Блог Галины Одинцовой: Романцов В.Д. О переселении крестьян с запада на ДВ
Теперь о тех, кто переселялся и об условиях, в которых это происходило
Заселение Приамурья после 1901 г. (а нас это должно больше всего заинтересовать т.к. к этому времени относится переселение наших предков) осуществлялось исключительно за счет «своекоштных» (со своего кошелька) переселенцев. Все новоселы по прибытии на Дальний Восток могли получить 100 десятинный земельный надел на каждую семью.
Все недоимки с них списывались, кроме того, им предоставлялась свобода «от государственных сборов в течение 5 лет». (П. Головачев «Россия на Дальнем Востоке», С-Петербург, 1904 г., стр.69.).
Оказывалась также помощь в приобретении сельскохозяйственных орудий. НО! « Каждая семья должна была привезти с собой не менее 600 рублей» .
Однако большинство переселенцев таких средств не имело. Как указывали исследователи, и статисты тех лет 97 процентов переселенцев в Амурскую область были из числа разорившихся середняков и безземельных крестьян. Они, продав свои мизерные наделы на своей Родине, на вырученные деньги отправлялись в поисках лучшей жизни на Амур.
Особенно увеличивалось количество переселенцев в неурожайные годы. В 1901-1902 гг. около 20 губерний России были поражены сильнейшим неурожаем и последующим голодом. Крестьяне целыми селениями устремились на Восток. Только за 1900-1903 гг. Сибирь приняла свыше 560 тысяч переселенцев, а Амурская область более 16 тысяч человек, в числе которых оказались и наши бабушки и дедушки, покинувшие Оврученский уезд Волынской губернии. Что интересно, все исследователи переселенческого движения в своих работах отмечают, что в конце 19 -начале 20 столетия «…Волынская губерния в заселении, как Приморскогокрая, так и Амурской области участия не принимала».
Этими же исследователями сообщалось, что «…более 60 процентов переселенцев, осевших на Дальнем Востоке в 1883-1905 гг. поставляла Украина (точнее 63,35%), на втором месте (17,26%) переселенцы, не указавшие места выхода». Видимо, в это число и вошли мною документально подтвержденные 32 семьи из Овручского уезда, осевшие в 1903-1904 гг. на жительство в Мазановском (ранее называлась Краснояровской волостью) районе Амурской области и обосновавшие там поселения Христиновка и Алексеевка. Всего же в 1903 г. в Амурскую область добровольно переселилось 4510 человек обоего пола.
« Условия переселения крестьян на Дальний Восток были тяжелейшими. Как правило, с родных мест выезжали ранней весной. Поскольку среди переселенцев преобладали безземельные и малоземельные крестьяне неспособные оплатить дорожные расходы, для них был установлен пониженный железнодорожный тариф равный 1/3 стоимости проезда в вагонах 4 класса не имеющих каких – либо элементарных удобств. Кроме того, переселенцы получали путевые пособия и врачебно – продовольственную помощь, хотя и в совершенно недостаточных размерах». (А.А.Кауфман. «Переселение и колонизация Дальнего Востока». С-Петербург ,1905 г., стр.101.).
С 1900 г. открылось движение по Забайкальской железной дороге до станции Карымской (ны-нешнего Забайкальского края), что значительно сократило нахождение переселенцев в пути. Если раньше у них на дорогу от места выхода (Украина) до конечного пункта занимало 2 – 3 года, то с вводом железнодо-рожного сообщения на это затрачивалось 5-6 месяцев. По словам моей бабушки (Пикуль Анисии Филипповны), подтвержденных родителями Слатвинского В.С., у наших «Оврученских» переселенцев, осевших в Мазановском районе, ушло всего 7-8 месяцев (с февраля по июль-август). Да и условия передвижения значительно изменились в лучшую сторону.
Один из исследователей того времени Н.М.Ядринцев в своей работе «Сибирь как колония» (С-Петербург, 1905 г., стр.61, 214.) так описывает мытарства переселенцев начала 20 столетия на Дальний Восток: «… целые караваны повозок в 100 и более семей в 300-400 душ за раз двигаются по Сибирским дорогам. Переселенцы нигде не имеют крова. Они останавливаются под открытым небом, в поле. Здесь располагаются целые семьи под телегами, больные и дети находятся тут же. Положение значительной части переселенцев нищенское. Входя в Сибирь, они начинают питаться подаяниями по деревням, и нищенство составляет профессию переселенца, иначе дойти до места у него недоставало средств.
На главной трактовой дороге Сибири крестьяне – старожилы сообщали нам как факт, что из всего числа обозов они помнят только две партии переселенцев не побирающихся, но это было небольшой редкостью».
Как отмечал все тот же публицист Н.М. Ядринцев … « голод, холод, произвол полицейских властей, жестокая эксплуатация со стороны сибирских казаков – таков был удел многих тысяч крестьян на долгом и трудном пути в Приамурский край, отмеченный множеством безвестных могил».
