Так вот ты какой, Юрий Гагарин
Юрий Гагарин и Ниночка Алексеева в Хабаровске, май 1962 года. Фото Владимира Пильгуева. Перефото Сергея Балбашова
Что могло бы помешать нашему руководству организовать масштабные торжества здесь, на Дальнем Востоке в только что построенном новеньком космограде с учетом серьезной озабоченности по поводу развития нашего региона?
- Дорогие друзья, дальневосточники! Разрешите поблагодарить вас за теплоту и гостеприимство, которое вы проявляете ко мне - простому советскому человеку, побывавшему в космосе! Подлетая к Хабаровску, мы любовались великим Амуром, вашим прекрасным городом. А вот теперь, когда мы еще почувствовали вашу сердечность и теплоту, мне стало немножечко жаль, что трасса моего космического полета проходила не над Хабаровском, а значительно севернее. Тем более, что здесь у меня живет немало друзей, с которыми приходилось вместе учиться».
Авиационное открытие
Такими словами, сохранившимися в записях Хабаровского крайгосархива, и со своей незабываемой открытой улыбкой, которая осталась увековеченной на фото- и кинодокументах, первый космонавт планеты выразил свои чувства встречавшим его хабаровчанам воскресным днем 20 мая 1962 года.
Только что запущенный в серию турбовинтовой четырехмоторный, самый комфортабельный трансконтинентальный литерный Ил-18-В, якобы изначально готовившийся для доставки новоиспеченной советской водородной бомбы, направлялся в Японию с "миссией мира", совершил посадку в нашем городе. Других связующих воздушных ворот Страны Советов со Страной Восходящего Солнца, как и с другими капиталистическими государствами АТР, в те годы не было. Владивосток в те времена «холодной войны уже 11 лет четко числился закрытым городом. А до открытия регулярного авиасообщения Москва-Токио по транссибирскому маршруту оставалось еще ровно пять лет.
Через девять дней, возвращаясь на том же супертехнологичном хрущевском лайнере, Гагарин вновь шагнул на хабаровскую землю. Несмотря на рабочий день - вторник, от аэропорта до Комсомольской площади с цветами и транспарантами живой коридор из десятков тысяч горожан приветствовал Юрия Алексеевича так, как не приветствовал бы даже инопланетянина.
Он был не первым
Сейчас по прошествии шести десятков лет приходит в голову странное сравнение тех времен с нынешними. Тогда это были последние годы хрущевской оттепели. Вышедшая из лагерей и частично реабилитированная зэковская еще не восстановленная после страшной войны страна первой запустила искусственный спутник, отправила сначала животных, а потом и человека в космос, перед этим построив буквально за считанные годы в безлюдно-бескрайней казахской степи гигантский город Ленинск с масштабной и практически невозможной для тех времен инфраструктурой. Без всяких чубайсовских нано-технологий, гаджетов и всеобщей международной информатизации. Построила в режиме жесточайшей секретности, попутно сохраняя в тайне от всей планеты фамилии гениальных ракетно-двигательных конструкторов, сумасшедших ученых, космических строителей.
Сына гжатских крестьян, но почему-то с громкой графской фамилией, тоже могли бы засекретить, дав ему какой-нибудь запростецко-русский псевдоним, как за восемь месяцев до этого дали нашим знаменитым безродным дворовым героическим собачкам Альбине и Маркизе, навеки вошедших в космическую мировую историю под кличками Белка и Стрелка, которые за сутки обернулись вокруг Земли эдак полтора десятка раз.
Да, Гагарин, облетевший за часа полтора с небольшим лишь один разок планету, был совсем не первым «советским» в космосе, а каким-нибудь тридцатым-сотым, если учитывать десятки мышей и всяческих многочисленных биорганизмов, путешествуюших в той гибельной собачей ракетной капсюле в августе 60-го, но в апреле 61-го его назвали именно «человеком», а не просто живым существом.
Хабаровская стихия
Юрия Гагарина встречали во всех советских городах торжественнее и массовее нежели встречали в провинциальном Хабаровске даже первых авиаторов, челюскинцев, того же Валерия Чкалова и других героев недавнего довоенного времени.
В каждом месте Хабаровска, где мог остановиться Юрий Гагарин, сооружали деревянные подмостки, прямо на взлетной полосе аэропорта, на набережной Амура. Ему даже не давали отдохнуть в гостинице "Парус" на Шевченко, где он остановился.
