Блог Галины Одинцовой: Романцов В.Д. Об истории нашего края. Мазановский район
С большим удовольствием помещаю продолжение работы по изучению нашего края, родословных, истории рода - удивительного человека, целеустремленного, настырного, грамотного, глубоко уважаемого мною - Романцова В.Д.
Каждая его работа - это ценный материал, открывающий тайны прошлых лет, о которых мы даже и не подозревали. Жили так себе, поживали и не задумывались о том, что там, в глубине прошедших лет нашу жизнь строили наши предки, наощупь, прокладывая нам, сегодняшним, дорогу в наше настоящее будущее...
Удивительное дело - деревня, в которой было чуть более десятка дворов, образованная на отшибе от всех дорог, но теперь, сегодня, зазвучавшая на устах людей, которые так любили ее....
Спасибо тебе, жизнь! Я с детства знала, что ЭТО будет, хотя и приезжала туда, в Алексеевку, только в гости... В последний раз - лет тридцать назад... Притяжение... очень сильное - к прошлому. Итак!
Предисловие к истории образования сел Алексеевка - Дуриловка и Христиновка Мазановского района Амурской области
С большим интересом прочитал в блоге Одинцовой Галины Леонидовны, в ее книге "Вопреки", все об Алексеевке , а также теплые отзывы об этом селе некогда проживавших там лиц. Интересны замечания и других, не равнодушных и не имевших непосредственного отношения к Алексеевке, но высказавших свое мнение по данному вопросу. У меня к Алексеевке свой интерес. Он обусловлен тем, что к истокам образования этого населенного пункта имеют прямое отношение мои предки - дедушка и бабушка по материнской линии. Да и мама, как и ее три брата и три сестры родились в период с 1912 по 1932 год в Алексеевке. Все они до апреля 1935 года, до переезда во вновь образованный Конезавод - Сосновку, проживали там.
Я давно (более 20 лет) планировал собрать материалы по своей родословной, но каждый раз какие-то личные обстоятельства мешали мне углубленно заняться этой темой. В записной книжке, на отдельных листах я все-таки делал кое-какие пометки. Последние 2-3 года вплотную занимался (по мере имеющихся возможностей и времени) подготовкой материалов по истории села Сосновка Серышевского района. Просматривая материалы в архивах Амурской области, в исследованиях ученых по освоению Дальнего Востока, одновременно делал выписки, касающиеся моей родословной.
Ускорить систематизацию всех собранных материалов меня подтолкнула встреча в июле 2012 года с Владимиром Сидоровичем Слатвинским и, особенно с интереснейшим человеком - Галиной Леонидовной Одинцовой. Они во многом помогли мне восстановить некоторые подробности переселения их близких родственников в Амурскую область.
С Владимиром Сидоровичем я знаком более 50 лет, точнее с 1960 года. Ранее друзьями никогда не были, учились в одном институте, занимались спортом. Выпускной был в один и тот же день. Правда, получили специальности разные. Он - физик, математик, я - историк, преподаватель русского языка и литературы.
Делая выписки по своей родословной - выходцах из села Алексеевки и проживавших там лицах в 20-30 годах прошлого столетия, среди таковых обнаружил и фамилию Слатвинских. В телефонном разговоре, а в последующем и при личной встрече обнаружилось, что его отец с родителями во времена столыпинской реформы в 1903 году переехал в Амурскую область из Овручского уезда Волынской губернии. Мои дедушка и бабушка (по материнской линии) в те же годы переселились из этих же мест и обосновались сначала в Христиновке, а затем в Алексеевке. Только его родители уроженцы села Гладковичи, а мои - Христиновки и Заречье. Мне не составило большого труда выяснить, что эти населенные пункты расположены на территории нынешней Житомирской области Украины, все в том же Овручском районе и находятся небольшом расстоянии друг от друга. К сожалению, села Христиновка на Житомирщине уже нет.
