ПОКА МУЖИКИ ПЛАЧУТ
Да, пока сильная половина журналистского человечества нашей страны ноет о том, что их профессии больше нет и "во всем виноват Путин", слабая половина того же самого человечества творит...
Бог знает что.
Например, в лице отдельной взятой женщины начинает выпускать в отдельно взятом Вяземском районе Хабаровского края отдельно взятую (в смысле, частную и совершенно независимую) газету. И не какую-нибудь там с приставкой "интернет". Всамделишную! БУМАЖНУЮ!!!
"Она что, совсем с ума сошла? - спросит какой-нибудь крайне логично мыслящий, крайне опытный и крайне унылый хабаровский журналист мужского пола.
- И это точно все не под выборы делается? И она точно не глупая жена богатого мужа или чья-то там любовница? Хотя, это же Вяземский, там такого не может быть просто по определению..."
Просто совпало
- Ну, как я дошла до жизни такой? Мне просто хотелось писать что и как я хочу. А было негде. Все банальненько.
Я знаю Иру Карапузову сколько-то там лет, причем сначала познакомилась с ее творчеством, а уж после этого решила познакомиться с ней самой. Поскольку а) у нее такая прикольная фамилия б) она прикольно написала про выращивание свиней некой бабкой Макаровной (а попробуйте-ка напишите про такое прикольно - не всем, знаете ли, дано).
Когда-то Ира работала в газете "Вяземские вести" (единственной в районе), потом на фоне творческих несогласий с ее руководством перешла в пресс-службу районной администрации.
Но, как известно, во всякого рода пресс-службах ты либо перестаешь быть журналистом, либо... перестаешь быть в пресс-службах.
А Ире нельзя было переставать быть журналистом.
- Мой муж как-то сказал, что цель его жизни - чтобы я реализовалась в своей профессии. Хотя, не исключено, что он был немного нетрезв, когда это говорил...
Везет же некоторым с мужьями. Таких подводить, сами понимаете, нельзя некоим образом. Поэтому из пресс-службы Ира вскоре ушла. И пошла себе... в полное такое никуда, ибо все места для журналистов в Вяземском на этом закончились.
Несколько лет были сплошные тык-мык - вплоть до поездок два раза в месяц в Благовещенск для выпуска какого-то медицинского издания.
- А потом все как-то совпало. Мы нашли друг друга с людьми, заинтересованными в том же, что и я. И решили делать свою газету. Кто эти люди? Да наши местные депутаты-предприниматели. Двое. Елена Полканова и Сергей Мудрик.
"Ну поняяяя-ятно!" - крайне опытные хабаровские журналисты тут могут даже похмыкать на совершенно законных основаниях (я и то похмыкала малость, хотя опытная вовсе не крайне).
Ирины депутаты - само собой, беспартийные. И уже выбранные на новый срок. Поэтому обвинения в том, что газета сделана под выборы, мы снимаем.
- Им просто нужен был рупор, возможность высказывать свое мнение, в районной газете они не могут делать это так, как хотят. Ну а сколько нужно места, чтобы депутатам выразить свою позицию по какому-то вопросу - ну одна страница в номере. А страниц у нас в газете - 12! Все остальные я заполняю так, как хочу, и никакого вмешательства с их стороны нет абсолютно.
Да, совсем забыла, газета получила название "Читай - Вяземский". Тираж у нее 2 тысячи экземпляров. К слову, у некоторых хабаровских газет в реальности (в выходных данных обычно тираж увеличен в несколько раз) и того меньше. А газете-то всего полгода!
- Нет, мне не было страшно начинать. Даже не было мыслей, что вот я напишу, а никто читать не станет. Не было такого. Почему-то я была уверена в себе. Скорее, было ощущение, что я теперь словно в другом измерении. Да, какой-то прямо квантовый скачок!
Какая вы интересная молодец!
Конечно, было бы совсем странно и неинтересно, если бы все обошлось без проблем.
- Да, с одной стороны, все сложилось удачно. Каждый из нас троих отвечал за свою часть работы. Мне предоставили заем на покупку оборудования, выделили офис, а партнеры, поскольку у них были связи в торговле, договорились о распространении газеты через магазины (около 30 точек). Даже нашелся парень, который на какое-то время, ради опыта, согласился верстать газету в кредит.
А с другой стороны - кому такое понравится? Районной газете, которая была монополистом, а теперь тут нарисовался какой-то непонятный "Читай - Вяземский"? Неа! Районной администрации, которая, понятное дело, решила, что газета будет оппозиционной к местной власти и, того и гляди, пойдет ее чихвостить, что есть мочи? Неа-2.
