Възд в город Памятник Гайдаю Мемориал Славы

АРХИВ "АиФ ДВ": Амурский краевед опубликовал очерк о Чудиновском бое

АРХИВ "АиФ ДВ": Амурский краевед опубликовал очерк о Чудиновском бое

Автор: Виктор Соболев

Статья «Кто «соль земли»?» из номера «АиФ-ДВ» №9 от 26 февраля 2014

Официально профессии краеведа не существует - это хобби, которое отнимает много сил (причём работаешь не для себя, а для общества) и собственных денег, утверждает Юрий Тарасов, свободненский историк-краевед.

95 лет назад, 26 февраля 1919 года, в Свободненском районе произошёл у села Чудиновка бой между японскими интервентами и амурскими повстанцами - участниками Мухинского восстания.

Именно этому событию Юрий Анатольевич посвятил свой исторический очерк, опубликованный в нынешнем году (в 2014-м - прим.админа) в очередном выпуске альманаха «Приамурье». Главный редактор альманаха Владислав Лецик признал произведение настоящим украшением выпуска. Серьёзный архивный материал был написан как художественное произведение.

Яркое, но неизвестное

- Итак, что за Чудиновский бой и почему очерк именно о нём?

- Эта история - эпизод из моей книги о партизанском движении в Амурской области. Кстати, подобные книги написаны ещё и о хабаровских и приморских партизанах. Очерк я специально сделал в литературной обработке, чтобы легче читать и чтобы таким образом популяризировать это событие гражданской войны.

Чудиновский бой - самое яркое событие войны в Свободненском районе, первая крупная победа повстанцев над войсками интервентов не только в Амурской области, но и во всём дальневосточном крае. Это событие и укрепило дух самих повстанцев, их веру в возможность победы над сильным врагом, и придало уверенности всем противникам белогвардейщины и интервенции в крае, подтолкнув к вооружённой борьбе с ними новые сотни и тысячи людей.

Хотя об этом бое много писали, имеющиеся сведения путаются по датам, фактам. Первым о бое написал в 1932 году один из его участников - член штаба армии повстанцев Савва Кургузов. Но он писал больше по воспоминаниям, поэтому первым допустил некоторые ошибочные датировки, а последующие историки много раз их повторяли. Я составлял хронологию, сравнивая все воспоминания участников похода и всевозможные архивы.

Чудиновский бой - эпизод крестьянского восстания, к которому примкнули местные красноармейцы. Правда, крестьян не волновали советские лозунги. Главное их требование - народовластие. Тогдашний председатель исполкома Мухин решил использовать народный гнев по отношению к политике белогвардейцев на благо большевизма. Но, увязнув в переговорах с благовещенскими подпольщиками, Мухин оставил свою армию, которую начали прижимать японские интервенты. Японцы тогда контролировали железную дорогу, якобы поддерживая на ней порядок.

Повстанцы пошли сначала в сторону села Сукромли, к западу от Свободного. Японцы же оттесняли их к северу, к малонаселённым нищим деревням. И партизаны решили прорываться на юг области через Черновский ж.-д. разъезд (район села Бузули). Здесь, у села Чудиновка, повстанцы и столкнулись с японцами. Интервенты были разбиты, а повстанцы ушли на юг.

- Вы были в Чудиновке? Помнят ли сельчане свою историю?

- Я побывал в Сукромлях, Бузулях, на месте Чудиновского боя. Есть памятник, довольно старый, причём стоит он километрах в двух от места боя (к слову, в мае 2017-го этот памятник отреставрировали спортсмены из Свободного - прим.админа). Но самого села уже нет, его закрыли - как неперспективное, население вывезли. На том месте сейчас какой-то чеченский фермер разводит баранов. Так что спрашивать не у кого.

- Почему вы занимаетесь именно партизанским движением?

- Во-первых, данные о партизанах настолько скудные и противоречивые, что невозможно сформулировать чёткое и ясное представление о них. Во-вторых, партизаны очень много сделали для победы советской власти на Дальнем Востоке. Крестьянское восстание сорвало Колчаку всю мобилизацию. Зимой 1918 - 1919 годов Колчак создавал армию перед решающими битвами на Волге. Тогда стоял вопрос о судьбе не только Колчака, но и всего белого движения в Сибири и на Дальнем Востоке. И адмирал не получил отсюда 20 - 30 тысяч солдат, а это солидная цифра. Так что советскую власть на Дальнем Востоке фактически установили партизаны, а не коммунисты.

Опыт царизма

- Поддерживает ли местная власть труд краеведов?

- Лично я помощи не чувствую. 50 экземпляров книги об амурских партизанах я издал на пенсию - мою и моей матери. А вот в Артёме издать мою первую книгу «Артём на заре своей истории: факты против легенд» помогли местные власти. Правда, я два года пороги обивал. Случайно вышел на главу местной еврейской общины, он и помог докончить дело.

Памятник в честь Чудиновского боя - эпизод крестьянского восстания, к которому примкнули местные красноармейцы. Фото Юрия Тарасова

 

Я просил помощи у Благовещенского педуниверситета. Но, чтобы издаться, нужна рецензия кого-то из профессуры. А профессора не берут лишнюю работу, к тому же бесплатно. В Свободном власти помогают издавать маленькие брошюрки, но какой-то большой, системной работы по изданию материалов по краеведению нет.