Приятной неожиданностью для меня стало документальное подтверждение того, что семьи Кураченко (это девичья фамилия моей матери - Анны Архиповны) и Кулаковых (матери Слатвинского) близкие родственники, а Харитон Пикуль, о котором с таким интересом рассказал Владимир Сидорович, является родным братом моей бабушки- Кураченко (в девичье Пикуль) Анисии Филипповны. Изучив биографию писателя Валентина Саввича Пикуля, его произведения (в том числе ранний автобиографический рассказ "Ночной полет"), воспоминания о нем И. Коняева, С.Журавлева и других нашел, что "наши мазановские" Пикули имеют общие корни со знаменитым писателем.
В дальнейшем по архивным материалам, сохранившихся в моей памяти рассказам бабушки, мне процентов на 70-80 удалось восстановить обстоятельства переселения с далекой Украины сначала в будущую Христиновку, а затем в замечательное место Роднич - Дуриловка - Алексеевка наших предков, определить, что двигало ими при кардинальной смене места жительства и кто был в числе первых поселенцев данной местности. Да и дата образования как села Алексеевка (1909 год), так и Христиновки (1907 год) Мазановского района, фигурирующие в современных справочных материалах не соответствует фактической дате их заселения. Эти поселения значительно старше.
Определенную помощь мне оказала моя тетя - Полина Архиповна Кураченко (Пономаренко), уроженка села Алексеевка, ныне проживающая в Хабаровском крае. 7 октября ей исполнилось 90 лет. Несмотря на такой возраст, она обладает хорошей памятью.
Много интересного о жизни первых переселенцев рассказал мне Владимир Александрович Кураченко. Его дед (по материнской линии – Близнюк Павел) был в числе тех, кто выбирал место для будущего села Христиновки в далеком 1903 году.
Надеюсь, что в ближайшее время я смогу все собранные материалы в отношении так заинтересовавшей Вас Дуриловке - Алексеевке оформить и представить для прочтения.
Сначала я планировал рассказать только об обстоятельствах заселения села Алексеевки, но по мере накопления материалов все больше убеждался, что история образования этих населенных пунктов неразрывна.
С уважением, В.Д.Романцов,
ноябрь 2012 г.
Итак, теперь об обстоятельствах, предшествующих переселению наших предков на Амурскую землю.
Историю заселения, точнее, образования сел Алексеевка (Дуриловка) и Христиновка Мазановского района следует рассматривать как единое целое с процессом освоения Дальнего Востока и конкретно Амурской области в конце 19 -начале 20 столетия.
Как известно, 16 мая 1858 года в маньчжурском городе Айгунь был подписан договор, который определил границу между Россией и Китаем по реке Амур. Пекинским договором 1860 года произошло окончательное разграничение Приморья по реке Уссури.
8 декабря 1858 года учреждена Амурская область. На территории в 363,7 тысячи квадратных километров в то время проживало около 15 тысяч местного (туземного) населения, разбросанного на этой гро-мадной площади отдельными малочисленными островками. Необходимо было срочно заселять этот обширный, но необжитый край, к которому уже в то время проявляла интерес Англия как к возможной своей колониальной территории. Как писал царю еще в 1853 году генерал – губернатор Восточной Сибири Н.Н.Муравьев (в последующем «Муравьев – Амурский») … « овладеть Камчаткой, Сахалином, отрезать Россию от Восточного океана – вот, полагаю ближайшая цель Англии». Эти устремления англичан подтверждаются изданной в 1850 году в Лондоне книгой, в которой автор (исследователь и разведчик Симпсон) называл «счастливым для Англии тот факт, что Россия не владеет Амуром».
Военно – стратегическая направленность заселения Амурской области проявлялась и в формировании определенного состава населения. Начиналось оно с заселения приграничной территории забайкальскими казаками, которые впоследствии стали базой для создания Амурского казачьего войска.
Первые крестьяне – переселенцы прибыли в Амурскую область летом 1858 года. Это были сектанты – молокане, переселившиеся за свой счет. С 1859 по 1861 годы переселение совершалось за казенный счет. Но эта попытка правительства России закончилась полным крахом. Государственная казна была пуста.