- Думаю, что какое-то влияние сверху было оказано, поскольку несколько магазинов вдруг отказались продавать нашу газету. А потом ко мне приехали люди из краевого правительства. Вроде как знакомиться с такой интересной мной. Какая вы молодец, сказали они мне, а почему бы вам не дружить с районной администрацией? На что я ответила, что я-то не против, но вот со мной, судя по всему, оттуда дружить вовсе не хотят. Хотя я вовсе не ставила целью наезжать на местную власть, просто хочу делать газету, интересную для людей. Ну, может, поднаеду чуток, когда заслужат - но это же не самоцель.
При этом, признается, что все-таки не стала бы заключать никаких договоров на информационное обслуживание с администрацией, даже если бы было такое предложение.
- Я этого всего так наелась в свое время, теперь хочется независимости. Пока есть возможность, во всяком случае.
"Ха-ха, ей-то легко говорить о независимости, - ехидно заметит крайне логично мыслящий хабаровский журналист. - Денег-то депутатских небось полно, ей бы на наше место!".
- На самом деле, зарплаты у меня до сих пор нет – ну, то есть, вообще. В этом месяце только начну платить верстальщику. Хотя уже пошла реклама! Но заработанные деньги идут на печать и возвращение денег за оборудование.
Практически всю газету Ира записывает сама. Первый номер выпустила на прежних наработках, ставила целыми полосами статьи "про интересных людей".
- Сейчас стали читатели помогать, кто-то звонит и рассказывает новости, кто-то на листочках приносит свои тексты. Конечно, нужен второй журналист, но платить ему пока я нормально не могу. Хотя, надеюсь, что осенью рекламы станет больше...
Та еще медиа-магнатка
Об Ириной газете постепенно узнают рекламодатели из соседних районов. Приезжают, договариваются, пошли проплаты.
- Я же как газету зарегистрировала? Чтобы не только в своем районе распространять, но и по всему краю. Но, понятно, что не все сразу. Пока планы только на свой, Бикинский и район им. Лазо. На Южный куст, как нас называют в крае. Раз рекламодатели из других районов потянулись, значит, надо в тех районах и газету распространять. Будем договариваться.
Я ж, говорит, вовсе не собираюсь с газетой своей только развлекаться, я ж, говорит, с ее помощью зарабатывать планирую! То есть, как выяснилось, Ира вовсе не глупая жена богатого мужа, а вовсе даже наоборот - умная жена небогатого мужа.
- Мне, конечно, повезло, что я занялась свое газетой именно сейчас - когда дети взрослые, наша помощь им не нужна, ну а муж не дает мне умереть с голоду, пока я все это раскручиваю.
Кстати, муж и дети - чуть ли не единственные, кто Иру в ее газетном начинании поддержал.
- Коллеги не верили - мол, ну побалуешься месяц-другой, да закроешься. Вроде, ну как мне конкурировать за рекламодателей и читателей с районной газетой? Нереально ведь! Но оказалось, очень даже реально. Очень даже, да-да.
Главное, вздыхаю я, чтобы ты со своими рекламодателями и мега-магнатскими идеями не забыла про творчество. Чтобы не превратилось все в фиг знает что, чего и так вокруг навалом. Это ведь запросто бывает - ра-ааз, и уже какашка!
- Не, ты что, у меня знаешь какие планы! Я вот сейчас придумала писать про истории успеха наших предпринимателей. Но не так, как они хотят, потому что деньги платят. Нет, чтобы они заплатили за рекламный блок, а потом я бесплатно делаю с ними интересное интервью - как сама хочу!
А еще, говорит, еще хочу... Желтизны! Немножко. Но это, мол, чуть позже, это ведь такая энергозатратная работа - желтизной заниматься, пусть и в небольших дозах. Но очень-очень хочется!
- Знаешь, я это еще когда в общаге университетской жила во Владивостоке поняла: людям, которые живут в небольшом сообществе, очень интересно то, что происходит рядом, у соседей. Поэтому мне повезло, что я живу в Вяземском - это ведь именно такое небольшое сообщество, где все друг друга знают, и всем друг про друга все очень интересно.
И добавляет:
- Вот если б я жила в Хабаровске, никакую газету точно не стала бы делать.
*Крайне опытные хабаровские журналисты дружно показывают мне свои крайне острые (но уже малость притупившиеся за ненадобностью) языки.
Татьяна Владина