Пильгуев-Хренов-Бичуров
Людское море заполнило всю Комсомольскую площадь, и Гагарин вышел на балкон.» Ура-аа, да здравствует, первый космонавт Земли»,- кричал и стар и млад. И, знаете, опять выскакивает довольно нелепое сравнение того периода коллективного энтузиазма с нашими днями - ведь никто из сотен тысяч хабаровчан не подавал никаких заявок в горком партии на проведение митингов и массовых шествий и уж тем более, не выдавали разнарядок организациям по выводу людей на митинги и шествия. Простые хабаровчане стихийно бросали работу и вываливали на улицы сами, без парткомов и профкомов.
Если бы в те годы существовали всякие разнузданные электронные технологии массового потребления, то, знаете ли, всему миру бы остались в разных соцсетях десятки тысяч уникальных и неподцензурных снимков Юрия Гагарина в самых разных экспозициях и ситуациях. Обезумевший Хабаровск внес бы свою весомую лепту в гагаринскую фотоэпопею. Но навеки-вечные в советской памяти остались лишь узаконенные «сдержанные» снимки наших фоторепортеров Владимира Пильгуева, Сергея Хренова, Александра Бичурова, исключив из общественно-доступного архива любительские карточки тогдашних немногочисленных владельцев ФЭДов, и «Зорких».
Лимузин – на руки?
Мой дедушка Лев Николаевич с молодости увлекался фотографией, и снимал, как говорится, все, что движется. Но после его ухода из жизни я не нашел в его архивах ни одной фотографии Гагарина в Хабаровске. В те годы он занимал довольно внушительную должность в ДВЖД и, скорее всего, не мог себе позволить эдак запросто покинуть служебный кабинет в рабочее время, хотя кортеж Юрия Алексеевича проезжал аккурат мимо главного здания желдоруправления.
Единственный в то время Хабаровске открытый многотонный лимузин командующего ДВО ЗиС-110, в котором на небольшой скорости проезжал по улице Карла Маркса первый космонавт планеты, хабаровчане хотели в сердцах буквально подхватить на руки, люди выбегали с тротуаров к машине с цветами, пытаясь коснуться хотя бы корпуса машины, а иные – даже кителя Юрия Алексеевича. А когда ЗИС остановился на перекрестке Калинина-Истомина, его тут же обступили самые безбашенные.
Дед мой это видел из окна своего кабинета, но выходить по своей военной дисциплинированности не стал. А кстати, дедушка мне рассказывал, что его кабинет находился то ли на первом, то ли на втором этаже здания управы ДВЖД, а перед фасадом здания тогда уже вовсю росли огромно-пушистые елки, заслонявшие обзор центральной улицы. К слову, те самые синеватого отлива ели, которыми в то время по аналогии с Красной площадью засаживали реконструируемую площадь Ленина. Так что, все равно никакого четкого снимка бы не получилось, это уж точно. Так сетовал мой фотограф-дедушка.
Утерянный автограф на японском веере
Любопытно, что автографы космонавт оставлял на открытках, книжках и даже на трофейных японских веерах, зонтиках, которых в тогдашнем Хабаровске было великое множество, в том числе и в нашей послевоенной дедовской семье.
Точно помню, что был веер и с автографом Гагарина. В раннем детстве я видел его в древнем бабушкином шкафу. Скорее всего, его умудрилась получить одна из моих теток, то ли Татьяна, то ли Наталья. Они тогда были школьницами. Одна училась в 5-й средней школе, что на Амурском бульваре - Шеронова, а другая, младшая, в 35-й, которая была аккурат напротив «Паруса», где жил и выступал с балкона Юрий Гагарин. Видно, юркая отличница Наташа, повсюду таскавшая с собой бабушкин японский веер, как-то умудрилась просочиться сквозь многотысячную толпу и заполучить желаемый гагаринский автограф. Но этот раритет найти мне не удалось, ни в Хабаровске, ни на Сахалине, где очень рано, от онкологии ушла из жизни моя любимая тетя Наташа.
Поиски Ниночки Николаевой
Но следуем дальше за космонавтом. В красивом зеленом-презеленом лесочке на Краснореченской по заранее спланированному сценарию крайкома партии и управления КГБ космонавт посадил два тоненьких саженца эксклюзивной курильской лиственницы, саженцы скорым порядком заранее доставили самолетом с Сахалина. Но вопреки сценарию космонавту вдруг взялась помогать какая-то маленькая очаровательная девчушка по виду дошкольного возраста, опять же, в японской шляпке и японском пышном платьишке.