26 марта 1861 года (после отмены крепостного права) были изданы « Правила для поселения русских и иностранцев в Амурской и Приморской областях» согласно которым:
1. Всем желающим селиться в Амурской и Приморской областях отводить свободные участки казенной земли во временное пользование или в полную собственность (выкупив ее по 3 рубля за десятину).
( десятина – основная дометрическая русская мера площади равна 2400 кв. сажени или 1,09 гектара).
2. Желающим поселиться целым обществом, которое должно состоять не менее как из 15 семей, отводить сплошной участок земли на пространстве не более 100 десятин на каждое семейство (а с 1901 года по 15 десятин на мужскую душу).
3. Во всех других местностях отведенные крестьянским обществам участки предоставлять в пользование на 20 лет бесплатно, однако последние права ни продавать, ни отчуждать не имеют.
Согласно этим «Правилам» разрешалось:
1.Свободное переселение за свой счет, без всякого пособия из казны, всем желающим русским, а также иностранным подданным.
2.На 10 наборов (лет) освобождались мужчины от рекрутской обязанности. Вновь введена в Амурской об-ласти в 1909 году.
3.Предоставляются льготы по уплате различных государственных повинностей (действовали до 1901 года).
4.Устанавливались ссуды на приобретение скота, земледельческих орудий, на обзаведение местными семенами и на продовольствие в первые годы поселения с рассрочкой платежей в течение 5 лет проживания.
Так, что бытующее мнение о том, что только льготы и бесплатное переселение с выдачей денег подвинуло наших предков осваивать территорию на Амуре и Зее не имеют под собой основы.
Что же тогда заставило их сменить теплые, обжитые места и уехать в неизведанное?
Таковых причин было несколько:
1.В европейской части Российской империи остро стояла проблема малоземелья. Решить этот вопрос, возможно, было только за счет переселения на далекую, но «сказочно богатую окраину». На западе страны земледельческий надел составлял 7 – 8 десятин на двор (при норме 15 – 16 десятин), а в Полтавской, Киев-ской и Черниговской областях на семью приходилось только по 4 десятины. Этого количества земли не хватало даже на то, чтобы прокормить семью, а не то чтобы развиваться.
2.Не менее веской причиной бегства в Приморье и на Амур служила царская политика нетерпимости по отношению к другим религиям и течениям. Не случайно первыми крестьянскими переселенцами на Амур были сектанты – молокане, обосновавшиеся за свой счет в районе будущего села Гильчина в 1859 году и староверы, осевшие на жительство в долинах рек Зея и Бирма в 80х годах 19 века.
Слухи о том, что на Амуре « наделяют сотней десятин на семью и нет ненавистной рекрутчины» быстро разнеслись по европейской части России. Министерство государственных имуществ и губернские канцелярии были завалены крестьянскими прошениями. За 40 лет, до 1901 года в Амурскую область переселилось более 40 тысяч человек. Крестьян, переселившихся до 1901 года стали называть старожилами.
Вторую группу крестьян-переселенцев составляли новоселы, переселившиеся после 1901 года. Это было связано, прежде всего, с изменением закона о переселении, о котором я уже сказал.
По закону от 1901 года переселенцам отводилось до 15 десятин на мужскую душу. Так как лучшие земли на Амуре уже были захвачены старожилами, то вновь прибывшим переселенцам отводились участки в неудобных, заболоченных, каменистых местах, требующих большого труда для подготовки их к использованию под пашню
Как заселялся Мазановский район?
Освоение (колонизация) Мазановского района хорошо отражено в работе ленинградских ученых-географов «Амурская область, районы» под редакцией А.Д.Данилова и Н.Я.Николаева (Ленинград,1937 г.)
Обстоятельства работы экспедиции таковы: в 1935 году по заданию и на средства Дальневосточного краевого исполнительного комитета Ленинградский географо-экономический институт путем направления специальной экспедиции осуществил детальное обследование Дальневосточного края и Амурской области. Результатом работы указанной экспедиции явился опубликованный в 1937 году научный труд. При подготов-ке издания использовались, в том числе данные обследования (первой) Амурской переселенческой экспедиции 1910 года.
