Пять мифов о потерянном «Метеоре»: правда ли, что все запуски с Восточного были неудачными
Подготовка к запуску спутника дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) «Метеор-М» №2-1 на космодроме "Восточный".
ФОТО Youtube Роскосмос
Перепутали космодромы – разгонный блок «Фрегат» запрограммировали на старт с Байконура…
Спутник-ретранслятор «Луч» был специально включен, чтобы на земле не знали, что происходит со спутниками… Система навигации ГЛОНАСС/GPS специально утопила «Метеор»…
Разгонный блок и ракета «не поняли друг друга» - у них были не сочетавшиеся полетные задания…
И вообще этот Восточный – несчастливый космодром.
В общем, каких только версий с 28 ноября, когда на орбиту не был выведен метеорологический спутник «Метеор М» и еще 18 малых аппаратов, ни появилось. Даже воскресным вечером в бане мужская компания уже обсуждает не привычные дамские прелести и превратности футбола, а то, как мы в космосе все про… (потеряли).
О том, что на самом деле произошло с ракетой, разгонным блоком и спутниками, рассказал обозревателю «КП» Александру Милкусу исполнительный директор по средствам выведения и эксплуатации наземной космической инфраструктуры Роскосмоса Андрей Мазурин.
- Андрей Валентинович, каким образом разгонный блок «Фрегат» - напоминаю, надежный и много раз проверенный - мог вместо импульса на подъем космического аппарата выдать импульс на торможение? Чья это ошибка?
- Запуск построен таким образом. Ракета-носитель имеет свою систему управления. Она выводит космическую головную часть – а в нее входит и разгонный блок, и спутник – в нужную точку, рассчитанную баллистиками. В дальнейшем после отделения от ракеты включается разгонный блок. Его задача – развести по орбитам космические аппараты.
- Как буксир…
- Чем и ценен «Фрегат» - он универсальный. У него большое количество включений, он может доставить разные спутники на разные орбиты. Но он после отделения от ракеты сам определяет свое местоположение и дальше сам строит свою систему координат. А затем уходит в нужную точку.
Подготовка к запуску ракеты космического назначения «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» и российским метеорологическим космическим аппаратом «Метеор-М». Фото ИТАР-ТАСС/ Олег Урусов
Если он вышел на орбиту в неправильной ориентации – допустим, ему нужно лететь вверх налево, а от ракеты он отделился так, что конструкция оказалась направлена вверх вправо, «Фрегат» должен развернуться в правильное положение.
…Мы беседуем за чашкой кофе, Мазурин берет в руки длинный пакетик отсахара и зажимает его пальцами, так что один конец смотрит в бок в сторону окна. А потом поворачивает его же в противоположную сторону – к двери.
- Примерно так должно было произойти – «Фрегат» должен был развернуться в другом направлении и начать набор высоты, - объясняет он.
- Но все равно он же не мог перепутать пол с потолком и направить себя же к земле?
- Нет, не мог. Но ему нужно время, чтобы встать в нужное положение. И потом уже двигаться на положенную орбиту.
- Тогда как он свалился?
- Могло получиться так, что он просто не успел занять нужное положение, а в это время включились его двигатели. То есть он еще разворачивался, а в это время был дан импульс. Он и направил всю конструкцию в сторону земли.
- То есть включение двигателей произошло раньше времени?
- Вполне возможно. Сейчас государственная комиссия как раз устанавливает причины нештатной работы разгонного блока. После 15 декабря должны быть обнародованы официальные выводы комиссии.
Статистиска запусков Роскосмоса. Фото: РУШАН КАЮМОВ
Миф 1. Ракета и разгонный блок «не поняли друг друга»
- «Эксперты» пишут, что системы управления ракетой «Союз 2.1б» и разгонным блоком не были синхронизированы и техника просто не поняла друг друга.
- Ракета отработала штатно. К ней вопросов нет. И те углы, которые она доворачивала (ракета в полете разворачивалась в соответствии с программой так, чтобы вывести свою нагрузку в нужную точку – Ред.) – это углы, заложенные заранее.
Полетное задание и ракеты, и разгонного блока были согласованы, взаимоувязаны. По-другому быть не могло. А что случилось, это и есть предмет для разбирательства комиссией.
Миф 2. Перепутали Восточный с Байконуром
- Гуляла по интернету еще версия, что во «Фрегат» загрузили программу, как будто он стартовал с Байконура. Поэтому он и стал так странно разворачиваться.
- Для этого разгонного блока полетное задание для старта с Байконура даже не считали. Тут перепутать невозможно – полетное задание для «Фрегата» разрабатывалось именно для старта с Восточного.
Мы «Фрегаты» пускаем с четырех космодромов – Байконур, Плесецк, Куру и Восточный, и для каждого пуска свое полетное задание.
«Азимут стрельбы» (то есть, в какую точку нацелена ракета – Ред.) с Байконура, естественно, не такой, как с Восточного. Но такой ошибки – чтобы запрограммировать на пуск с другого космодрома - быть не может. Расчеты для Байконура для данного «Фрегата» даже не проводились.
Запуск ракеты-носителя “Союз 2.1б” со стартовой площадки космодрома "Восточный". Фото: REUTERS
Миф 3. Не работал датчик ГЛОНАСС/GPS
- Пишут, что система навигации на «Фрегате» была отключена, так как датчик, как оказалось, в последнюю минуту засбоил, и его отрубили.
