИ СПЕЦИАЛИСТУ АДМИНИСТРАЦИИ про отчуждению земель у школы №192 под коммерческие объекты торговли и т.д. Так может есть альтернативные варианты расширения территории бывшей железнодорожной гимназии — а ныне просто школы №192?..
Ещё одно предполагаемое строительство школы в границах микрорайона так называемого Южного городка (ул.40 лет Октября — Литвиновская) — временно заморожено, по причине отсутствия острой необходимости в ещё одной школе (школа №1 справляется) — со слов Бороздина Ю.Г.
Также он поделился тем, что необходимое количество учителей горадминистрация собирается привлечь за пределами нашего муниципалитета, заманивая квартирами в арендных домах, строительство которых впрочем только в планах.