ИВАНОВ-АРДАШЕВ В.В.: Существует ли проклятие фараонов?
Легенды о проклятии фараонов и других владык существуют с глубокой древности, а в двадцатом веке вообще растиражированы прессой и в кинематографе. Особенно много «страшилок» возникло после археологических исследований пирамиды Тутанхамона, проведенных экспедицией Говарда Картера в 1922 году. Тогда, напомню, один за другим погибли или скончались от внезапных болезней почти все участники экспедиции и в прессе заговорили о некоем «проклятии фараона», якобы преследующем археологов. Но были и возражения, мол, люди, вскрывшие гробницу фараона, были в преклонном возрасте и почему тогда главного «виновника» судьба не наказала и он прожил еще семнадцать лет?
Я отношусь к этой легенде хоть и скептически, но допускаю возможность использованиями в древности различных защитных приемов – и ловушек, и смертельных бактерий, и все это также изучается археологами. И они уважительно относятся к древним захоронениям, в отличие от грабителей и «черных следопытов».
В Приамурье костные останки пращуров находят редко, и не только из-за кислых почв, разрушающих скелеты, но и по причине древних обрядов, когда черепа преднамеренно разрушали.
Находят и не столь уж древние останки, как при раскопках легендарного Албазинского острога семнадцатого века, когда впечатлительные люди бледнели при виде сохранившихся на черепах волос. Тяжелое это дело, исследовать старинные захоронения!
А в музеях сотрудники привычны к таким находкам. И я, когда работал в Хабаровском музее археологии, насмотрелся всякого. Кстати, есть и такое мнение – о «музейном синдроме», это когда посетители падают в обморок даже в картинных галереях. В нашем музее археологии и посетители, и даже экскурсоводы иногда падали в обморок, но это по причине духоты, когда экскурсии следовали одна за другой и в тесных залах было не протолкнуться.
Предлагаю еще один фрагмент, не вошедший в научно-популярный фильм «Амур – дорога тысячелетий», и свое фото двадцатилетней давности, когда музей археологии только открылся. Фотографию сделал мой давний коллега по газете «Молодой дальневосточник» Анатолий Мезенцев, в том момент уже тяжело болевший, и он обмолвился, глядя на череп, что «доживет до двухтысячного года и также отправится в мир иной». И слово, увы, сдержал, упокоившись на второй день января двухтысячного года. Вот такие грустные подробности.
Владимир Иванов-Ардашев,
специально для сайта «Свободная интернет-газета»