Жёлтый дьявол. Том 1. Гроза разразилась. 1918 год. Глава 3. Авантюристка
Глава 3-я
Авантюристка
1. Арест авантюристки
Предместье Иркутска Глазково. В меблированных комнатах «Звездочка» баронесса Глинская делает свой утренний туалет.
В соседней комнате ее ждут несколько переодетых в штатское белогвардейских офицеров.
Разговор.
– Да, чёрт возьми! Если-б не эти проклятые Черемховцы, Иркутск был бы нашим.
– Да, если б вы раньше овладели портфелем, может быть восстание было бы выиграно.
– Ничего. Еще не поздно. Портфель в верных руках полковника С.
– Он уже назначен комиссаром Центро-Сибири.
– Ну, а тот настоящий?
– Мертв! Можете быть покойны.
– Расскажите, как обстоит дело с организацией восстания в Иркутске.
– Здесь вдохновительница восстания – наш штаб – баронесса Глинская. Она всего неделю как из Петрограда. А вот и сама…
В комнату, шурша шелками, входит изящная, надушенная баронесса.
– Здравствуйте, господа!
Присутствующие в комнате вскакивают со своих мест и, торопясь, один за другим прикладываются к выхоленной руке баронессы.
– Господа, – говорит баронесса, опустившись в кресло. – Мы можем открыть наше совещание. Полковник Эллерц Усов – ваше сообщение.
– Оно очень краткое, – отвечает полковник, – чехи на днях восстанут. Тайным советом Японии гарантирована поддержка… Я хотел бы…
Полковник делает паузу и прислушивается.
– Какой-то шум на лестнице, – шопотом замечает один из офицеров.
Моментально все настораживаются. Баронесса Глинская бледнеет и выхватывает из-за корсажа браунинг.
– Господа, мы окружены!
Все хватаются за револьверы. Слышны гулкие удары в дверь. Офицеры громоздят к ней шкафы, столы и стулья.
– Сдавайтесь! – кто-то кричит сквозь импровизированную баррикаду.
Офицеры отвечают залпом.
Вдруг что-то блестящее мелькает над загромождениями и…
В соседней комнате баронесса Глинская лихорадочно связывает концы сорванных портьер, выбрасывает один конец их через открытое окно, другой конец привязывает к оконной раме. Еще момент – и баронесса вскакивает на подоконник, цепко ухватившись за спускающуюся вдоль стены портьеру…
…и гулко об пол ударяется граната. Затем оглушительный взрыв, и в воздух взлетают окровавленные куски человеческого мяса…
На баронессу валятся осколки стекла… Баронесса выпускает из рук портьеру и падает вниз…
2. Оперативный штаб в тюрьме
В камере № 59 баронесса Глинская. Она уже второй день, как в тюрьме, попавшая прямо с побега в руки ЧК.
Баронесса не унывает. Она уже успела познакомиться со своими тюремщиками. Она уже связана с волей и свободно переговаривается с соседними камерами.
Удивительная красота баронессы оказывает ей не малое содействие во всех ее замыслах.
– Глинская, выходите!
– Куда?
– На допрос, – отрывисто бросает конвоир.
По узким коридорам он проводит ее в неуютную накуренную комнату следователя.
Следователь – маленький белобрысый старичок, поправляя золотое пенсне, вскидывает глаза.
– Вы Глинская?
– Я!
– Очень приятно, – нечаянно вырывается у следователя. Как ни старается он, но не может скрыть своего очарования красотой баронессы.
– Разрешите сесть, – говорит баронесса, видя его смущение.
– О, пожалуйста!
Баронесса садится сбоку следователя. Два дня тюрьмы не могли развеять волнующий запах духов баронессы, а ее пышная грудь, – как раз в том направлении, в котором сейчас смотрит следователь.
Кокетливо улыбаясь, баронесса трогает какую-то вещичку на столе, приковывая этим взгляд следователя к своим тонким выхоленным пальцам, изящно отманикюренным ногтям. Конечно, следователь не замечает, как другая рука баронессы опускает в наружный карман его пиджака какой-то конверт.
– Не пора ли приступить к допросу, – говорит баронесса, – хотя я сегодня так устала, что если б можно было отложить допрос, я бы…
– О, не беспокойтесь! Я ведь могу навестить вас и в камере. Я сам зайду. Да-да!
И неуклюже ковыляя на старческих дряхлых ногах, следователь провожает баронессу до двери.
– Не забудьте прийти в этом пиджаке. Вы мне в нем очень нравитесь.
И очаровательно улыбаясь, баронесса удаляется.
3. Смерть или симуляция
– Скорее в камеру 59! Врача. О, это ужасно! А где начальник тюрьмы? Нужно составить акт.
Белобрысый старичок суетится не в меру. Похоже, что в тюрьме открыли склад динамита, или удрали все заключенные.
Ни то, ни другое не случилось. Просто часовой заглянул в глазок камеры 59 и увидел спящую Глинскую.
