Алексеевские особняки. Как харбинские здания оказались в Свободном?
Интересный материал о зданиях Свободного разместил в своём Инстаграм-аккаунте Центр сохранения наследия Амурской области, который занимается государственной охраной исторических и археологических памятников.
«Казалось бы, что может связывать город Свободный и город Харбин? Расположенные в разных странах, разные по величине, эти города, тем не менее, сохранили построенные по одинаковым проектам два исторических здания.
В 1900-1904 гг. по проекту гражданского инженера С.А. Венсана, работавшего на КВЖД, для проживания руководителей старшего звена в Харбине были построены два особняка по ул. Садовой (в настоящее время Хэйлунцзянская Ассоциация общественных наук и бывший детский сад Управления Харбинской железной дороги, ныне выставочный зал).
Позже эти проекты были использованы при строительстве Забайкальской ж/д в г. Алексеевск (совр. г. Свободный) в 1916 году. Это объекты культурного наследия регионального значения «Административное здание дистанции гражданских сооружений Свободненского отделения Забайкальской ж/д» (ул. Мухина, 9) и Административное здание отдела рабочего снабжения Свободненского отделения Забайкальской ж/д (ныне отель) (ул. Ленина, 42).
Здания имеют разную стилистику. Дом на улице Ленина, возведённый с характерными чертами, свойственными модерну, сочетает различные геометрические формы двадцати семи оконных проёмов. Особое внимание привлекает квадратная башня лестничной клетки высотой 17 м. Все четыре стены этого яруса были остеклены, поэтому помещение использовалось как смотровая площадка. Его аналог в Харбине называют «Жёлтый дом на Садовой» или «дом Афанасьева». Во время японской оккупации Маньчжурии с 1935 г. в нём размещался наблюдательный пункт японской спецслужбы. В источниках также отмечается, что в здании использованы 7–8 различных печных труб.
В доме по улице Мухина использованы приёмы эклектики (смешение стилей). Примечательна башня с остеклением на четыре стороны, с шатром, увенчанным «яблоком» со шпилем. Здание повторяет архитектурное решение аналога в Харбине, расположенного на углу улиц Садовая/Пекинская.
Вот так иногда история архитектуры преподносит удивительные сюрпризы».
Один из комментаторов добавил сведения об архитекторе: «Венсан С.А. - гражданский инженер, выпускник Института гражданских инженеров в С-Петербурге, учился вместе с Блюмом Р.И. на одном курсе. Даже первые свои доходные дома, которые они построили в С-Петербурге, находятся рядом. И годы рождения и смерти у них совпадают (1873-1937). Венсан основные свои работы создал в Харбине - такие, например, как отель «Модерн», а наш Блюм Р.И. - в Благовещенске - это училище 300-летия Дома Романовых и Отечественной войны 1812 года».
Прошлое Свободного не менее интересно, чем его будущее. Подобные публикации напоминают нам об уникальности и особой миссии нашего города в истории России...
Фото Инстаграм csnamur.
Источник - Инстаграм-аккаунт Центр сохранения наследия Амурской области
Здание в стиле «Модерн». Руководил строительством архитектор Амурской железной дороги М.Н.Чесноков в 1914 году (в здании 27 окон и все они разной формы), но не по его личному проекту, иначе как объяснить два особняка-близнеца, построенных на рубеже XX века в Харбине?..
Ныне — гостиница.
— Видение среди обломков разбитого социализма (автор — «Habar New»)
— Автор Habar New. Часть 3: Видение среди обломков разбитого социализма
В прошлом — апартаменты для начальника Амурской железной дороги, медучилище, контора дистанции гражданских сооружений…
Ныне — гостиница
По сведениям из архивов музея, здание с башенкой было построено, как и здание по улице Ленина, 42, в 1916 году — для начальника Амурской железной дороги и гостей самого высокого ранга. «Фундамент бутовый, ленточный, кирпич, штукатурка. Крыша шатровая, кровля — железо. Фигурная башенка увенчана шпилем. До революции на нём находился государственный герб Российской империи. Имеется деревянный балкон. Окна узкие, двустворчатые, строгой прямоугольной формы. Архитектор неизвестен».
Здание было построено по типовому проекту из Санкт-Петербурга, привезённому, предположительно, Михаилом Чесноковым. А медучилище располагалось в нём вплоть до 1970 года, после чего особняк был передан конторе дистанции гражданских сооружений.