- В прошлом году (в 2013-м - прим. админа) область отмечала своё 155-летие. Это действительно был год продвижения исторического патриотизма?

- Есть довольно странные примеры подъёма этого самого патриотизма. Был в Сукромлях ещё с советских времён памятник погибшим партизанам. Его уже в новом времени районные власти снесли, а вместо него поставили памятник сельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне. А разве нельзя оба памятника рядом поставить? Я этот вопрос поднял в местной прессе. Видимо, сигнал услышали - памятник партизанам восстановили.

Ну а каких-то крупных мероприятий по увековечиванию амурской истории я не припомню. А ведь не то что амурчане, сами свободненцы о том же Чудиновском бое ничего не знают. А откуда узнать? В прессе редко берут такие материалы, издавать книги самому дорого. Маловероятно, что в школьной программе есть уроки краеведения. Так что хоть наши власти и отчитываются, что они популяризируют историю, пока виден лишь формальный подход.

- Наверное, лучшим показателем исторического патриотизма была бы остановка оттока населения с Дальнего Востока?

- Теоретически возможно придать региону новый виток развития, потому что настоящего расцвета здесь и не было никогда. Тогда и люди сюда потянутся. Во все времена сюда ехали в первую очередь затем, чтобы заработать. Но наибольшая проблема - стремительное вымирание деревни.

Как вернуть сельское население? Создавать фермерские хозяйства? Но их не особо поддерживают. А изучили бы дореволюционный опыт… Крестьян на первые пять лет полностью освобождали от выплаты ссуды, которую те брали на обустройство. Потом ссуду отдавали частями. При царизме государство закупало зерно по цене вдвое выше рыночной, чтобы поощрять земледелие на всём Дальнем Востоке.

- Вы упоминали о народо-властии в области в 1919 году. А сейчас оно есть?

- Тут вопрос в том, кого считать народом. То есть какая прослойка общества была наиболее массовой? Кто являлся «солью земли»? Тогда были крестьяне. Потом народом стали считать рабочих. А сейчас… крестьян нет, от пролетариата ошмётки остались, интеллигенция по большей части грызётся между собой. Чиновники? Вот они-то себя «солью земли» считают (смеётся). Но считать их народом бессмысленно. Так что сейчас назвать конкретную часть населения, которая олицетворяла бы народ, нельзя.

- Нынешний год объявлен Годом культуры. Неужели он чем-то будет отличаться от других, если культура у нас всегда по остаточному принципу финансируется?

- Вообще, все эти Годы культуры, истории - это кампанейщина. Проведут одну кампанию, акцию, чтобы привлечь внимание людей, - и всё. Конечно, хорошо - чиновники начинают суетиться, какие-то мероприятия проводить, привлекать внимание к каким-то проблемам. Но с точки зрения движения вперёд - развитие культуры и истории имеет мелкие масштабы.

- Наверное, после наводнения на культуру вообще ни копейки не выделят?

- Так и до него не было золотых гор. Хотя в разгар наводнения провели «Амурскую осень», денег не пожалели. На подобные мероприятия деньги всегда найдутся. Было бы желание, причём властей, потому что от желания народа уже мало что зависит.

- Третье марта - Всемирный день писателя. После своего художественного очерка вы считаете себя писателем или всё-таки краеведом?

- Понятия «писателя» и «краеведа» сравнивать нельзя, потому что писатель - это профессия, а краевед - это хобби, для души и интереса. Официально профессии «краевед» нет, за это деньги не платят. Может, чиновникам в отделах культуры и платят, а самим краеведам точно нет. Давали бы хоть возможность выиграть какие-то гранты за свою работу. Труд ведь достаточно большой, и не для себя, а для общества. А так получается, что работаешь на свой интерес и за свои деньги.

Досье

Юрий Тарасов родился в 1963 году на Камчатке.

В 1991 году окончил Благовещенский пединститут, с 1991 по 1998 год преподавал историю в школах Свободного.

В 1998 году уехал в Приморье, в город Артём, где начал активно заниматься краеведением и напечатал первую книгу.

В 2007 году вернулся в Свободный.

С 2009 года - член местного литературного объединения, (с 2016 года председатель Свободненского ЛИТО - прим.админа).

+1
14:40
4262
RSS
15:02
В ответ на скептицизм и недоверие некоторых свободненцев как бывших, так и нынешних по поводу «ой-йо-йой, молодёжи это краеведение — неинтересно...»:
.
Cпopтcмeны из Cвoбoднoгo вoccтaнoвили зaбpoшeнный пaмятник пapтизaнaм нa мecтe Чyдинoвcкoгo бoя

Loading...
|
Похожие статьи
Амурский архив - кладовая истории Приамурья
Ежегодно 10 марта в России отмечается День архивов
АМУРСКИЙ УФАС РОССИИ СООБЩАЕТ...
Нарушения антимонопольного законодательства в сфере ЖКХ при распоряжении муниципальным имуществом на примере Белогорска
АМУРСКИЙ ОБЛИЗБИРКОМ ПЕРЕИЗБРАЛИ
Председатель - Николай Неведомский, заместитель - Александр Василенко, секретарь - Татьяна Ныркова