Можно спать неподвижно час-два, но нельзя спать в течение всего дня. Неподвижность Глинской показалась надзирателю подозрительной. Не разбудив баронессу окликами, он побежал к начальнику.
– Неужели она отравилась?
Следователь, врач, начальник тюрьмы и два надзирателя отправляются в камеру. Врач прикладывает трубку к груди баронессы, щупает пульс…
– Она мертва! – после быстрого осмотра лаконично заявляет врач.
– Вот так-так, – говорит начальник тюрьмы. – Это здорово! Ну, давайте составлять акт, да поскорее уберем эту дрянь…
Сердито сплевывая сквозь зубы, он вытаскивает из портфеля лист бумаги и размашисто пишет акт. Под ним подписывается начальник тюрьмы, следователь, врач и двое надзирателей.
– Труп прикажете убрать? – спрашивает надзиратель.
– Да, суньте в мешок и заройте у стены.
– Постойте, – вмешивается следователь. – Не будет ли это слишком поспешно. Баронесса – видный белогвардейский организатор, и ее внезапная смерть в тюрьме может вызвать разные толки.
– Что же вы хотите предложить? – недоумевает начальник.
– Завтра сюда приезжает комиссар Центро-Сибири. Было бы удобнее, если бы он лично убедился в смерти Глинской.
– Да, это лучше, – соглашается начальник. – Отнесите труп пока в сарай.
4. Труп в мешке
– Алло! Да, это я, Берзин – председатель Губчека. Что, умерла Глинская? Ну туда ее… Почему же в сарае? Какого комиссара? Ладно. Я сейчас приеду.
– Товарищ шофер, машину. В тюрьму.
В сопровождении начальника тюрьмы и надзирателя Берзин отправляется в сарай. Мешок с трупом баронессы небрежно брошен на дрова. Мешок такой длинный, неуклюжий, что даже совсем близко похож на тоще набитый соломенный тюфяк.
– Снимите мешок, – приказывает Берзин, подходя к трупу; надзиратели поспешно стягивают мешок.
У присутствующих вырывается невольный крик. Даже Берзин в изумлении отступает назад.
– Это… Это, по-вашему, баронесса?
Иллюзия на этот раз не обманула. В мешке оказался самый обыкновенный соломенный тюфяк.
– Товарищ Гаврилов, – обращается Берзин к начальнику. – Я обязан вас арестовать. Но не скажете ли вы, как это могло случиться?
– Товарищ Берзин, – у Гаврилова заплетается язык. – Я право… Врач констатировал… Следователь…
– Позовите сюда их обоих, – приказывает Берзин надзирателю.
Надзиратель бежит к телефону. Но из квартиры следователя сообщают ужасную новость: следователь убит ночью в своей комнате и только что обнаружили его труп…
– А где врач?
– Врач не возвращался домой со вчерашнего вечера, а где – неизвестно.
– Ага! Так…
Берзин что-то соображает. Потом коротко отдает приказание:
– Отведите начальника тюрьмы в Губчека. Усильте охрану тюрьмы. А сейчас – скорее мне машину…
5. Бегство
Полуночный час. Тихо в сарае. Только где-то крысы скребутся в углу. Бледный лунный луч одиноко проникает сквозь щель в крыше.
Но, чу… В самом ли деле так явственно скребутся крысы. Пожалуй эти звуки более похожи на звук распиливаемой доски…
Да, да, да… В углу сарая за дровами копошатся двое, мужчина и женщина.
– Ну, как? – спрашивает женский голос.
– Поддается… сейчас. Доски это пустяки…
– А веревки с вами?
– Есть все. Надеюсь, справитесь сама.
– О! Я не ваш следователь. Кстати, крепко ли вы его?..
– Будьте покойны! Окончательно… Главное – как там будет за стеной.
– Об этом не беспокойтесь. Письмо, которое я положила в карман следователя, было по пути уже перехвачено нашими. Воображаю, как удивился старичок нападению бандитов.
– Да, он рассказывал… Ну, довольно. Доски все. А теперь будьте осторожны. Нам лучше пробраться вдоль стены к угловому выступу тюремной ограды.
Баронесса и врач осторожно вылезают из сарая и ползут к стене.
Двадцать шагов часового в ту сторону – десять шагов беглецов вдоль стены. Так – шаг за шагом. А вот и угол.
Выждав момент, врач перекидывает через ограду веревочную лестницу. Еще момент и баронесса уже наверху. За ней – врач.
Но не все совершается с заранее определенной регулярностью. Везде бывают исключения.
Неожиданно часовой оборачивается на пятнадцатом шагу и, моментально осмыслив происходящее, вскидывает к плечу ружье.
– Стой!.. Стой!.. – Пах!.. Выстрел. Резкий свисток часового.
– На помощь!
По эту сторону ограды валится тело врача, по ту баронессы.
В тот же момент к падающей баронессе подбегают несколько вооруженных людей.
Продолжение следует...