Какой же неукротимой жаждой свободы и лучшей доли надо было обладать, чтобы решиться на такие нечеловеческие страдания!
Многие шедшие на Амур истощали энергию и средства и принуждены были оставаться в Западной и Восточной Сибири. По официальной статистике тех лет только 10 % добирались до окончательного места назначения. Около 12 % умирало и погибало в пути, 5 % возвращалось назад, остальные оседали по пути следования. Небольшой процент возврата объясняется тем, что он очень дорогой, долгий, нелегкий этот путь назад. Продав там все, они не видели смысла возвращаться на голое место и начинать все с нуля.
Для сведения: железная дорога на Дальний Восток строилась следующим образом:
1. С 1891 г. от Владивостока в сторону Хабаровска. 31 августа 1897 г. была сомкнута рельсовая линия Уссурийской ж/д и 1 сентября в Хабаровск пришел первый сквозной поезд из Владивостока.
2. В 1903 г. открыто движение от станции Карымской-Забайкальская по КВЖД (Китайско-Восточной) через территорию Маньчжурии-Китая до Владивостока.
3. В 1908 г. начало строительства Амурской железной дороги от станции Куэнги (ныне Забайкальского края) до Хабаровска протяженностью 1980 километров. Средний участок от реки Керак (Сковородинский район) до реки Дии (приток Буреи) длиной 666 километров начал строиться весной 1911 года.
4. 6 декабря 1913 г. было открыто движение по Амурской железной дороге. А весь путь был сдан в эксплуатацию только весной 1917 г.
Следует учесть и тот факт, что расписания движения поездов не существовало. График определялся машинистом паровоза, который, по словам бывшего министра путей сообщения и финансов Российской империи Витте Сергея Юльевича, отдыхали в пути, а пассажиры ждали в вагонах, когда он проснется и тронется в путь. Скорость движения была мала. Через каждые 5-10 километров состав останавливался для заправки водой и дровами.
Переселенцы, ехавшие на Владивосток, у станции Карымской отделялись от состава и по КВЖД на-правлялись в Уссурийский край. Следовавшие в Амурскую область по Сретенской ветке, добирались до реки Шилки. Здесь они регистрировались в переселенческом пункте, отдыхали от долгого пути и готовились к дальнейшему сплаву по Шилке-Амуру до города Благовещенска. Другого пути для продвижения не существовало.
Вот как описывал С. Максимов в своей работе «На Восток. Поездка на Амур» о следовании по Сибири: « на берегах Шилки, на обширной равнине, образовался временный городок, табор или лагерь - как называло его местное военное начальство. Не находя ничего поэтичного в этих лохмотьях, которые виделись и на отцах, и на детях, мы обратились с расспросами к этим людям, которые в последних числах апреля собрались табором на берегу реки Шилки.
Нам отвечали:
«Сам господь про то ведает, что впереди будет, а пока хорошего мало. Сколько тысяч верст прошли, да еще чуть ли не столько еще обещают. Когда еще до места доберемся, а вот уже почти целый год штратили. И тоскуется крепко.
- Об Родине ?
- Родину бы Господь с ней. Мы ведь ее оставили затем, что тесновато жить стало. Земли было мало, а народ мы бедный. Нахвалили нам Амур этот - одолел соблазн. А когда мы еще до него доберемся ?
- Теперь-то уж до него недалеко.
- А кто про это знает? Сказывают вот, слышь, что еще тысяч пять будет. Мы ведь, надо правду говорить. За ним-то и не стояли, как вот в Сибирь эту пришли. Барабай там какой- то был, места нам там приглянулись, просили оставить – отказало начальство.
Возле Иркутска места ладные были, и на тех не оставили. Вот и за Байкалом просились, так нельзя, вишь оставить: на Амур назначение нам вышло. Туда ступайте. Пойдем делать нечего.
- Так о чем тоскуете?
- Нужды много терпим, да опять же не сказали нам, сколь далеко это место.
- Не больно далеко.
- Слышь. Сказать бы раньше надо, так мы бы по-другому и думали. А то вишь, и начальство-то наше, надо быть, самого этого не знало толком.
- Здорово ли вы шли ?
- Да со всячинкой: кое-кого прихватывало. У некоторых, сказывают, много же народу погибло. Лихоманки все больше одолевали.
- Чего же вам хочется получить на Амуре ?
- А что дадут, то и ладно: Господь тоже знает, что на нем есть такое. Мы признаться, в этот год шли все да шли – устали, всякое уж хотенье- то и попрозабыли. Дал бы бог до места- то только добраться. А там»?
В зависимости от материального положения и наличия денежных средств, переселенцы выбирали один из трех способов сплава по Шилке и Амуру до Благовещенска: пароходом, баржей или самостоятельно на купленных (самими построенных) плотах. По имеющимся у меня данным мои бабушка и дедушка, как и другие выходцы из Овручской волости сплавлялись на плотах. Такой вид передвижения ими избран по той причине, что они с Украины везли небольшой запас семян для будущих посевов, а также несколько голов рабочего скота.