Забегая вперед, стоит заметить, что эту девочку пытались разыскать журналисты самых разных газет в самые разные годы. Выяснилось, что звали ее Нина. На одном из снимков, сохранившемся в Гродековском музее, она запечатлена с мамой Аллой Александровной Николаевой. Женщина тогда работала шофером то ли в таксопарке на Владивостокской, то ли на «скорой помощи» на Волочаевской. Репортерам удалось узнать, что дедушка малышки, вероятно, был тогда директором лесопарка. Оставалось предположить, что, узнав о запланированной посадке саженцев с участием Юрия Гагарина, он и пригласил на торжество внучку с мамой.
А через четыре десятка лет, в начале 2000-х журналисты к очередному дню космонавтики всерьез взялись за поиски Аллы и Ниночки Николаевых, подключив к этому даже солидное детективное агентство, перерыв десятки архивных документов и адресных книг 60-х годов. Но, увы, эти поиски закончились неудачей. Нашей коллеге из «Тихоокеанской звезды» Елене Мироненко ничего не оставалось, как предположить, что после 1962 года Алла Александровна Николаева уехала за пределы края, естественно, снялась с учета или сменила фамилию.
А в конце марта 2011 года, накануне полувекового юбилея первого космического полета человека, в «Комсомолке» была опубликована заметка о Пильгуеве и его фотосъемке Гагарина в Хабаровске. В публикации речь вновь зашла о той девочке, с которой общался Юрий Алексеевич при посадке легендарных лиственниц. Примечательно, что к этой заметке был всего один комментарий. Его разместила в октябре 2018-го некая Марина Нефедова, написавшая, что она «дочка той девочки, что садила дерево с Гагариным».
На этом следы малышки затерялись, но, вероятно, не одно поколение журналистов будет вновь и вновь пробовать возобновить поиски.
А, возвращаясь в те годы, уточним, что прижилось только одно деревце, посаженное космонавтом. Потом этот лесопарк обустроят и только в 1980-м назовут именем Гагарина.
Первый почетный города Юности
Через пять лет после двух поочередных эпохальных гагаринских визитов 15 июня 1967-го космонавт прилетел к нам в третий раз. Вряд ли какой советский город удостаивался такой чести, учитывая, каким напряженным был график поездок и встреч национального и международного героя. Он опять облетел земной шар, только уже не в однократном виртуальном космическом масштабе, а в реальном – останавливаясь в каждой стране на очень непродолжительное время.
В те дни из Хабаровска Гагарин в сопровождении самого молодого за всю историю комсомола, 30-летнегего главы ЦК ВЛКСМ Сергея Павлова (тот самый герой острого евтушенковского стихотворения «румяный комсомольский бог». - Прим. авт.) отправился в Комсомольск на 35-летие города.
Прямо на берегу Амура прошел многотысячный митинг. В этот день открыли Дом молодежи. Ленточку и разрезал главный космонавт Земли. Ему тогда в числе первых присвоили звание почетного гражданина города.
Позднее в 1982-м, в год 50-летия города, первому космонавту мира и почетному гражданину города Юности был открыт памятник. Имя Гагарина дали авиационному производственному объединению, где космонавт побывал. По воспоминаниям старожилов, Гагарин даже попросил у директора полетать на новом, только что запущенном в серию самолете «Су-7У». Но директор вежливо и при этом достаточно твердо отказал.
Живая картинка далекого прошлого
Лишь через 55 лет о первом посещении Хабаровского края "колумбом космоса" (как его образно назвал Никита Хрущев) вспомнили в самых разных организациях. Вспомнили в мае 2017 года. Тогда в аэропорту при поддержке хабаровской мэрии и детского поискового центра организовали гагаринскую выставку непременных работ фотокорреспондента Владимира Федоровича Пильгуева, который снимал Гагарина на протяжении всего времени его визитов в Хабаровск.
Об этом удивительном хабаровчанине, нашем коллеге стоит сказать особо, если привязываться к грандиозной космической дате.
Пильгуев фотографировал не только Юрия Гагарина в 1962 году, но и Германа Титова в 1964-м, Валентину Терешкову и Андрияна Николаева в 1965-м. О каждой этой встрече Владимир Федорович охотно рассказывал журналистам, которые обращались к нему. Про Владимира Федоровича многие и писали и снимали. Даже те, кто никогда в жизни этого не делал. И, понятно дело, эти писанина и экранина были, как правило, приурочены ко дню космонавтики или годовщине визита Гагарина в Хабаровский край.
Работая десятки лет редактором разных газет, я даже иной раз загадывал к таким датам, мол, в том или ином СМИ обязательно выйдет интервью с Владимиром Федоровичем. Иногда попадал пальцем в небо, а частенько и оказывался прав.