- Во «Фрегате» в системе управления есть аппаратура спутниковой навигации. Она задействована в полетной программе разгонного блока тогда, когда предусматривается длительный цикл выведения аппарата. Когда нужно выводить на высокие орбиты и занимает это много времени. Тогда по спутниковой навигации происходит сверка, в ту ли точку мы выходим, и, если нужно, устраняется погрешность. Просто потому что, когда происходит длительный вывод спутника на орбиту, накапливается ошибка.
- Длительный этап – это какой?
- Например, когда выводятся спутники ГЛОНАСС на орбиту 20 тысяч километров. А в данном случае выводилось на 850 километров. И аппаратура навигации не использовалась. В ней не было необходимости. Это было заложено на земле, государственная комиссия, принявшая решение о пуске, об этом знала.
Миф 4. Не была вовремя получена телеметрия о полете, потому что решили не использовать спутник-ретранслятор «Луч»
- Есть система получения телеметрической информации с применением ретрансляции. Она называется «Система Луч-абонент». Данные телеметрии с ракеты передаются с помощью спутника-ретранслятора. На ракете «Союз 2.1 б» такая аппаратура стояла. И она хорошо отработала. Хотя эта система еще проходит испытания.
Для «Фрегата» подобная аппаратура проходила отработку во время запуска спутника «Канопус-В-ИК» с космодрома Байконур 14 июля 2017 года. Она тоже хорошо себя зарекомендовала. Но «Фрегат», который использовался для пуска с Восточного, был изготовлен давно, и на него эта аппаратура установлена не была. В новые «Фрегаты» такая аппаратура будет ставиться.
Миф 5. Ошибка была допущена из-за того, что аппараты не проверяла военная приемка
- С Плесецка 2 декабря такой же ракетой «Союз 2.1 б» был выведен военный спутник. И вот знатоки пишут, что все было нормально, так как его принимали военные. А вот гражданские допускают оплошности.
- У нас и за ракетой, и за разгонным блоком, и за полезной нагрузкой контроль военной приемки ведется. Она введена по всем космическим средствам – и по федеральным аппаратам, и по средствам выведения. И, кстати, наземное оборудование проверяют и принимают военные.
ВОПРОС – РЕБРОМ
- У обывателя складывается впечатление, что у нас чуть ли не каждый пуск аварийный. Давайте посмотрим статистику…
- В этом году у нас это первый неудачный пуск. А всего было проведено 17 запусков. Говорить о полосе неудач, о системных проблемах не стоит. Надо учитывать, что при пусках с Восточного мы еще проводим летно-конструкторские испытания.
- Объясните этот термин. Чем такой пуск отличается от регулярного?
- Регулярная эксплуатация – это работа по отлаженной документации. Когда все составные части пуска выверены. Например, когда ракета привезена на стартовый комплекс, ее установщик поднимает и устанавливает сразу туда, куданадо. На летных испытаниях происходит отработка, доведение технологии, когда первый раз встречаются ракета и старт, когда ракета первый раз выходит на данную орбиту. Ситуация, когда не сработали синхронно две составные части – разгонный блок и ракета – это тоже элемент испытаний. Ракета новая, наземное оборудование новое.
- Но был же уже пуск с Восточного в апреле 2016 года…
- А вы помните, тогда был небольшой сбой, который тоже связан с проведением испытаний? Тогда кабель был неправильно распаян, и сигнал не прошел. Проблему устранили, и ракета отработала штатно. Это и есть элементы испытаний.
- Но если это режим испытаний, стоило ли рисковать спутником «Метеор М», он важен для нашей метеорологической группировки? Да и другие спутники жалко…
- Мы всегда учитываем две составные части – это риски, которые при испытаниях могут быть, и стоимость. В данном случае то, что мы испытываем – и наземное оборудование, и ракета – испытания выдержали, все отработало. Летные испытания комплекса прошли успешно. Вопросы возникли в работе разгонного блока, который летает уже много лет, и прежде к нему нареканий не было.
- Будет ли перенесен пуск аппарата «Канопус», который должен был стартовать с Восточного 22 декабря с таким же разгонным блоком «Фрегат»?
- Пока не будут окончательно выяснены причины аварии и выработан план мероприятий, которые позволят избежать подобных происшествий в дальнейшем, безусловно, запуск «Канопуса» мы проводить не сможем. На сегодня госкомиссия остановила все запуски, в которых использовался разгонный блок «Фрегат».
- Пишут, что госкомиссия не сможет со 100-процентной уверенностью сказать, что произошло, поскольку у вас не хватает данных телеметрии…
- Телеметрическая информация по «Фрегату» с момента отделения от ракеты до выхода из зоны радиовидимости есть в хорошем качестве. И в полном объеме. Она позволяет сделать выводы, что же происходило на борту. Сегодня специалисты анализируют ее. И каких-то сомнений в том, что этой информации будет недостаточно для того, чтобы сделать окончательные выводы, у нас нет.
- Для Росгидромета потеря «Метеора М» весьма существенна. Когда мы сможем запустить новый подобный спутник?
- Следующий «Метеор» у нас изготавливается. В плане запусков он стоит на 2018 год.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Александр МИЛКУС
Только не делайте Восточный крайним
Самое глупое, что сейчас может произойти – космодром Восточный в народной молве закрепится как «гиблое место». Целый день после информации о том, что новый метеорологический спутник «Метеор-М» не вышел на орбиту, я слышу разные вариации на тему: «В-о-о-о-т, два пуска всего-то с космодрома были, и оба с проблемами». Любим мы себя не любить, причем круто и сладострастно.
На самом деле давайте разберемся на холодную голову (тем более, что сейчас на Восточном -17 и создать такой режим для мыслительного аппарата не сложно) (подробности)
МИЛКУС АЛЕКСАНДР