От Сретенска до Благовещенска на сплав на плотах уходило до 3-х недель, так как часто приходилось останавливаться для пополнения корма для скота, отдыха. Сплав по рекам с малолетними детьми редко заканчивался без гибели людей. Так, при попытке набрать воду из Амура, утонула одна из дочерей семьи Кузьменко Марка Демидовича. Теряли в пути детей и взрослых и в других семьях.
Перевозка груза и людей пароходом и баржей значительно сокращало время нахождения в пути. Со-гласно «Обзору Амурской области за 1903 г.» и «Приложения к отчету Губернатора», хранящихся в Амурском областном архиве, «Амурскому обществу пароходства и торговли» принадлежало на маршруте «Сретенск – Благовещенск» 20 пароходов и 50 барж. За навигацию ими совершено 230 рейсов и перевезено в оба конца 13773 пассажира. На маршруте «Благовещенск - река Зея» курсировало 16 паровых судов и 13 барж ими совершено 456 рейсов. От Сретенска до Благовещенска судно находилось ровно 5 суток.
Навигация 1902-1903 гг. по рекам Амур и Зея из-за «малой воды» началась слишком поздно. Мелководье реки Шилка в мае-июле задержало отправку переселенцев из Сретенска почти на 4 недели. Трудно себе представить состояние наших родственников в тот период. По этой же причине на перевалочных базах Сретенска к навигации 1904 г. скопилось до 300 тысяч пудов груза для отправки в Амурскую область.
Отдельные промышленники в таких случаях пользовались услугами маньчжур, которые через Сретенск-Цицикар (Китай) за 1 рубль 25 копеек за пуд веса переправляли груз в город Благовещенск.Это значительно повышало стоимость товара.
На 1 января 1905 г. население области составляло 161 360 человек. Уже к началу 1904 г. в области остро ощущалась нехватка сахара и соли, керосина и мыла. Заказы на товары осуществлялись через Продовольственный комитет по особому свидетельству. На 1904 г. было заявлено груза объемом на 800 вагонов, а выполнялось на 25 в месяц. Груз, в том числе и для переселенцев доставлялся с большой задержкой, часто составлявшей 1-1,5 года, нередки были случаи его полной утраты.
По прибытии в город Благовещенск обращались в Управление по делам переселенцев. Само пересе-ленческое дело до 1898 г. находилось в ведении Амурского окружного Полицейского управления. В последующем, при Губернаторе области было создано специальное управление, кроме того, образовано «Симпатичное общество «вспомощенствования нуждающимся переселенцам».
Благодаря этому «Обществу» в городе были построены переселенческие бараки с обширной площадью земли.
«Правительством ассигнованы деньги для выдачи переселенцам пособия на хозяйственное устройство и домообзаведение с назначением чиновников по переселенческим делам. Заведена регистрация переселенцев. Встреча, прием, пре доставление временного приюта в городе, оказание медицинской помощи, выдача денежной помощи, размещение по области, заботы об устройстве на месте выдворения – всё это было возложено на чиновников Переселенческого управления»
Правда, относились они к своим обязанностям по разному. Были и такие,о которых осталась память у переселенцев навсегда. Так, село Ивановка (районный центр) назван по просьбе переселенцев в честь начальника Переселенческого отдела Ивановского (мной приведен текст из отчета ежегодного Губернатора за 1903 г.).
А вот как об этом рассказывает читателям газета «Амурский край» в № 47 за 1900 г.:
« Помогите переселенцу! … После каждого парохода, приходящего сверху, по улицам нашего города тянутся хмурые вереницы усталых, изможденных людей. Их сгорбленные под тяжелыми сундуками костлявые спины, оборванная одежда, обветренные с воспаленными глазами, лица говорят о долгих томительных днях длинного пути, ожидания по месяцам на различных «трактах» в грязи, тесноте, холоде и голоде. На телегах, за которыми тяжелой притомившейся походкой бредут усталые люди, лежат и сидят кучки бедных, истомленных детей и женщин.
Плетутся эти люди на «пункт»,располагаются, кто где может, по всяким клетушкам, чердакам, закоулкам, в шалашах, а то и просто на земле под открытым небом. Через час вы уже видите их во всех углах города, вымаливающих голодными, робкими голосами : "Христа ради. Помогите переселенцу!.."
Из отношения чиновника Переселенческого управления по служебной инстанции (27 января 1907 г.):
«На выдачу ссуд переселенцам средств не ассигновано,… между тем, как в минувшем году, так и в настоящем в Амурскую область направляются исключительно беднейшие переселенцы, которые, не успев переступить порога Амурской области, обязательно просят ссуду».
Из телеграммы Приамурского генерал-губернатора в Томск (там находился один из переселенческих пунктов – В.Р.):
« ... на Амур направляйте только тех переселенцев. Которые имеют средства и могут купить лошадей и подводы и нуждаются лишь в небольшой помощи».
Продолжение следует.
Источник