В статье научного сотрудника института Е.М.Копытовой в томе 2.части 3 на страницах 259-262 о Маза-новском районе сказано следующее: « территория-34,1 тысячи квадратных километра, это 15,9 % от общей площади Амурской области, река Зея в пределах района- 120 километра, Селемджа- 300 км. Удаленность района от приграничной зоны, менее благоприятные почвенно-климатические условия, удаленность от экономически развитых районов и отсутствие хороших путей сообщения предопределило более позднее освоение Мазановского района по сравнению с другими районами Амурской области.
Заселение началось лишь в 90 годах 19 века при Столыпине. К этому времени колонизаторские фонды южной части Зейско-Бурейской равнины начали иссякать. Часть крестьян в поисках новых пахотных земель стала переселяться в более северные районы. Эти переселенцы и явились первыми земледельческими колонизаторами Мазановского района.
В 1889 году на территории района было основано первое поселение - Белоярово, куда переселились 7 семейств из Благовещенского уезда - с села Ново - Троицкого и деревни Сергеевки на Амуре (в 60 км от Бла-говещенска, примечание В.Р.).
Через год - в 1890 году образовано село Мазаново, первым жителем которого был содержатель по-стового стана - Мазанов. В 1892 году сюда прибыли новые поселенцы - 30 семей из Тамбовской и Полтав-ской губерний. В 1896 году возникло еще одно поселение - Бичура из 5 хозяйств. До 1908 года возникли Каничи, Ново-Киевка, Путятино, Таскино»…
Как Вы уже заметили, такие поселения как Сапроново, Христиновка и Алексеевка в материалах ленинградской экспедиции не упоминаются. Вместе с тем в официальном справочнике «Амурская область. Опыт энциклопедического словаря» под редакцией Н.К.Шульман Хабаровского книжного издательства 1989 года есть такая запись: «Сапроново, село Мазановского района, в 34 км от районного центра, основано в 1904 году, ранее Завидное, переименовано в честь командира партизанского отряда М.Н.Сапронова». Я заострил на этом факте особое внимание по той причине, что к датам образования некоторых поселений следует относиться критически. Более подробно попробую доказать на примере поселений Христиновка и Алексеевка. Да и сами исследователи не отрицают этого обстоятельства.
Так, в своей работе «Как заселялся Дальний Восток» Хабаровского книжного издательства, 1976 г. В.М Кабузан пишет: «Мы располагаем сведениями об изменениях и размещении крестьянского населения Амурской области только до 1893 года, а по Приморскому краю - до 1912 года». Другой исследователь (Н.Огановский) пишет: « мы не располагаем сведениями о расселении населения Амурской области по отдельным населенным пунктам с 1895 по 1905 годы».
Для сведения – во второй половине 19 - начале 20 века население Дальнего Востока учитывалось:
- путем административно - полицейского учета (ежегодные отчеты губернаторов);
- переселенческим управлением МВД (1896 - 1917 гг.);
- церковным учетам (данные о естественном движении православного населения);
- посредством переписи населения, осуществленным в 1897 и 1915 - 1917 гг.;
- разного рода исследованиями.
Теперь о тех, кто переселялся и об условиях, в которых это происходило.
Заселение Приамурья после 1901 года (а нас это должно больше всего заинтересовать т.к. к этому времени относится переселение наших предков) осуществлялось исключительно за счет «своекоштных» (со своего кошелька) переселенцев. Все новоселы по прибытии на Дальний Восток могли получить 100 десятинный земельный надел на каждую семью. Все недоимки с них списывались, кроме того, им предоставлялась свобода «от государственных сборов в течение 5 лет». (П. Головачев «Россия на Дальнем Востоке», С-Петербург,1904 год, стр.69.).
Оказывалась также помощь в приобретении сельскохозяйственных орудий. НО? «Каждая семья должна была привезти с собой не менее 600 рублей».
Продолжение следует...
(Текст автора Романцова В.Д. сохранен без изменений)
Источник