Увы, теперь молодым журналистам достаточно сложно находить современных героев для заметок к тому же дню космонавтики. И фотограф Пильгуев при таком значительном инфоповоде становился вполне приемлемым современным контентом, грубовато скажем, живой картинкой из далекого прошлого. Хотя в архивах и памяти заслуженного фоторепортера были и многие другие интересные и порой казуистичные эпизоды, включая неудачную съемку дальневосточного визита Никиты Хрущева в 1954-м.
В конце 2019 года я вспомнил этого пожилого фотографа, причем вспомнил почти безо всякого повода – очень хотел включить его в так называемый список Бориса Резника (ныне, увы, тоже покойного. Прим. авт.) – кандидатов на награждение разными премиями и грамотами Союза журналистов. Я даже запланировал сделать о Пильгуеве передачу на радио «Восток России» в своей многолетней программе «Реверс». Но 24 ноября на 86-м году жизни Владимира Федоровича не стало. Выпустить, скажем так, посмертную передачу о Владимире Федоровиче у меня не получилось. В последних числах ноября того предвисокосного года программу молча по-воровски закрыли. тогдашние новоиспеченные медиа-руководители.
А вот портал «Дебри-ДВ» и новообразованное местное реготделение СЖР в те дни опубликовали достаточно емкий небольшой некролог о «космическом» фотожурналисте Владимире Пильгуеве.
В памяти остался лишь один комментарий на эту торопливую публикацию. Его написала некая Елена-педагог. Позволю себе процитировать ее двухлетней давности строчки:
«Андрей Эдуардович! Специально вчера поискала информацию о фотографах, которые снимали первых космонавтов. так вот, Владимир Федорович Пильгуев входил в пятерку, или даже тройку фотографов космического, как сейчас говорят, пула. Он не просто фотографировал по заданию редакции космонавтов, приезжавших в наш край. После этих встреч завязывалась переписка и общение. Кроме фотоархива у Владимира Федоровича сохранилась переписка с первым космонавтом. Что сейчас в нашей жизни может так всколыхнуть все человечество? Заставить весь город выйти в едином порыве на встречу одного человека? Кем он должен быть?? Посмотрите на комментарии под этой статьей. Что стало с людьми?»
Дощечка на горьковской бане
Стоит оговориться, что в Хабаровске живет и работает внук первого космонавта, названный в честь своего легендарного дедушки. Юрий Константинович Кондратчик имеет самое непосредственное отношение к авиации. В декабре 2018 года его назначили генеральным директором международного аэропорта "Хабаровск-Новый". В то же время, с апреля 2019-го руководил АО "Международный Авиатерминал Хабаровск", а с начала февраля 2020-го является гендиректором ООО "Дальневосточная концессионная компания", занимающейся аэропортовским обустройством.
Юрий Константинович не любит афишировать свое родство с первым космонавтом планеты. Он женат, в конце 2017 года у него родился сын, первый правнук Юрия Алексеевича Гагарина.
Не знаю, как нынче будут отмечать круглую дату 12 апреля в нашем авиастроительном крае.
Помнится, к 55-летию в краевом центре оформили «звездный троллейбус», курсировавший по хабаровскому маршруту первого космонавта Земли. Акцию назвали "Поехали", в салоне троллейбуса разместили фотографии о визитах космонавта в наш город. Были и экскурсоводы-добровольцы, которые рассказывали горожанам и гостям краевой столицы о любопытных фактах, связанных с приездом Гагарина, даже исторические викторины проводили во время таких поездок. Акция продлилась аж до конца первого летнего месяца. Не забыли космонавта и в Комсомольске. С его именем 12 июня город Юности и отметил свое 85-летие в 2017-м.
Это федеральные власти пускай проводят на арендуемом казахском Байконуре грандиозные концерты с трансляциями с космической орбиты, видимо, забыв, что у России есть свой собственный космодром «Восточный», с огромными трудностями и коррупционными скандалами строящийся, по-моему, уже почти десяток лет.
Что могло бы помешать нашему руководству организовать масштабные торжества здесь, на Дальнем Востоке в только что построенном новеньком космограде с учетом серьезной озабоченности по поводу неторопливого развития нашего региона? Вопрос риторический…
Но то, что отмечать как-нибудь будут, в том числе и в нашем крае, сомнений в общем-то нет. Взять хотя бы открытие мемориальной дощечки улице Гагарина на муниципальных горьковских банях. Чем не торжество?
Андрей Мирмович, дачник
Юрий Гагарин и Ниночка Алексеева в Хабаровске, май 1962 года. Фото Владимира Пильгуева. Перефото Сергея Балбашова