В советское время памятник архитектуры подновлялся, как и остальные здания, чаще к 7 ноября или к 1 мая, и сохранился относительно неплохо. А насчёт железной кровли, то, судя по всему, кровля башенки несколько другая: снизу она очень напоминает черепицу, хотя, возможно, и особым образом гофрированное железо.
Во всяком случае, смотрелась башенка во все времена очень красиво, горделиво возвышаясь над полуразвалившимися тротуарами, неактуальной ныне Доской почёта и двумя вечными русскими проблемами…
Погодаев Олег Валентинович
НА РУБЕЖЕ XIX И XX веков (автор Базилевич М. Е.)
ст 165-166
В 1899 г. Институт гражданских инженеров императора Николая I окончили архитекторы Владимир Антонович Плансон и Сергей Александрович Венсан. Оба — выходцы из многодетных семей, обучались в ИГИ с 1884 г. Подробности студенческого периода их жизни неизвестны. После окончания института жизненные пути архитекторов разошлись. С.А. Венсан остался работать при ведомстве МВД в Санкт-Петербурге, а В.А. Плансон получил распределение на Дальний Восток для работы на строительстве Уссурийской железной дороги.
Архитектор Сергей Александрович Венсан после окончания ИГИ пять лет проработал архитектором при управлении Министерства внутренних дел в Санкт- Петербурге. За это время по его проектам здесь были построены доходные дома на ул. Лабутина, 17 и Подольской, 12 [4]. В 1904 г. Венсана назначили на должность архитектора Полтавского губернского земства, а после пяти лет службы архитектор уехал на Дальний Восток. До 1911 г. он работал техником Раздольнинской войсковой строительной комиссии в Приморской области, затем уехал в Харбин, где работал на строительстве КВЖД и занимался частной практикой [3].
К числу харбинских построек Венсана относятся дом И.Я. Лопато на Сунгарийском пр., дом английской фирмы на ул. Новогородней (угол Диагональной), дом Акционерного о-ва, особняк Лопато, здание Китайской почты, здание фабрики Лопато, дом Мичкова на Бульварном пр., особняк В.Ф. Ковальского, здание Гиринского дипломатического бюро, отель «Модерн» на ул. Китайской.
Сергей Александрович оставил свой след в архитектуре Владивостока, где прожил пять лет, а впоследствии часто бывал по долгу службы. В 1906–1908 гг. по совместному проекту архитекторов Венсана и Ф.Ф. Постникова на ул. Уборевича, 8 построено здание женской гимназии имени цесаревича Алексея [3]. В архитектуре сооружения четко прослеживаются черты распространенного в те годы на Дальнем Востоке стиля «рационалистический» модерн.
Четырехэтажное кирпичное сооружение имеет сложную объемную композицию, которая построена на сочетании двух разновеликих объемов: параллелепипеда, вмещавшего учебные помещения, и г-образного блока, в котором находились спортивный и актовый залы, столовые и подсобные помещения. Объемы архитектор соединил вставкой лестничной клетки. Характерной особенностью сооружения является его визуальная открытость. Здание гимназии воспринимается с разных сторон, все фасады имеют схожее равноценное пластическое решение, основанное на чередовании широких окон с лучковым или прямым завершением и лишенных декора простенков. Главный фасад имеет симметричную композицию (рис. 12). Центральная часть и слабо выдвинутые боковые ризалиты акцентированы аттиками, объединенными металлическим парапетом. Фриз декорирован зеленой глазурованной плиткой.
Гимназия носила имя цесаревича Алексея до 1923 г., затем учебное заведение было преобразовано в общеобразовательную школу № 1, которой в 1937 г. присвоено имя А.С. Пушкина [5]. Горожане с тех пор называют здание «пушкинской гимназией».
Вторым значимым проектом Венсана, реализованным во Владивостоке, является здание Коммерческого училища на ул. Суханова, 8. Как и женская гимназия, училище выполнено в стиле «рационалистический модерн». Выразительность объемной композиции сооружения достигнута за счет асимметричного размещения разновеликих ризалитов, увенчанных фронтонами. Главный вход акцентирован массивным порталом, декоративные башни которого фланкируют полуциркульный дверной проем, подчеркнутый архивольтом. Как и в случае со зданием гимназии, все фасады имеют равнозначное пластическое решение. В начале XX в. сооружение, находившееся на вершине одного из Владивостокских холмов, отлично просматривалось со всех сторон. В настоящее время большая часть объема скрыта за высокими деревьями, тем не менее здание до сих пор сохраняет доминирующее положение в застройке улицы Суханова.