Възд в город Памятник Гайдаю Мемориал Славы

ЗАКРЫТЬ НЕЛЬЗЯ РАБОТАТЬ

ЗАКРЫТЬ НЕЛЬЗЯ РАБОТАТЬ

Руководитель Музея истории Дальнего Востока имени Арсеньева Виктор Шалай

По культурным учреждениям: театрам, галереям, музеям… - введенные из-за коронавируса ограничения ударили особенно сильно: их деятельность предполагает физическое присутствие посетителей в соответствующей точке, что сейчас невозможно. Когда «храмы культуры» вновь заработают в нормальном режиме - никто не знает. В онлайн-конференции, проведенной медиахолдингом PrimaMedia, принял участие Виктор Шалай - руководитель Музея истории Дальнего Востока имени Арсеньева и создаваемого в настоящее время федерального музея-заповедника «Владивостокская крепость». Он рассказал о том, как живет музей в сложившейся ситуации и чего нам стоит ожидать в ближайшем будущем. 
 
«Наш музей «разбросан» по разным городам Приморского края, одна команда реализует два федеральных музейных проекта - имею в виду Музей истории Дальнего Востока и музей-заповедник «Владивостокская крепость». Поэтому ощущение локомотива, которому сорвали стоп-кран на полной скорости, прошло не сразу. Не буду лукавить, что мы сразу перестроились, поняли, как мы сейчас будем делать свою работу, пытаться ее хоть в каком-то горизонте прогнозировать… Тотальная неопределенность и необходимость остановиться в одну секунду - это, конечно, был большой стресс, - говорит Виктор Шалай. - Эта ситуация преодолена, подразделения музея подладились под эту ситуацию, выстроили графики работы, кто смог - обеспечил себя работой на удаленке, кто нет - того мы обеспечили. Самой незащищенной категорией оказались смотрители. Почти все они у нас относятся к категории 60+, а значит, им автоматически запрещено выходить из дома. До некоторого времени им была гарантирована заработная плата, но потом оказалось, что они должны еще и должны остаться без зарплаты… Мы особенно переживали именно за них и придумали довольно простой и, на мой взгляд, трогательный вариант. Очень нужная для музея деятельность, которую может выполнять каждый смотритель, - клеить конверты для хранилищ. Оказалось, что у нас есть потребность в пяти тысячах конвертов для коллекций нумизматики и еще в каком-то количестве для прочих коллекций - фотофонд, негативы и так дальше. Мы решили: пусть это станет небольшим развлечением на ближайший месяц, которое будет гарантировать людям и занятость, и вовлеченность в общемузейный процесс, и самое главное - сохранение заработной платы. Знаете, японцы клеят журавликов как знак мира - а мы будем клеить конверты для старых монет, пусть это будет символом, карантинным оригами на наш музейный лад, тем более что все это потом пойдет в работу. У остальных категорий сотрудников все более-менее хорошо, люди подладились». 
 
Хотя залы пустуют, сотрудники музея продолжают работу - по разным направлениям. 
 
«Очень горжусь тем, что мы осилили два полноценных выпуска в рамках Школы наследия - это потрясающий культурно-просветительский проект, существующий большей частью в Москве, но, как и всем, карантин дал им возможность выйти за пределы разговоров о наследии Москвы и поговорить о наследии других городов, - рассказал Шалай. - Поступило предложение от Школы наследия сделать два выпуска о Владивостоке. Один - общий обзор о том, что такое наследие Владивостока - архитектурное, историческое. Второй посвящен фортификационному комплексу Владивостокской крепости (подробнее - на heritage-school.ru, речь идет о записанных в период карантина лекциях члена-корреспондента Академии архитектурного наследия советника Российской академии архитектуры и строительных наук эксперта Минкультуры РФ Анны Мялк. - Ред.). Это наш первый опыт производства полноценного телевизионного материала с помощью собственных и привлеченных интеллектуальных ресурсов, который дает нам оптимизм в части развития этого направления. Нужно обрасти хорошей технической командой, найти общий язык с разными людьми, и получится собственная музейная телестудия». 
 
Когда музеи смогут вновь нормально работать, - никто не знает, но Шалай предлагает смотреть на вещи спокойно: 
 
«Я живу в морском городе, некоторые члены моей семьи подолгу уходили в море. В том числе мама была вынуждена уходить на 8-9 месяцев. Это расставание сродни нынешнему расставанию с посетителем. Давайте представим, что мы просто ушли в рейс… Я лишен иллюзий, что все в ближайший месяц после отмены карантина побегут в музей. Есть много запретов на очень важные для людей вещи - посещать своих близких, пожилых родственников, кладбища… Давайте не забывать, что у людей есть целая жизнь. Думаю, первые месяц-полтора люди будут заниматься только этим. Людям нужно будет время на самореабилитацию. Встретимся чуть позже, в этом нет особой проблемы. Выберут сами музей как способ терапии и релаксации после стресса - хорошо, не выберут - это нормальный выбор, к которому я отношусь с уважением. Как мы не были готовы к началу ситуации, так не будем готовы к ее завершению. Когда она закончится, мы не знаем, как все это отразится на ситуации большого города или сельской местности - мы ничего этого не знаем, рассуждаем в ситуации полной неопределенности. Поэтому я как житель города, полного туманов, предлагаю двигаться очень мелкими шагами, чтобы не свалиться с горки и не покатиться кубарем вниз. Но наше профессиональное счастье заключается в принадлежности к сфере, где творчество помогает минимизировать боль, стресс, силу удара. Мы адаптивны, поэтому что-нибудь да будет. Мы что-нибудь да придумаем, где-нибудь экскурсию да проведем, не в здании, так в парке, не в парке, так в онлайне. Но очень важен вопрос, как музей будет гарантированно капитализировать свою деятельность в ситуации неопределенности. То, о чем побаливает моя директорская голова: как, оставаясь в ситуации неопределенности, думать хотя бы о минимальной капитализации нашей деятельности. Где-то поможет государство, компенсирует какие-то расходы, но музей все равно должен развиваться, а, как мы знаем, в основном он развивается на собственные доходы. Вот эта загадка меня жутко волнует, мы с коллегами только начинаем ее разгадывать». 

Олег Макаров,

«Новая газета во Владивостоке», №543, 21.05.2020

+3
00:00
2475
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
|
Похожие статьи
«ИЗ-ЗА РУБЛЯ ЧИТАЮТ НОТАЦИЮ!»: ЖИТЕЛИ ЗЕИ ПОЖАЛОВАЛИСЬ НА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОБУСОВ ПОСЛЕ ПОВЫШЕНИЯ ПЛАТЫ
Новая стоимость поездки в общественном транспорте города Зея — 31 рубль
РУКОВОДСТВО ГОРБОЛЬНИЦЫ БЛАГОВЕЩЕНСКА ПЕРЕДУМАЛО СОКРАЩАТЬ МЕДСЕСТЕР
Медработники считают, что свою роль сыграл общественный резонанс после огласки готовящихся перемен
ЖИТЕЛИ ШИМАНОВСКА ПОЖАЛОВАЛИСЬ НА СВАЛКУ ПОСЛЕ СУББОТНИКА
«Весь мусор городские службы вывозят в наш поселок и вываливают рядом с домами, где гуляют дети» ...
Кому бродить на информационном кладбище Хабаровского края: Ни зарплат, ни квартир, ни гонораров
Для тех, кому небезразлична судьба печатного, эфирного и электронного слова...